Порядок проведения общественных слушаний при проведении ОВОС

Общественные слушания – одна из форм общественного участия в решении вопросов природопользования. В процессе слушаний инициаторы хозяйственной деятельности объясняют свои намерения, обосновывают предполагаемый проект деятельности и дают возможность заинтересованным участникам высказать замечания или предложить изменения по этому проекту. Проведение общественных слушаний возможно по любому проекту, затрагивающему интересы общества, и обязательно в тех случаях, когда требуется государственная экологическая экспертиза предлагаемого проекта хозяйственной деятельности. Общественные слушания максимально эффективны, когда высказываются точки зрения всех заинтересованных групп, и когда обсуждение проходит в обстановке взаимного доверия. Участниками общественных слушаний являются заказчик (инициатор хозяйственной деятельности), органы исполнительной власти и местного самоуправления, заинтересованная общественность, интересы которой могут быть прямо или косвенно затронуты намечаемой хозяйственной деятельностью.

Таким образом, общественные обсуждения - это комплекс мероприятий, проводимых в рамках ОВОС, направленных на информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду, с целью выявления общественных предпочтений и их учета в процессе оценки воздействия. Порядок проведения общественных слушаний определяется органами местного самоуправления при участии Заказчика и содействии заинтересованной общественности. Все решения по участию общественности оформляются документально. Заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола, в котором четко фиксируются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком (если таковой был выявлен). Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений, в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду, намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду утверждается Заказчиком, передается для использования при подготовке обосновывающей документации и в ее составе представляется на государственную экологическую экспертизу, а также на общественную экологическую экспертизу (если таковая проводится).

Тема общественного участия в принятии экологически значимых решений в России дискутируется давно. Поборники этого участия указывают на экологические и социально - экономические преимущества своевременного вовлечения общественности в этот процесс. Своевременный компромисс может избавить от продолжительных и дорогих споров. Кроме того, местная общественность может подчас точнее, чем «внешний» инвестор, выявить экологические проблемы или найти благоприятные альтернативы, связанные с проектом. Это обстоятельство особенно важно для такой большой страны, как Россия. Нельзя недооценивать и важность для России усиления роли общественного контроля за действиями инвесторов. Среди факторов, определяющих процесс и результаты участия общественности в процедурах экологической оценки проектов, можно назвать: использование институциональных и иных формучастия (пикетов, митингов, других форм); зрелость и опытность общественности; культуру и сложившуюся практику действий власти и хозяйственников; правовые возможности общественности и властей; качество и доступность информации об объекте/проекте.

Обязательность участия общественности в рассмотрении проектов предусмотрено ФЗ «Об экологической экспертизе», а порядок проведения регламентирован п.5. приказа Госкомэкологии №372 от 2000 года. В соответствии с положением заинтересованным общественным объединениям и неправительственным организациям рекомендуется оказывать содействие разработчику/заказчику в проведении общественных (публичных) слушаний или обсуждений в средствах массовой информации проектных и иных предложений о реализации проекта намечаемой деятельности в целях собственной оценки:

- применяемых методов анализа и прогноза воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду;

- достоверности представленных результатов ОВОС;

- полноты и достаточности, предлагаемых в обосновывающей документации мер по предотвращению неблагоприятного воздействия.

Права и обязанности участников общественных слушаний. Заказчик (инициатор намечаемой хозяйственной деятельности):

- отвечает за проект в целом и за все стадии его подготовки;

- предоставляет необходимую информацию заинтересованным сторонам;

- отвечает на их вопросы (в порядке, установленном действующей нормативной базой);

- оплачивает расходы, связанные с организацией и проведением общественных слушаний; - реализовать права и учесть законные интересы граждан, связанные с принятием решения о реализации намечаемой хозяйственной деятельности.

Органы местного самоуправления:

- организуют общественные слушания;

- координируют их проведение;

- принимают решения (в пределах своей компетенции), связанные с реализацией намечаемой хозяйственной деятельности.

Органы исполнительной власти предоставляют информацию о состоянии окружающей среды (в пределах своей компетенции) по запросам заинтересованных сторон.

Общественность имеет право:

- получать достоверную информацию об экологических и социальных аспектах намечаемой деятельности;

- участвовать в обсуждении проекта намечаемой деятельности;

- вносить аргументированные предложения по намечаемой деятельности, в том числе об ее проведении по альтернативному варианту

Общественные (публичные) слушания и обсуждения организуются и проводятся:

- на федеральном уровне, когда преимущества и издержки реализации принимаемого решения носят общенациональный характер;

- на местном уровне или уровне субъекта Российской Федерации, когда преимущества и издержки реализации проекта намечаемой деятельности распространяются на определенный географический регион в пределах субъекта Российской Федерации.

При подготовке к общественным слушаниям необходимо заблаговременно (за месяц до их начала) дать подробную и достаточную информацию о месте и времени их проведения. Необходимо заранее продумать, чтобы слушания проходили в удобное время и в удобном для местного населения месте и проводились подготовленными специалистами. Предметом общественных слушаний о возможных экологических, социальных и экономических последствиях хозяйственной деятельности, планируемой или осуществляемой на территории муниципального образования, является предпроектная и проектная документация, а также материалы всех других этапов хозяйственной деятельности (документы, результаты проверок и др.). В том случае, если документация содержит конфиденциальные сведения, субъект хозяйственной деятельности готовит для проведения общественных слушаний отдельный документ (доклад), содержащий материалы оценки 12 воздействия на окружающую среду в объеме, достаточном для экспертного анализа этих материалов, и не содержащий конфиденциальной информации. Важным элементом общественных слушаний является, документирование результатов общественных слушаний. Основными итоговыми документами общественных слушаний являются:

- протокол общественных слушаний;

- список поступивших вопросов и замечаний и ответы на них;

- список предложений субъекту хозяйственной деятельности по изменению планируемой или осуществляемой деятельности.

Итоговые документы общественных слушаний обязательны к рассмотрению:

- органами местного самоуправления;

- субъектом хозяйственной деятельности.

Итоговые документы общественных слушаний могут быть направлены в федеральные и региональные органы государственной власти, осуществляющие управление природными ресурсами для принятия решений с учетом общественного мнения. Рекомендуется публикация итоговых документов общественных слушаний в средствах массовой информации. Финансирование общественных слушаний об экологических, социальных и экономических последствиях планируемой или осуществляемой хозяйственной деятельности осуществляется за счет:

- инициатора;

- субъекта хозяйственной деятельности;

- общественного объединения;

- органов местного самоуправления.

Требования Европейского банка реконструкции и развития к проведению ОВОС

Процедура ОВОС, используемая Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и называемая анализом экологического воздействия (АЭВ), является одним из важнейших видов экологических оценок, предусмотренных ЕБРР в качестве обязательных требований для получения займа. Проведение экологических исследований обеспечивается заказчиком проекта намечаемой деятельности в соответствии с правилами ЕБРР по выполнению АЭВ для получения достаточного объема информации, которая позволит Совету директоров банка принять решение о возможности финансирования проекта. Отдельные положения методологии ОВОС ЕБРР используются в методике проведения ОВОС в Германии и Бразилии. Требования процедуры проведения АЭВ ЕБРР близки к требованиям российской процедуры ОВОС. АЭВ выполняется при реализации проектов строительства, масштабного расширения или конверсии ввиду их потенциальной экологической опасности, а также других типов проектов, которые могут оказать негативное воздействие на охраняемые или уязвимые территории (национальные парки, другие заповедники национального или регионального значения, включая районы, представляющие археологический интерес; районы, имеющие значение для этнических групп; районы, подверженные эрозии и/или опустыниванию; заболоченные территории и т.д.).

АЭВ состоит из нескольких этапов.

1) Этап определения характера деятельности (утверждения концепции проекта). На данном этапе заказчик проекта представляет в ЕБРР исходные данные о проекте, информацию о предварительных экологических исследованиях и величине вероятности того, что проект окажет серьезное негативное воздействие на состояние ОПС. Указанные сведения включаются в Меморандум об утверждении концепции проекта и определяют детальность необходимых дальнейших экологических исследований.

2) Этап определения необходимости АЭВ, на котором принимается решение о необходимости выполнения АЭВ и/или какого-либо другого вида экологической оценки (по результатам проведения данного этапа составляется Меморандум об определении необходимости АЭВ).

3) Этап определения объема АЭВ, в ходе проведения которого определяются и согласуются всеми заинтересованными сторонами вопросы, которые необходимо рассмотреть в ходе экологических исследований (в том числе: анализ состояния окружающей среды и определение недостающих исходных данных; содержание экологических исследований – рассмотрение потенциальных экологических, социальных, культурных последствий реализации проекта и мероприятий по их смягчению; анализ предлагаемой программы мониторинга; содержание предполагаемого АЭВ с указанием рассматриваемых проблем, проведенных исследований; график предлагаемого Плана общественного участия и распространения информации; подготовка Протокола, включающего техническое задание на выполнение АЭВ). На данном этапе заказчиком проекта выполняется анализ эколого-экономического воздействия, результаты которого представляются в рамках Отчета по АЭВ, а также заказчиком проекта и банком обсуждаются условия предоставления финансовых средств, включающие требования, определенные в результате проведения экологической оценки (ЭО): условия, обязательства, требования к мониторингу и отчетности, связанные с охраной окружающей среды.

4) Экологическая проверка проекта (основывающаяся на результатах АЭВ и/или других экологических исследований, результатах консультаций с общественностью, а также проверок объектов, которые могут проводить специалисты-экологи банка, по результатам которой оформляется Акт экологической проверки (АЭП). Меморандум о заключительном рассмотрении (МЗР), содержащий краткий вариант АЭП, вместе с АЭП представляется на рассмотрение Комитета банка по финансовым операциям. Окончательное решение относительно намечаемого к реализации проекта принимается во время утверждения Советом директоров ЕБРР. При этом во время окончательного рассмотрения проект может быть отклонен в случае, если он связан со значительными экологическими рисками или если проектной документацией не предусмотрено в достаточной мере решение экологических проблем.

Между процедурами определения объема ЭО, предусмотренными российским законодательством и правилами ЕБРР и ЕС, не наблюдается существенных различий. Все они предусматривают осуществ­ление следующих обязательных мероприятий:

1) подготовка исходной информации о намечаемой деятельности, включая местоположение и опи­сание проекта, с определением действия на состояние окружающей среды, которое может оказать намечаемая деятельность;

2) изучение ранее собранных данных;

3) определение пробелов в исходных данных;

4) информирование общественности о намечаемой деятельности;

5) подготовка к общественным слушаниям;

6) проведение общественных слушаний;

7) подготовка отчета о результатах общественных слушаний;

8) разработка технического задания на выполнение экологической оценки.

Отчет по АЭВ (и российский том ОВОС) должен готовиться в соответствии с Техническим заданием, подготовленным на этапе определения объема АЭВ. Типовое содержание и формат Отчета по АЭВ и раздела по ОВОС немного различны. Но так как структура отчётов определяется индивидуально с уче­том специфики каждого конкретного проекта, чтобы обеспечить оптимальный подход к анализу эколо­гических вопросов, различия в типовом содержании не играют серьезной роли. Тем не менее, различия в практике подготовки отчетов по ОВОС имеют важное, значение. Так, не все российские проекты разрабатываются при участии общественности по той простой причине, что про­цедура ее участия из-за низкой экологической культуры чиновников, проектантов и населения недоста­точно развита и иногда полностью игнорируется.

Окончательное решение в отношении намечаемой деятель­ности является заключительным этапом процедуры проведения АЭВ в соответствии с требованиями ЕБРР. По российскому законодательству это решение принимается при проведении ГЭЭ, которая сле­дует за ОВОС. Это, российский процесс ЭО является более бюрократизированным и требующим больше вре­мени, документации и труда. В соответствии с требованиями ЕБРР должны соблю­даться все установленные требования в части проведения общественных слушаний, действующие в стране проекта. Помимо этого заказчики должны следовать инструкциям Банка относительно участия общественно­сти и распространения информации. Это подразумевает, что между российскими процедурами и про­цедурами ЕБРР исключаются, какие бы то ни было противоречия. При выявлении на любом из этапов сооружения объектов дополнительных факторов, приводящих к снижению уровня безопасности этих объектов, ухудшению состояния окружающей среды или влекущих иные неблагоприятные последствия, государственный орган, принявший решение об их сооружении, обязан отменить принятое им решение: или прекратить, или приостановить сооружение.

Наши рекомендации