Материалы к занятию «Способы сохранения тепловой энергии в помещении»

Вступительное слово учителя

Жило-было веселое Солнышко с золотыми лучиками. Ранним утром оно просыпалось и дарило тепло людям, животным, растениям. Всем на Земле становилось тепло, уютно и весело Солнце — главный источник чистой и безопасной энергии на Земле. Энергия солнечного света безопасна и неисчерпаема, имеет экологические преимущества. Кроме того, за солнечное тепло не нужно платить денег. Зимой солнечного тепла не хватает, поэтому люди шьют себе теплые вещи.

Загадки о тепле

Лохматый пес тепло принес,

Хозяина обнимает, от стужи укрывает. (Шуба)

Он стоит простой и строгий

В однотонном пиджаке,

У него карманов много,

Провода в его руке.

И глаза его как блюдца,

То потухнут, то мигают. (Дом)

Горка под корытом

От холода укрыта,

Ты эту тайну разгадай

Да корыто опознай! (Шапка)

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все… (Солнце)

Лето придет — не глядят на нее,

Зима настанет — обнимают ее. (Печь)

Я — особенная печь.

Дров во мне не надо жечь,

Но зимой квартиру грею,

Называюсь… (батарея)

Что, дотронувшись едва,

Превращает в дым дрова? (Печь)

Слова-отгадки следует разделить на две группы согласно схеме:

Сохраняют тепло Дают тепло
Шуба Солнце
Шапка Печь
Дом Огонь
  Батарея

Работа в группах

Обсуждение вопроса, как сохранить тепло в доме, если:

40 % тепла уходит через окна

30 % тепла уходит через стены

30 % тепла обогревают воздух

Игра «Найди ошибку»

Учащиеся в группах обсуждают ситуации:

1. Группа детей зимой вышла на прогулку, оставив входную дверь дома открытой.

2. В комнате было холодно. Даша закрыла шторы на ночь, при этом оказался закрытым и радиатор батареи.

Тест «Экономия тепла»

1. Что вы делаете, когда наступают холода?

а) мы каждую осень утепляем в доме все окна и двери;

б) если в доме становится холодно, то мы включаем несколько электрообогревателей;

в) если в доме холодно, то мы заклеиваем окна;

г) родители что-то делают, меня это не интересует.

2. Как ты выходишь из подъезда на улицу?

а) я всегда аккуратно открываю и закрываю дверь;

б) в нашем подъезде дверь всегда открыта настежь;

в) обычно я вылетаю во двор пулей, и дверь громко хлопает;

г) в нашем доме дверь уже сломали.

3. Что вы делаете, если батареи греют слишком сильно?

а) мы открываем в доме все форточки;

б) мы закрываем на батареях краны;

в) мы закрываем батареи одеялами;

г) батареи у нас никогда сильно не греют.

4. Как вы проветриваете свою комнату?

а) чуть приоткрываю форточку, чтобы комната проветривалась постоянно;

б) не проветриваю комнату вообще;

в) делаю сквозное проветривание в течение короткого времени, широко открыв форточку;

г) это всегда делают мои родители.

Рефлексия

Небольшой тест с ответами «да» или «нет».

1. Осенью вы утеплили в доме все окна, балконы и двери?

2. Вы не забываете закрывать двери в подъезде?

3. Вы не держите форточки постоянно открытыми?

4. На ночь вы закрываете занавески, чтобы удержать дополнительно тепло?

5. У вас в квартире правильно расставлена мебель: вы отставили от батареи диван и стол, чтобы тепло свободно проходило в нашу квартиру?

Комментарий Теплоши. Если вы ответили утвердительно, значит вам удалось сократить затраты на отопление квартиры примерно на 5-10 %. Для тех же, кто хоть раз ответил «нет», этот тест послужит руководством к действию.

Учитель. Мы поняли главное: необходимо экономить энергию, не только дома, но и в школе, чтобы запасов горючих полезных ископаемых хватило на более долгий срок. Вы теперь знаете ответы на вопросы: Как же стать хозяином в доме? Научиться бережливому использованию энергии? (Ответы детей)

Тема 5. Уроки Водяши

Цель:продолжить знакомство со способами рационального использования водных ресурсов и учета потребления воды.

Рекомендации по проведению занятий

Первое занятие посвящено актуализации знаний, полученных учащимися во 2 классе. С этой целью предусмотрено проведение всевозможных видов практической деятельности, игр и конкурсов, которые позволят младшим школьникам не только повторить, но и расширить свои представления о свойствах воды.

На втором занятии учащиеся имеют возможность расширить свои представления о движении воды от источника до потребителя. Красочный иллюстративный материал может быть использован и как демонстрационный и как игровой в зависимости от избранной учителем формы проведения занятия.

Выявить проблемы нехватки пресной воды и познакомиться со способами рационального использования водных ресурсов поможет практический материал к занятию, представленный ниже и интерактивная игра «Выбор», которая организуется по следующему алгоритму:

1.Учащимся предлагается система вопросов, отвечая на которые необходимо сделать выбор между тремя вариантами ответов: «да», «нет», «может быть». Участник подходит к табличке с соответствующей надписью; тот, кому будет брошен мячик, ловит его и объясняет свой выбор.

2. В помещении класса в трех разных местах (чтобы участники могли свободно перемещаться) размещаются таблички со словами «да», «нет», «может быть».

3. В конце игры педагог благодарит всех участников. В процессе рефлексии делается вывод о необходимости рационального использования водных ресурсов.

Знакомство со счетчиком учета воды и решение простых задач на исчисление расхода воды помогут учащимся понять способы учета потребления воды и осознать необходимость её экономии.

Обобщить знания по теме «Уроки Водяши» и приобрести опыт практической деятельности учащиеся смогут в ходе акции «Береги воду», которая привлечет внимание школьной общественности к проблемам энергосбережения. Результатом акции станет конкурс сочинений или рисунков «Жизнь без воды».

Наши рекомендации