Становление ОВОС в Российской Федерации
Официальным началом деятельности по оценке воздействия на окружающую среду в России принято считать 1985 год, когда были утверждены строительные нормы и правила (СНиП 1.02.01-85) «О составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений». В приложении №4 «Охрана окружающей природной среды» указанного СНиП появилась рекомендация, согласно которой этот раздел рабочего проекта строительства хозяйственного объекта должен был содержать «комплексную оценку оптимальности предусматриваемых технических решений по рациональному использованию природных ресурсов и мероприятий по предотвращению отрицательного воздействия строительства и эксплуатации предприятия, сооружения на окружающую природную среду, включая флору и фауну».Однако эта рекомендация долгое время не выполнялась. Среди причин такого «забвения» можно назвать, во-первых, отсутствие методической базы по проведению оценки экологической обеспеченности предусматриваемых технических решений при разработке обосновывающей документации, во-вторых, нетребовательность института государственной экспертизы проектов и смет по обеспечению выполнения этой рекомендации, в-третьих, отсутствие в проектных организациях и экспертных органах специалистов достаточной квалификации для выполнения работ по ОВОС и ряд других обстоятельств.
Не изменило ситуацию и требование Государственного комитета СССР по охране природы (1988 г.) о том, что все проектные материалы, поступающие на государственную экологическую экспертизу, в разделе «Охрана окружающей природной среды» ТЭО/проекта строительства нового, реконструкции, расширения, технического перевооружения действующего предприятия должны «содержать результаты оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду». Дополнительным прессом на заказчика явилось также постановление Верховного Совета СССР от 27.11.89 «О неотложных мерах по экологическому оздоровлению страны», согласно которому «финансирование и осуществление работ по всем проектам и программам должно производиться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы». Несмотря на это, при разработке обосновывающей документации по-прежнему подготавливался традиционный раздел «Охрана природы», основная цель которого заключалась в перечислении объектов, которые могут быть отнесены к природоохранным мероприятиям на будущем предприятии. Экологическая переориентация деятельности при проектировании и соответствующие структурные изменения в проектных организациях начались по существу в 1992 г., когда территориальные органы системы Госкомприроды СССР получили указание от руководства Комитета не принимать на государственную экологическую экспертизу обосновывающую документацию без информации об использовании в проектных решениях результатов проведения ОВОС. В том же году Госкомприроды СССР была утверждена Временная инструкция о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду при разработке технико-экономических обоснований (расчетов) и проектов строительства народнохозяйственных объектов и комплексов (со сроком действия до 01.01.92), которая впервые использовала аббревиатуру ОВОС и явилась первым нормативным документом в этой области. На основе Временной инструкции более 20 министерств и ведомств утвердили по согласованию с Госкомприроды СССР отраслевые инструкции по проведению ОВОС, которые стали первым актом нормативной базы по оценке воздействия на окружающую среду.
К сожалению, принятый Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (19.12.91) не содержал требований о проведении ОВОС. Лишь в разделе IV Закона, где регламентируются экологические требования, указано, что при размещении предприятий, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований по учету ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических, нравственных последствий деятельности указанных объектов. Таким образом, ОВОС, как совокупность этапов, процедур и операций по учету экологических требований и условий при подготовке и принятии хозяйственных решений в нашей стране, была инициирована в 1988 г. государственной экологической экспертизой. До этого времени ОВОС интересовала в основном коллективов ученых, которые под этим имели в виду главным образом научный прогноз изменений состояния окружающей среды, происходящих под влиянием антропогенной деятельности. Для методического обеспечения процесса ОВОС Главная государственная экологическая экспертиза - одно из подразделений Госкомприроды СССР от лица Комитета взяла на себя функции разработчика нормативной базы по проведению ОВОС. Ответственность за проведение ОВОС возлагалась на инициатора, т.е.на заказчика намечаемой хозяйственной деятельности. В течение следующих 5 лет Минприроды России подготовило серию методических документов, регламентирующих процесс ОВОС на стадии разработки ТЭО/проекта строительства хозяйственного объекта на новом земельном участка. Параллельно велась работа по согласованию отраслевых инструкций по проведению ОВОС, подготовка которых также была инициирована Минприроды России. Основной целью разработки отраслевой нормативной базы по ОВОС было помочь отраслям максимально учитывать отраслевую специфику воздействия на окружающую среду, исходя из знания особенностей используемых технологий при подготовке обосновывающей документации на развитие того или иного предприятия. Таким образом, утверждение процедуры ОВОС в России началось не законодательным путем, не через основополагающий природоохранительный закон, а через нормативную документацию органа государственного управления, регулирующего непосредственно подготовку проектной документации по реализации хозяйственной деятельности. Причины этого, как представляется, кроются в следующем:
- в закрытости системы подготовки и принятия решений о социально-экономическом развитии.
В формировании таких решений принимают участие главным образом ведомства, в компетенции которых находится рассмотрение тех или иных вопросов хозяйственного развития. Общественность как партнер в выработке решений никогда не рассматривалась и ее участие в системе принятия решений до сих пор остается крайне ограниченным;
- в отсутствии реального инициатора/заказчика хозяйственной деятельности. При почти тотальной государственной собственности на средства производства и природные ресурсы в СССР государство одновременно выступало как инициатор деятельности, как заказчик и разработчик обосновывающей документации и как тот, кто реализует данный проект, контролирует ход его осуществления, потребляет результаты намеченной деятельности и находится в поле проявившихся последствий;
- в неэффективной организации проектно-сметного дела, при которой система проектирования не располагала и не располагает до сих пор простыми, действенными, специально сконструированными для этой цели механизмами выявления и учета вероятных последствий осуществления намечаемой деятельности. В настоящее время, нормативные документы по проектированию не предусматривают требований обеспечения необходимости и возможности обращения разработчика решений по объекту от лица заказчика к общественности, населению при подготовке обосновывающей документации;
- в отсутствие у общественности традиций конструктивного обсуждения каких-либо решений и, тем самым, заинтересованного участия в формировании проектных решений по объекту намечаемой деятельности.
Несомненно, существуют и другие причины, по которым Россия еще долго могла пребывать в состоянии борьбы с последствиями. Однако в случае с ОВОС можно с уверенностью утверждать, что практика и опыт мирового сообщества в области разрешения экологических проблем помогли России приступить к разработке и освоению методологии ОВОС и начать применять ее при подготовке хозяйственных решений. Принципиальное значение в организации этой деятельности имело создание государственной экологической экспертизы, анализ и обобщение результатов которой позволили сформулировать цели, задачи проведения ОВОС, обозначить исполнителей и участников этого процесса, определить роль общественности и установить ответственность заказчика за нарушение правил в данной области.