Беседа о бережном отношении к водоёмам
О какой помощи могут просить нас обитатели воды? (Необходимо сохранять чистоту наших водоемов, бережно относиться к воде)
Синеет речка перед нами,
Летают чайки над волнами.
А чтобы эти чайки
Могли на воду сесть
Должны очистить речку мы
От мусора, который в ней есть.
Игра «Рыболов»
Дети удочкой «ловят из речки» предметы: банки, бумажки, стекла и т.д. и объясняют, почему в реку нельзя бросать мусор.
Песенка Воды (на мотив русской народной песни)
Я Вода, вода, вода
Я Вода, вода, вода
Я бегу играю,
Но в большие холода
Но в большие холода
Сильно замерзаю.
Становлюсь снежинкой я
Становлюсь снежинкой я
Инеем колючим,
Снег валится на поля,
Снег валится на поля
Из тяжелой тучи.
Я прозрачным стану льдом
Я прозрачным стану льдом
Он блестит и колется,
Эскимосам целый дом
Эскимосам целый дом
Из ледышек строится.
Африканец у огня
Африканец у огня
Долго удивляется,
Кипяток в его горшке
Кипяток в его горшке
В пар вдруг превращается.
Я и лед, и снег, и пар,
Я и лед, и снег, и пар,
Триедино братство,
Береги и стар и мал
Береги и стар и мал
Водное богатство.
Дети прощаются с гостями. Водяша со своими помощниками уходит.
Рефлексия
Учитель. Я надеюсь, что после нашего праздника, вы будете еще добрее и нежнее относиться к нашей природе, беречь ее. Запомните свойства воды:
ВОДА — ЖИДКОСТЬ.
ВОДА ТЕКУЧАЯ.
ВОДА ПРОЗРАЧНАЯ.
ВОДА БЕСЦВЕТНАЯ И НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХА.
ВОДА — РАСТВОРИТЕЛЬ.
Чистыми должны быть воды
Океанов, морей, рек.
И об этом должен помнить
Каждый умный человек.
Тема 6. Уроки Экоши (5 ч)
Цель:понимать необходимость охраны окружающей среды, иметь представление о способах сохранения окружающей среды при использовании различных видов энергии.
Рекомендации по проведению занятий
Большинство учёных сходятся во мнении, что охрану природы и природных ресурсов следует направить на борьбу не с самими экологическими бедствиями, а с их причинами, и в первую очередь — с причинами социального характера.
Такая деятельность должна быть научно-обоснованной, продуманной, целенаправленной и систематической. Одним из важных средств её решения является экологическое образование и воспитание. Сущность его заключается в обретении человеком чувства природы, умение постигать её мир, понимать её ценность и красоту, признавать, что природа есть основа жизни всего живого на Земле.
Известно, что большинство людей приобретает те или иные убеждения с детства, до того, как получает возможность критически осмыслить полученную информацию. Под влиянием взрослых у детей вырабатываются эмоциональные предпочтения. Позже, от 9 лет и старше, эти предпочтения складываются в твердые стереотипы, изменить которые уже трудно. Знание этих возрастных особенностей младших школьников должно постоянно учитываться при проведении занятий факультатива.
Формирование основ экологической культуры у учащихся начальных классов требует разработки системы экологического воспитания. Начало такой работы может быть задано уроками Экоши.
Решение этой проблемы возможно только при наличии экологического сознания у взрослых, готовности педагогов осуществлять на практике экологическое воспитание детей, пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную работу.
Во 2-м классе на проведение уроков Экоши отводится 5 ч учебного времени. Форма проведения занятий может быть любой, но предпочтительно использование активно-деятельностного подхода, экскурсий, опытов, посильных для учащихся исследований, позволяющих практически освоить простейшие способы сохранения окружающей среды. Предлагается провести уже знакомую детям разведку бережливых дел, итогом которой является определённая творческая работа. В том случае, если занятии проводятся в классе, следует помнить, что, беседуя с детьми нужно постоянно побуждать их думать и говорить. Задавая ребятам вопросы, нужно давать им возможность высказаться. Это позволит понять, о чём они думают, что знают из личного опыта.
Эстетический фон для занятий создадут красочные альбомы, открытки, слайды и др. Содержательное наполнение занятий может быть представлено стихами, загадками, сказками, играми и т.д. Они позволят построить работу с художественным и научным словом, что сделает занятия запоминающимися для детей. Литературный материал необходим в воспитательной работе, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные.