Материалы к занятию «Способы сохранения тепловой энергии в помещении»
Вступительное слово учителя
Жило-было веселое Солнышко с золотыми лучиками. Ранним утром оно просыпалось и дарило тепло людям, животным, растениям. Всем на Земле становилось тепло, уютно и весело Солнце — главный источник чистой и безопасной энергии на Земле. Энергия солнечного света безопасна и неисчерпаема, имеет экологические преимущества. Кроме того, за солнечное тепло не нужно платить денег. Зимой солнечного тепла не хватает, поэтому люди шьют себе теплые вещи.
Загадки о тепле
Лохматый пес тепло принес,
Хозяина обнимает, от стужи укрывает. (Шуба)
Он стоит простой и строгий
В однотонном пиджаке,
У него карманов много,
Провода в его руке.
И глаза его как блюдца,
То потухнут, то мигают. (Дом)
Горка под корытом
От холода укрыта,
Ты эту тайну разгадай
Да корыто опознай! (Шапка)
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все… (Солнце)
Лето придет — не глядят на нее,
Зима настанет — обнимают ее. (Печь)
Я — особенная печь.
Дров во мне не надо жечь,
Но зимой квартиру грею,
Называюсь… (батарея)
Что, дотронувшись едва,
Превращает в дым дрова? (Печь)
Слова-отгадки следует разделить на две группы согласно схеме:
Сохраняют тепло | Дают тепло |
Шуба | Солнце |
Шапка | Печь |
Дом | Огонь |
Батарея |
Работа в группах
Обсуждение вопроса, как сохранить тепло в доме, если:
40 % тепла уходит через окна
30 % тепла уходит через стены
30 % тепла обогревают воздух
Игра «Найди ошибку»
Учащиеся в группах обсуждают ситуации:
1. Группа детей зимой вышла на прогулку, оставив входную дверь дома открытой.
2. В комнате было холодно. Даша закрыла шторы на ночь, при этом оказался закрытым и радиатор батареи.
Тест «Экономия тепла»
1. Что вы делаете, когда наступают холода?
а) мы каждую осень утепляем в доме все окна и двери;
б) если в доме становится холодно, то мы включаем несколько электрообогревателей;
в) если в доме холодно, то мы заклеиваем окна;
г) родители что-то делают, меня это не интересует.
2. Как ты выходишь из подъезда на улицу?
а) я всегда аккуратно открываю и закрываю дверь;
б) в нашем подъезде дверь всегда открыта настежь;
в) обычно я вылетаю во двор пулей, и дверь громко хлопает;
г) в нашем доме дверь уже сломали.
3. Что вы делаете, если батареи греют слишком сильно?
а) мы открываем в доме все форточки;
б) мы закрываем на батареях краны;
в) мы закрываем батареи одеялами;
г) батареи у нас никогда сильно не греют.
4. Как вы проветриваете свою комнату?
а) чуть приоткрываю форточку, чтобы комната проветривалась постоянно;
б) не проветриваю комнату вообще;
в) делаю сквозное проветривание в течение короткого времени, широко открыв форточку;
г) это всегда делают мои родители.
Рефлексия
Небольшой тест с ответами «да» или «нет».
1. Осенью вы утеплили в доме все окна, балконы и двери?
2. Вы не забываете закрывать двери в подъезде?
3. Вы не держите форточки постоянно открытыми?
4. На ночь вы закрываете занавески, чтобы удержать дополнительно тепло?
5. У вас в квартире правильно расставлена мебель: вы отставили от батареи диван и стол, чтобы тепло свободно проходило в нашу квартиру?
Комментарий Теплоши. Если вы ответили утвердительно, значит вам удалось сократить затраты на отопление квартиры примерно на 5-10 %. Для тех же, кто хоть раз ответил «нет», этот тест послужит руководством к действию.
Учитель. Мы поняли главное: необходимо экономить энергию, не только дома, но и в школе, чтобы запасов горючих полезных ископаемых хватило на более долгий срок. Вы теперь знаете ответы на вопросы: Как же стать хозяином в доме? Научиться бережливому использованию энергии? (Ответы детей)
Тема 5. Уроки Водяши
Цель:продолжить знакомство со способами рационального использования водных ресурсов и учета потребления воды.
Рекомендации по проведению занятий
Первое занятие посвящено актуализации знаний, полученных учащимися во 2 классе. С этой целью предусмотрено проведение всевозможных видов практической деятельности, игр и конкурсов, которые позволят младшим школьникам не только повторить, но и расширить свои представления о свойствах воды.
На втором занятии учащиеся имеют возможность расширить свои представления о движении воды от источника до потребителя. Красочный иллюстративный материал может быть использован и как демонстрационный и как игровой в зависимости от избранной учителем формы проведения занятия.
Выявить проблемы нехватки пресной воды и познакомиться со способами рационального использования водных ресурсов поможет практический материал к занятию, представленный ниже и интерактивная игра «Выбор», которая организуется по следующему алгоритму:
1.Учащимся предлагается система вопросов, отвечая на которые необходимо сделать выбор между тремя вариантами ответов: «да», «нет», «может быть». Участник подходит к табличке с соответствующей надписью; тот, кому будет брошен мячик, ловит его и объясняет свой выбор.
2. В помещении класса в трех разных местах (чтобы участники могли свободно перемещаться) размещаются таблички со словами «да», «нет», «может быть».
3. В конце игры педагог благодарит всех участников. В процессе рефлексии делается вывод о необходимости рационального использования водных ресурсов.
Знакомство со счетчиком учета воды и решение простых задач на исчисление расхода воды помогут учащимся понять способы учета потребления воды и осознать необходимость её экономии.
Обобщить знания по теме «Уроки Водяши» и приобрести опыт практической деятельности учащиеся смогут в ходе акции «Береги воду», которая привлечет внимание школьной общественности к проблемам энергосбережения. Результатом акции станет конкурс сочинений или рисунков «Жизнь без воды».