Эта удивительная природа (18 час)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.); виды животных. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида.
Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы- производители, организмы- потребители организмы - разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы:обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.
Мы и наше здоровье (10 часов)
Организм человека. Органы и системы органов.
Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Удаление из организма вредных продуктов жизнедеятельности; органы выделения.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы:знакомство с внешним строением кожи, упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (7 часов)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах.
Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: клещи, змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха. Как защититься от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды.
Чему учит экономика? (12 часов)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в ХХI в.
Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.
Путешествие по городам и странам (15 часов)
Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, — наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.
Тематический план учебного курса
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
Как устроен мир | ||
Эта удивительная природа | ||
Мы и наше здоровье | ||
Наша безопасность | ||
Чему учит экономика | ||
Путешествие по городам и странам | ||
Итого: |
Элементы содержания раздела | Результат обучения | Контроль |
КАК УСТРОЕН МИР 7 часов | Обучающиеся должны знать: понятия: «биология», «экология», «окружающая среда», «заповедник» отличия живых существ от элементов неживой природы; царства живой природы: растения, животные, грибы, микробы; государственные символы России; меры, принимаемые для охраны природы; 2-3 названия исчезнувших животных; некоторых представителей растений и животных, занесенных в Красную книгу России; Обучающиеся должны понимать: отличие человека от других живых существ; взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой природы, внутри живой природы; значение природы для человека; что такое общество; основные экологические проблемы природы и современного общества. Обучающиеся должны уметь: различать объекты природы и предметы, созданные человеком; различать объекты живой и неживой природы; приводить примеры экологических связей; соблюдать правила поведения в природе; использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта | Стартовая диагностика. Проверочная работа |
ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ ПРИРОДА 19 час | Обучающиеся должны знать: понятия: «тело», «вещество», «частица», «химия», «поваренная соль», «кислота», «крахмал», «фильтр», «состояние», «испарение», «круговорот», «почва», «плодородие», «ботаника», «вид», «опыление», «ботанический сад», «зоология», «земноводные», «пресмыкающиеся», «хищники», «млекопитающие», «цепь питания», «сеть питания», «экологическая пирамида», «личинка», куколка», «малек», «головастик», «грибница», «производители», «потребители», «разрушители»; как обнаружить крахмал в продуктах питания; состав воздуха, воды, почвы; свойства воздуха, воды; значение воздуха, воды для живых организмов; отчего загрязняется воздух, вода; что нужно делать людям, чтобы воздух и вода был чистым; три состояния воды; главное свойство почвы; значение растений и животных для природы и человека; группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения; отличительные признаки этих групп растений; как распространяются семена и плоды растений; какие условия нужны для прорастания семян; причины уменьшения дикорастущих растений: хозяйственная деятельность людей, сбор букетов, вытаптывание, неправильный сбор лекарственных трав; несколько представителей растений, грибов и животных из Красной книги России; причины уменьшения диких животных: вырубка лесов, загрязнение воды, неумеренная охота, неправильное поведение человека в природе, хозяйственная деятельность людей; группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери; группы животных по особенностям питания: растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные; как размножаются и развиваются насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери; строение гриба; какие грибы относятся к съедобным, а какие – несъедобные; правила сбора грибов: собирать только те грибы, которые хорошо знаешь; когда ищешь грибы, не разрывать листву, мох; срезать грибы ножом; не брать старые грибы; не собирать грибы возле шоссейных дорог, предприятий, в городских скверах; Обучающиеся должны понимать: что тела состоят из веществ; что вещества состоят из частиц; почему с кислотами нужно обращаться осторожно; почему при нагревании воздух и вода расширяются, а при охлаждении сжимаются; как происходит круговорот воды в природе; как происходит разрушение твердых горных пород; как живые существа влияют на плодородие почвы; как образуется почва; как перегной превращается в соли; как происходит процесс дыхания и питания растений; как происходит опыление; как развивается растение из семени; как грибы связаны с деревьями; какое значение для леса имеют грибы; процесс круговорота веществ в природе; Обучающиеся должны уметь: очищать воду с помощью фильтра; строить схемы цепей и сетей питания; строить схемы экологических пирамид; по схеме рассказывать о круговороте жизни на Земле; объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком; изготавливать кормушки двух-трех конструкций для птиц, развешивать кормушки, подкармливать птиц; выполнять другую посильную работу по охране природы; выполнять правила поведения в природе и обосновывать их необходимость; в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы; | Проверочная работа |
МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ 10 часов | Обучающиеся должны знать: понятия: «органы», «система органов», нервная система», «анатомия», «физиология», «обоняние», «осязание», «ушиб», «ожог», «обмораживание», «опорно-двигательная система», «скелет», «мышцы», «белки», «жиры», «углеводы», «витамины», «пищеварительная система», «дыхательная система», «кровеносная система», «закаливание», «инфекционные болезни», «аллергия», «здоровый образ жизни»; названия внутренних органов человека; что изучает науки анатомия и физиология; органы чувств и их роль в жизни человека; из каких частей состоит скелет человека: череп, позвоночник, ребра, кости рук, кости ног; строение пищеварительной системы: ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, печень, кишечник; строение дыхательной системы: носовая полость, трахея, бронхи, легкие; строение кровеносной системы: сердце, кровеносные сосуды; некоторые виды инфекционных заболеваний и как уберечься от инфекции. Обучающиеся должны понимать: что деятельностью организма управляет нервная система; значение кожи для тела человека; значение скелета, как опоры тела человека и защиты внутренних органов от повреждений; роль мышц для тела; значение правильной осанки для здоровья человека; процесс переваривания пищи в организме; процесс дыхания; роль крови в организме; Обучающиеся должны уметь: соблюдать правила охраны зрения; ухаживать за кожей: мыться с мыло и мочалкой не реже 1 раза в неделю, мыть руки перед едой и вытирать их личным полотенцем, пользоваться детским кремом; оказывать первую помощь при небольших ранках, при ушибах, ожогах, обморожениях; закаливать свой организм; вырабатывать правильную осанку; определять наличие питательных веществ в продуктах, изучив этикетку; правильно питаться; определять пульс; вести здоровый образ жизни; использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта. | Промежуточная диагностическая работа Проверочная работа |
НАША БЕЗОПАСНОСТЬ 8 часов | Обучающиеся должны знать: понятия: «диспетчер», «сервис», «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «бытовой фильтр»; номера телефонов экстренных служб; места расположения вентилей, перекрывающих воду (дома); основные дорожные знаки и их назначение; основные виды ядовитых грибов и растений, произрастающих в нашей стране; Обучающиеся должны понимать: что деятельностью организма управляет нервная система; значение кожи для тела человека: защита от повреждений, от жары и холода, от болезнетворных бактерий. Обучающиеся должны уметь: соблюдать правила пожарной безопасности; быстро эвакуироваться из здания школы; перекрывать вентили с горячей и холодной водой; перекрывать газ в газовой плите; соблюдать правила дорожного движения; соблюдать правила безопасного поведения дома, во дворе, в лесу, на льду; уберечься от удара молнии; оказать первую помощь, если укусила змея; соблюдать правила безопасного поведения с домашними животными; использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта. | Тесты Проверочная работа |
ЧЕМУ УЧИТ ЭКОНОМИКА 12 часов | Обучающиеся должны знать: понятия: «потребности», «товары», «услуги», «природные богатства», «капитал», «месторождение», «геолог», «отрасль», «растениеводство», «зерновые культуры», «кормовые культуры», «прядильные культуры», «животноводство», «бартер», «купля-продажа», «денежные единицы», «сбережения», «бюджет», «доходы», «расходы», «налоги», «стипендия», «пенсия», «танкер», «экологическая катастрофа», «экологический прогноз»; 7-8 названий полезных ископаемых (железная руда, известняк, каменный уголь, нефть, гранит, глина, природный газ); способы добычи полезных ископаемых; представителей различных групп культурных растений; представителей различных групп домашних животных; отрасли промышленности; Обучающиеся должны понимать: в чем состоит главная задача экономики; от чего зависит успех труда в экономике; значение полезных ископаемых для хозяйственной деятельности людей; как связаны растениеводство и животноводство, животноводство и промышленность; какую продукцию производит каждая отрасль промышленности; от чего зависит цена товара; зачем нужен государственный бюджет; из чего складываются доходы и расходы в государственном бюджете; зачем нужен семейный бюджет; из чего складываются доходы и расходы в семейном бюджете; взаимосвязь экономики и экологии. Обучающиеся должны уметь: коротко описать «рождение» какого-либо предмета; определить название предложенного образца полезного ископаемого и установить некоторые его свойства (твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое); давать описание растений по предложенному плану: название, к какой группе относится (дерево, кустарник или травянистое растение), где выращивают (в поле, в саду, на огороде), как человек использует это растение; определять лицевую и оборотную сторону монеты; составлять простые экологические прогнозы; использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта; | Проверочная работа |
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДАМ И СТРАНАМ 12 часов | Обучающиеся должны знать: понятия: «финифть», «сухопутная граница», «морская граница» ; города Золотого кольца России; государства, имеющие с Россией морскую границу; государства, имеющие с Россией сухопутную границу; главные достопримечательности государств, граничащих с Россией; Обучающиеся должны понимать: отличие физической и политической карты; Обучающиеся должны уметь: «читать» карту: находить и показывать страну на карте, ее столицу; использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта; | Тесты Итоговая диагностическая работа |
Период обучения | Количество часов | Экскурсии | Практическая работа | Проверочная работа | Диагностическая работа | Тест |
I четверть | - | |||||
II четверть | - | |||||
III четверть | - | |||||
IV четверть | - | |||||
Итого: |