Глава III. Государственная экологическая экспертиза
Статья 11. Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня.
Обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат:
· проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на
окружающую природную среду, нормативно-технических и инструктивно-методических
документов, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации,
регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказывать
воздействие на окружающую природную среду, в том числе использование природных
ресурсов и охрану окружающей природной среды;
· материалы, подлежащие утверждению органами государственной власти Российской
Федерации и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории Российской Федерации, в том числе:
1) проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономических,
научно-технических и иных федеральных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду;
2) проекты генеральных планов развития территорий свободных экономических
зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной
деятельности;
3) проекты схем развития отраслей народного хозяйства Российской Федерации, в том числе промышленности;
4) проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной
организации производительных сил Российской Федерации;
5) проекты схем расселения, природопользования и территориальной организации
производительных сил крупных регионов и национально-государственных образований;
6) проекты межгосударственных инвестиционных программ, в которых участвует
Российская Федерация, и федеральных инвестиционных программ;
7) проекты комплексных схем охраны природы Российской Федерации; технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности Российской Федерации и другие проекты независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе материалы по созданию гражданами или юридическими лицами Российской Федерации с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц организаций, объем иностранных инвестиций в которые превышает пятьсот тысяч долларов;
Статья 12. Объекты государственной экологической экспертизы уровня субъектов
Российской Федерации.
Обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на уровне субъектов Российской Федерации, подлежат:
· проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, реализация
которых может привести к негативному воздействию на окружающую природную среду,
нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых
органами государственной власти субъектов Российской Федерации и регламентирующих
хозяйственную деятельность, в том числе использование природных ресурсов и охрану окружающей природной среды, и иную деятельность;
· материалы, предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории субъектов Российской Федерации, в том числе:
1) проекты комплексных и целевых социально-экономических, научно-технических и иных программ субъектов Российской Федерации, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду;
2) проекты схем развития отраслей народного хозяйства субъектов Российской
Федерации, в том числе промышленности;
3) проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной
организации производительных сил субъектов Российской Федерации;
4) проекты территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования;
5) проекты инвестиционных программ субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления; материалы комплексного экологического обследования участков территорий, находящихся в пределах территории субъекта Российской Федерации, для последующего придания им правового статуса особо охраняемых природных территорий субъектов Российской Федерации и местного значения; документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции и концессионные договоры, а также другие договоры, предусматривающие использование природных ресурсов и (или) отходов производства, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; все виды градостроительной документации.
Статья 16.Эксперт государственной экологической экспертизы.
1. Экспертом государственной экологической экспертизы является специалист, обладающий научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу
и привлеченный в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы к проведению государственной экологической экспертизы по соответствующим направлениям науки, техники, технологии.
2. Экспертом государственной экологической экспертизы не может быть представитель
заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, или разработчика объекта государственной экологической экспертизы, гражданин, состоящий в трудовых или иных договорных отношениях с указанным заказчиком или с разработчиком объекта государственной экологической экспертизы, а также представитель юридического лица, состоящего с указанным заказчиком или с разработчиком объекта государственной экологической экспертизы в таких договорных отношениях.
3. Эксперт государственной экологической экспертизы участвует в ее проведении в соответствии с настоящим Федеральным законом и заданием, выданным специально
уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.
4. Эксперт государственной экологической экспертизы при проведении государственной экологической экспертизы имеет право:
· заявлять специально уполномоченному государственному органу в области экологической экспертизы о необходимости представления заказчиком на государственную экологическую экспертизу дополнительных материалов для всесторонней и объективной оценки объектов государственной экологической экспертизы;
· формулировать особое мнение по объекту государственной экологической экспертизы, которое прилагается к заключению государственной экологической экспертизы.
5. Эксперт государственной экологической экспертизы обязан:
· осуществлять всесторонний, полный, объективный и комплексный анализ представляемых на государственную экологическую экспертизу материалов с учетом передовых достижений отечественной и зарубежной науки и техники, определять их соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, нормативно-техническим документам и представлять заключения по таким материалам;
· соблюдать требования законодательства Российской Федерации об экологической
экспертизе и законодательства субъектов Российской Федерации об экологической
экспертизе;
· соблюдать установленные специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы порядок и сроки осуществления государственной
экологической экспертизы;
· обеспечивать объективность и обоснованность выводов своего заключения по объекту экологической экспертизы;
· участвовать в подготовке материалов, обосновывающих учет при проведении
государственной экологической экспертизы заключения общественной экологической
экспертизы, а также поступившие от органов местного самоуправления, общественных
организаций (объединений) и граждан аргументированные предложения по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;
· обеспечивать сохранность материалов и конфиденциальность сведений, представленных
на государственную экологическую экспертизу.
Статья 18.Заключение государственной экологической экспертизы.
1. Заключением государственной экологической экспертизы является документ,
подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы,
содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной
экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта государственной
экологической экспертизы, одобренный квалифицированным большинством списочного
состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение
экологической экспертизы, выдаваемому специально уполномоченным государственным
органом в области экологической экспертизы.
Глава IV. Права граждан и общественных организаций (объединений)
в области экологической экспертизы
Статья 20. Общественная экологическая экспертиза.
Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе
граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов
местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным
направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана
окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической
экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
Статья 22. Проведение общественной экологической экспертизы.
1. Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной
экологической экспертизы или одновременно с ней.
2. Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от проведения государственной экологической экспертизы тех же объектов экологической экспертизы.
3. Общественные организации (объединения), осуществляющие общественную
экологическую экспертизу в установленном настоящим Федеральным законом порядке,
имеют право:
· получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, в объеме, установленном в пункте 1 статьи 14 настоящего Федерального закона;
· знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы;
· участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.