Критерии выбора места строительства переходов для животных

Учитывая дороговизну строительства мостов для перехода животных необходимо определить основные критерии выбора места для строительства данного типа сооружений через трассы.

Учитывая огромные масштабы территории России, критерии определения мест для строительства экодуков можно предложить двух типов:

Межрегиональные критерии помогут определить приоритетные регионы для строительства экомостов [ссылка] Если это и выше твое, то нужно поместить в выводы:

1) Главным межрегиональным критерием должна стать ценность региона для сохранения биоразнообразия на всероссийском уровне, которая должна учитывать количество редких видов, площадь уникальных ландшафтов и наличие уникальных природных объектов. При сравнении регионов необходимо учитывать наличие более ценных в биологическом плане, больших по размеру природных территорий. Для включения наиболее ценных регионов в выбор места строительства экомостов необходимо условие, чтобы через ценные участки или пути следований проходили транспортные магистрали.

2) Вторым критерием при выборе приоритетных регионов должна стать труднодоступность трассы, проходящей через природные территории, который состоит из двух показателей:

-наличие непроходимых и труднопроходимых препятствий на дороге

-эффект аварийности или число столкновений представителей животного мира с транспортными средствами. Эффект аварийности относительный, так как применяется для сравнения нескольких регионов. Поэтому, он принимается для сравниваемых территорий, как отношение количества столкновений к единой единице времени (месяц, год и др.)

3) Массовость миграции в регионах. Массовость переходов животных через магистрали должна представлять количестве переходов животных за единицу времени, которая принимается единой для сравниваемых территорий: месяц, год, сезон миграции и др.

Приоритет для строительства должен быть на наиболее ценных участках с наиболее труднодоступными трассами для перехода при наличии массовой миграции в районе предполагаемого места строительства.

4) Следующий критерий, который может быть учтен при выборе места строительства на межрегиональном уровне - важность строительства экодука, для формирования экологической сети (то есть возможность связать обширные природные территории при помощи экодука в экологическую сеть).

Однако необходимо отметить и обратное, наличие больших природных массивов, расположенных в относительной удаленности от массовых поселений может быть в какой-то степени гарантом безопасности для биологических представителей. Небольшие природные объекты, расположенные в густонаселенных районах испытывают огромную антропогенную нагрузку и могут быть единственным оплотом нетронутых ландшафтов с ценными биологическими видами. Данные объекты могут нуждаться в защите не меньше, чем заповедные территории, которые располагаются вдалеке от цивилизации. Поэтому, необходимо сделать все возможное, чтобы сохранить последние уголки дикой природы на территории густонаселенных областей. В первую очередь это должно касаться таких освоенных и перегруженных районов, как Московская область.

Внутрирегиональные критерии должны включать в себя те показатели, которые будут нужны при выборе места строительства моста на территории одной области, края, района или относительно небольшой территории.

1) Труднодоступность трассы для перехода животных и массовость переходов через трассы

2) Возможность постройки экодука на данном типе местности. Перед тем, как говорить о возможности постройки экодуков, необходимо определить природные условия местности и оценить возможность проведения строительных работ на ее территории.

3) При выборе места строительства экомоста необходимо обратить внимание на наличие особо охраняемых природных территорий в районе прохождения дороги.

Необходимость сохранения целостных ценных природных массивов дает повод задуматься о постройке моста, который будет связующим звеном. Для сравнения двух территорий, имеющих ценные природные территории, необходимо произвести анализ их ценности и влияния магистрали на функционирование.

4) Наличие редких и ценных видов в районе прохождения трассы. Данным критерием может определяться и ценность природных территорий.

5) Благоприятность территорий, находящихся с обеих сторон дороги для обитания видов животных также играет немаловажную роль.

2.3.4 Природоохранные рекомендации в местах переходов животных через трассы в Сергиево-Посадском районе.

Большую опасность для жизни животных представляют переходы через трассы. На основании данных о переходах животных через магистрали (Табл. 2.3) в Сергиево-Посадском районе (данные Сергиево-Посадского Общества охотников и рыболовов (ООиР)) можно предусмотреть меры, которые необходимы для обеспечения безопасного прохождения животных через трассы. На каждом участке переходов необходимо позаботиться о наличии предупреждающих знаков, в местах, где животные переходят трассу. Однако данная мера не гарантирует безопасности и комфортности переходов животных. Необходимы инженерные сооружения, которые поспособствуют безопасному переходу через трассы. Проблематичность постройки может заключаться в дороговизне сооружений. Но, для обеспечения безопасности представителей животного мира и согласования природной и антропогенной сети необходимы эффективные инженерные меры или поиск новых менее дорогостоящих решений.

Таблица 2.3 Описание переходов дикими животными через автодороги Сергиево-Посадского района

Номер Направление Начало зоны действия Окончание зоны действия Протяженность  
 
Сергиев-Посад-Калязин 100 м. до перекрестка на д. Крапивино Поворот на деревню Парфеново 5 км  
 
Сергиев-Посад-Калязин 100 м. за деревней Иудино 500 м. до деревни Ченцы 6 км  
 
Сергиев Посад- Мостовик 500 м. за деревней Барканово 500 м за деревней Ворохобино 4 км  
 
Мостовик- деревня Пальгино 200 м за деревней Алферьево 200 м. за деревней Пальгино 5 км  
 
Сергиев Посад--Дмитров 100 м. за деревней Васильково мост через реку Веля 17 км  
 
Сергиев Посад--Дмитров 100 м за п. Скоропусковский пересечение дороги Мос.-Калязин, Сергиев Посад Дмитров 2 км  
 
Хотьково-Дмитров 100 м за д. Н. Желтиково 0 м. до ост. 69 км. 10 км  
 
Москва- Сергиев Посад от эстакады поворот на Хотьково поворот на д. Морозово 3 км  
 
Москва- г. Ярославль 100 м. за пос. Зеленый 50 м. до д. Дворики 7 км  
 
Москва- г. Ярославль 50 м от перекрестка на д. Лешково 50 м. до пост ГИБДД 67 км 5 км.  
 
окружная дорога г. Сергиев Посад развилка Сергиев.Посад-город Ярославль перекресток на пос. Лоза 7 км  
 
окружная дорога г. Сергиев Посад эстакада- поворот на п. Бужаниново 50 м до развилки г. Москва-г. Ярославль-г. Сергиев Посад 10 км  
 

Анализ районов перехода животных через магистрали поспособствует принятию мер и выбору приоритетных направлений.

Критерии выбора места строительства переходов для животных - student2.ru

Рисунок 2.3.1 Карта переходов животным через магистрали в Сергиево Посадском районе

Зеленым цветом выделены переходы через трассы, желтым квадратом выделено место пересечения перехода через трассы и ООПТ (Рис. 3.2.1).

Критерии выбора места строительства переходов для животных - student2.ru

Рисунок 2.3.2 Карта переходов животных через магистрали на трассе Р-104 и А-108

Критерии выбора места строительства переходов для животных - student2.ru

Рисунок 2.3.3 Переходы животных через магистрали в районе трассы М-8

Критерии выбора места строительства переходов для животных - student2.ru

Рисунок 2.3.4 Переходы животных через магистрали в районе трассы М-8

Отмечена сильная антропогенная освоенность района и мест перехода животных (Рис. 2.3.2, Рис. 2.3.3, Рис 2.3.4) через магистрали (развитая сеть населенных пунктов, транспортная сеть), что должно создать препятствия для животных даже в случае постройки экомостов.

Учитывая расположение и густоту антропогенной сети на местности, даже при реализации проектов постройки экодуков, проблемы для животных должны остаться в точках: 1 (развитый частный сектор), 6 (населенные пункты, скопление транспортной сети), 8 (густой частный сектор (исходя из Рис. 2.3.3, на данном участке имеется зона для прохода в северной части перехода)).

Отмечен рост застроенного сектора, что неблагоприятно скажется на природной составляющей района.

1. Переход по направлению Крапивино-Парфеново (Рис. 3.2.5) находится на трассе Сергиев Посад-Калязин в северной части области. Слева от трассы протекает р. Кунья, которая может быть ценным объектом для обитателей животного мира.

Критерии выбора места строительства переходов для животных - student2.ru

Рисунок 2.3.5 Переход Крапивино-Парфеново

На карте обозначен район, где предположительно может быть построен экодук. Расположение экодука обусловлено наличием природной местности с обеих сторон трассы. Минусом может быть железная дорога, расположенная к востоку.

2. Переход в направлении Иудино – Ченцы (Рис. 3.2.6) также расположен на трассе Сергиев Посад-Калязин. Село Иудино располагается недалеко от Парфеново. Следовательно, оба перехода на данной трассе находятся поблизости друг от друга. При выборе приоритетов для строительства экодука данную территорию можно будет считать как единое целое.

Критерии выбора места строительства переходов для животных - student2.ru

Рисунок 2.3.6 Переход Иудино-Ченцы

Условием проектирования экодука может стать отсутствие поселений поблизости и наличие природной местности с обеих сторон от трассы.

3. Переход в направлении Барканово-Ворохобино располагается на дороге Сергиев Посад- Мостовик (Рис. 2.3.7).

Критерии выбора места строительства переходов для животных - student2.ru

Рисунок 2.3.7 Переход Барканово-Ворохобино

Помимо автомобильной дороги дополнительным препятствием для перехода животных служит железная дорога, расположенная к югу от трассы Сергиев Посад – Мостовик. Также поблизости имеется множество небольших поселений. Проектировать экодук в данной точке необходимо при анализе заграждений железнодорожных путей, наличия свободного прохода под ЖД путями. В случае возможности свободного прохода под путями мост желательно строить в месте, отмеченном синим овалом, в связи с тем, что неподалеку протекает р. Пажа. При отсутствии свободного прохода экодук можно спроектировать в районе, расположенном ближе к деревне Ворохобино, так как там имеется больше свободного пространства между поселением и железнодорожными путями.

4. Переход по направлению Алферьево- Пальчино расположен на дороге Мостовик- деревня Пальгино (Рис. 2.3.8). В относительной близости протекает р. Веля, имеются небольшие поселения. Можно рассмотреть строительство моста для перехода животных между поселениями Алферьево и Соснинские дачи.

Критерии выбора места строительства переходов для животных - student2.ru

Рисунок 2.3.8 Переход Алферьево- Пальчино

5. Переход по направлению Васильково - мост через р. Веля (Рис. 2.3.9) расположен на трассе Сергиев Посад-Дмитров. Приоритетом для животных может быть выход к р. Веля. Данная территория может иметь выгодное расположение, так как поблизости отсутствуют железнодорожные пути.

Критерии выбора места строительства переходов для животных - student2.ru

Рисунок 2.3.9 Переход Васильково – мост через р. Веля

6. Переход (Рис. 2.3.10) по направлению Скоропусковский- Мостовик (Калязин)

Критерии выбора места строительства переходов для животных - student2.ru

Рисунок 2.3.10 Переход Скоропусковский Мостовик

7. Переход по направлению Желтиково-69 км (Рис. 2.3.11) располагается на трассе Хотьково – Дмитров. Препятствием для животных, помимо трассы, может служить еще железная дорога к югу, а также множество небольших поселений.

Критерии выбора места строительства переходов для животных - student2.ru

Рисунок 2.3.11 Переход Желтиково-69 км

8. Переход по направлению поворот на Хотьково- Морозово расположен на Ярославском шоссе (Рис. 2.3.12). Данное направление может быть одним из приоритетных при строительстве моста, так как переход расположен на федеральной трассе.

Критерии выбора места строительства переходов для животных - student2.ru

Рисунок 2.3.12 Переход Хотьково-Морозово

9. Переход по направлению поселок Зеленый – Дворики (Рис. 2.3.13).

Критерии выбора места строительства переходов для животных - student2.ru

Рисунок 2.3.13 Переход Зеленый - Дворики

Данная территория в связи с наличием нескольких может быть проблематичной для животных. Постройка единственного экодука через Старое Ярославское шоссе может не решить все проблемы, вязанные с переходом животных через пути. Для эффективности возможно придется дополнительно предусмотреть мост через Ярославское шоссе.

10. Переход по направлению Лешково – 67 км располагается на Ярославском шоссе (Рис. 2.3.14).


Критерии выбора места строительства переходов для животных - student2.ru

Рисунок 2.3.14 Переход Лешково – 67 км

11. Переход по направлению развилка Сергиев Посад-Ярославль – перекресток на поселок Лоза (Рис. 2.3.15) располагается на Ярославском шоссе. Проблематичность для животных может представлять наличие множества мелких поселений и дорог на данной территории.

Критерии выбора места строительства переходов для животных - student2.ru

Рисунок 2.3.15 Переход развилка Сергиев Посад-Ярославль – перекресток на поселок Лоза

12. Переход по направлению Бужаниново - 50 м до развилки г. Москва-г. Ярославль-г. Сергиев Посад (Рис. 2.3.16) располагается на Ярославском шоссе. Данная территория может создать весьма много трудностей для передвижения животных. Это связано с тем, что на участке располагается две трассы: Ярославское и Старое Ярославское шоссе, а также железная дорога и ряд поселений поблизости. Данная территория может представлять интерес при выборе места для природоохранного проектирования.

Критерии выбора места строительства переходов для животных - student2.ru

Рисунок 2.3.16 Переход Бужаниново - развилка г. Москва-г. Ярославль-г. Сергиев Посад

Для выбора места строительства экомоста, а в случае наличия финансовой возможности и нескольких точек с экомостами, необходимо произвести сравнительную оценку необходимости строительства и выбрать приоритетные направления. Для этого необходимо наложить карту природных территорий района на расположение путей переходов животных через трассу и оценить природоохранную ценность переходов. В случае невозможности обеспечения экомостами каждого маршрута перехода диких животных через магистрали, необходимы опознавательные знаки, для того, чтобы водитель смог снизить скорость. Проектировать экомосты целесообразно в тех местах. Где проходит наиболее опасная или труднопроходимая трасса, имеются разделители несколько трасс подряд.

При выборе места строительства экодуков в Сергиево-Посадском районе необходимо учесть трассу, на которой планируется постройка сооружений. В первую очередь необходимо проанализировать магистраль М-8. Интенсивное движение и широкие трассы создают большую трудность для перехода животных, чем узкие дороги со слабым движением.

2.3.6 Природоохранные рекомендации по урегулированию конфликтов между охраняемыми природными территориями и антропогенной сетью и формированию экологической сети.

Критерии выбора места строительства переходов для животных - student2.ru

Рисунок 2.3.17 Участок 1

На данной карте (Рис. 2.3.17) красным цветом выделены зона соприкосновения транспортной сети и охраняемых природных территорий. В местах соприкосновения транспортной и природной сети необходимо провести ряд мероприятий:

1) Проверить наличие опознавательных знаков о возможности перехода животными дороги, а также знаки, запрещающие мусорить и совершать другие неэкологичные действия.

2) Провести анализ мест соприкосновения дорожной сети с природными территориями и удостовериться в наличие удобных спусков и подъемов для животных, обитающих в данном районе.

Особое внимание необходимо уделить районам соприкосновения трассы Р-104 с природным заказником Заболотский и природной территорией «Переходное болото в Торгашинском лесничестве».

Как видно на карте территории находятся поблизости друг от друга, многие из них соприкасаются. Для соседних территорий, не имеющих связей, необходимо предусмотреть зеленые полосы, которые будут служить коридорами. В случае наличия таких полос, но отсутствия охранного статуса на их территории, нужно предусмотреть процедуру перевода этих полос в охраняемые и присоединению их к ближайшему заказнику. Предложенные варианты полос для резервации под охраняемый статус выделены зеленым цветом. Полосы являются теоретическими, так как выделение наиболее ценных участков необходимо производить с учетом проведения исследований на биологическую ценность территории. Красными кругами выделены зоны соприкосновения трасс и проектируемых коридоров. На них также необходимо предусмотреть мероприятия, описанные чуть выше.

1) Рассмотреть вариант о переводе земельных полос во владение заказников «Сущевская пойма р. Дубна» (слева от дороги) и «Пойма р. Кубжи» (справа от дороги). Предварительно произвести необходимый анализ ценности природных участков. Наиболее ценные участки для резервации должны оцениваться по путям следования животных и наличию редких видов на землях, не входящих в статус природоохранных.

2) После необходимого анализа проложить лесополосу, которая будет связывать заказник «Дубненский левобережный» и «Пойма р. Кубжа».

3) Предусмотреть перевод лесополосы между СНТ «Ивановское» и ДНП «Журавли» в сторону заказника «Константиновский черноольшанник» во владение заказнику «Пойма р. Кубжа».

Перевод земель нужно предусмотреть как можно раньше в связи с опасностью застройки территории поселениями. Данную картину можно наблюдать в точке 3. На карте коричневым цветом выделены СНТ «Ивановское» и ДНП «Журавли» расположенные около заказника «Пойма р. Кубжа». Застройка территорий может окончательно лишить разрозненные ООПТ связи, что приведет к их фрагментации и ослаблению.

Критерии выбора места строительства переходов для животных - student2.ru

Рисунок 2.3.18 Участок 2

Основные обозначения (Рис. 2.3.18):

1) Природная территория «Переходное болото в Торгашинском лесничестве и прилегающие леса»

2) Озеро Заболотское и его окрестности

3) Природный заказник «Комплекс сырых лесов и лесных болот Торгошинского и Веригинского лесничеств»

4) Природная территория «Большое и Малое Туголянские озёра и прилегающий болотный массив»

Рекомендации природоохранных мероприятий на участке:

1) Спроектировать охраняемую полосу в обход торфоразработок, которая будет связывать Комплекс сырых и лесных болот Торгашинского лесничества с заказником «Переходное болото в Торгашинском лесничестве и прилегающие леса».

2) Провести мероприятия по организации охраняемого массива от заказника «Большое и Малое Туголянские озёра и прилегающий болотный массив» в сторону национального парка «Плещеево озеро».

Критерии выбора места строительства переходов для животных - student2.ru

Рисунок 2.3.19 Участок 3

Основные обозначения (Рис. 2.3.19):

1. Природная экологическая территория «Апсаревское урочище в Талдомском районе».

2. Природная экологическая территория "Дубненский болотный массив".

3. Заказник "Озеро Золотая Вешка с прилегающим лесным массивом».

4. Природная экологическая территория «Верховья р. Вьюлки в Талдомском районе».

Основные рекомендации: В выводы по главе:

1) Предусмотреть охраняемую полосу между природной экологической территорией «Апсаревское урочище в Талдомском районе» и природной экологической территорией "Дубненский болотный массив"

2) Предусмотреть охраняемую полосу между природной экологической территорией «Апсаревское урочище в Талдомском районе» и заказником "Озеро Золотая Вешка с прилегающим лесным массивом Критерии выбора места строительства переходов для животных - student2.ru

Рисунок 2.3.20 Участок 4

Основные обозначения (Рис. 2.3.20):

1) Охранная зона заказника "Елово-широколиственные леса в кв. 23 Маклаковского лесничества"

2) Заповедный лесной участок Хотченского лесничества

3) Природная экологическая территория «Дятлово болото»

4) Заказник "Озеро Золотая Вешка с прилегающим лесным массивом»

5) Природная экологическая территория «Апсаревское урочище в Талдомском районе»

Природоохранные рекомендации на участке:

1) Организация охраняемой полосы между Маклаковским заказником и заповедным лесным участком Хотченского лесничества, между заказником "Озеро Золотая Вешка с прилегающим лесным массивом» и природной экологической территорией «Апсаревское урочище в Талдомском районе».

Организация охраняемых полос и защитные мероприятия в местах их пересечения с дорогами и ЛЭП между природными территориями

Полосы земель, отмеченные на карте зелеными линиями и предназначенные для резервации, являются экспериментальными и представляют собой предлагаемый пример. Определение полос для резервации должно производиться на основании наличия транзитных территорий, а также редких и уникальных видов.

Наши рекомендации