До кромки льда при переправах по замерзшим водоёмам

Наименование груза Масса, т Толщина льда, безопасная для передвижения при температуре воздуха от -1 °С до -25 °С, см Предельное расстояние до кромки льда, м
морской лёд речной лёд морской лёд речной лёд
Человек в походном снаряжении 0,1 5 - 3 4 - 2
Нарты груженые с упряжкой собак 0,8 14 - 13 13 - 12
Автомобиль с грузом 3,5 38 - 30 34 - 25
Трактор гусеничный 8,4 80 - 47 52 - 39
Автомобиль 5-тонный с грузом 10,0 64 - 50 56 - 42
Сверхтяжелый груз 40,0 124 - 96 109 - 80

Примечания. 1. Данные приведены для осеннего льда. Весенний лёд слабее осеннего в 1,5¸2,5 раза.

2. При расчёте принимается только толщина прочных слоёв льда, слои смежного и пористого льда, пропитанного водой, из общей толщины исключаются. Следует также учитывать, что с удалением от берега прочность льда снижается.

3.В случае появления на льду воды под действием прилива или нагона льда расчётная нагрузка на лёд должна быть снижена на 50¸80 %.

2.3. Значение допускаемой толщины льда следует увеличивать в 1,1 раза при средней температуре воздуха -5 °С за последние 3 суток; в 1,4 раза при 0 °С; в 1,5 раза при температуре выше 0 °С.

2.4. Лёд должен быть прозрачным. Если лёд наморожен или мутный, допустимая толщина льда увеличивается в 2 раза. При нарушении кристаллической структуры льда езда по нему запрещается.

2.5. Для стационарных нагрузок допускаемая толщина льда увеличивается в 1,5 раза.

2.6. Обследование ледяного покрова при выборе места переправы должно производиться двумя работниками, передвигающимися в веревочной связке на расстоянии 10 м друг от друга, с шестами. Запрещаются пробные переходы одного человека с целью определения прочности льда.

2.7. Место переправы по льду должно иметь:

удобные и пологие спуски на лёд, не требующие больших работ по расчистке снега;

хорошее сопряжение льда с берегом;

ровный и надежный по прочности ледяной покров без полыней и трещин.

2.8. Запрещаются переправы по льду при появлении наледной воды, торосов, промоин, трещин по заберегам.

2.9. Трасса переправы по льду рек должна пролегать выше открытых участков воды (полыньи, разводы).

2.10. Трасса переправы должна быть обозначена вехами или другими знаками в 3 м от оси трассы и в 30 м друг от друга.

На переправах по льду допускается одновременное движение только одиночных транспортных средств и только в одну сторону.

2.11. Во время переправы по льду пассажиры должны сойти с транспортных средств и идти пешком за ними на расстоянии не менее 25 м. Водитель должен ехать с открытыми дверцами кабины.

2.12. Скорость движения автомобилей и тракторов по ледяной переправе должна быть не более 10 км/ч, гужевого транспорта 4÷5 км/ч.

2.13. Проверка трассы ледового пути на реках и водоёмах должна производиться регулярно – один раз в декаду, а на реках со скоростью течения более 1,5 м/с – не реже двух раз в декаду, в сильные морозы и весенние оттепели – ежедневно.

2.14. Спуск (подъём) транспортных средств на лёд должен производиться на малой скорости, без резкого торможения. При наличии у берегов разломов и трещин должен устраиваться бревенчатый настил.

2.15. Съезд с берега на лёд без трапов допускается только в том случае, если лёд у берега не имеет трещин и размывов, не зависает над водой и прочно соединён с берегом. Зависание льда следует проверять через пробитые в нем лунки. Появившаяся в них вода должна закрывать нижнюю часть стенок пробитых лунок на высоту, равную 0,8¸0,9 толщины льда. Если вода в лунках не появляется или уровень ее ниже указанного, то переправа в этом месте запрещается.

2.16. Спуск на лёд должен иметь уклоны не более 11¸12° для гусеничного транспорта и 5¸6° для колесного.

2.17. Если туман и пурга застигли в пути, то движение необходимо прекратить, а транспорт и груз равномерно рассредоточить по льду.

2.18. Запрещается при движении по льду резко тормозить. На гладком льду при торможении и поворотах следует остерегаться заносов.

2.19. Запрещается заправлять машины на льду во избежание его разрушения пролитым топливом и смазочными материалами.

3. Общие положения (требования безопасности при выполнении гидрометрических работ)

3.1. Гидрометрические работы на судоходных реках разрешается производить только после согласования с бассейновым управлением пути.

Техническое состояние плавсредств, используемых при выполнении гидрометрических работ, должно отвечать требованиям п. 3.5.3 настоящих Правил.

3.2. Все виды гидрометрических работ следует выполнять с соблюдением требований безопасности разделов 3.5 и 4.12 настоящих Правил.

3.3. Все рабочие и инженерно-технические работники, выполняющие гидрометрические работы, обязаны уметь обращаться со спасательными средствами и соблюдать правила безопасности при пользовании плавсредствами.

3.4. Понтоны и мостики, оборудованные для производства гидрометрических работ, должны иметь перила высотой не менее 1,2 м.

3.5. При производстве гидрометрических работ во время паводка, сплава леса или при волнении более трех баллов все работники, находящиеся на плавучих средствах, обязаны надеть спасательные пояса. На месте работ должна находиться в полной готовности дежурная спасательная лодка, обслуживаемая не менее чем двумя лицами и обеспеченная вёслами, шестами, верёвкой и спасательными принадлежностями.

3.6. При работе на больших заросших поймах работники, ведущие наблюдения, должны иметь при себе ракетницы с комплектом ракет, уложенных в непромокаемые футляры.

3.7. При работах на реках со скоростью течения больше 1,5 м/с якорь должен крепиться к плавучему средству канатом, который в случае необходимости может быть обрублен.

При бросании якоря необходимо трос или канат предварительно сложить в правильные круги и следить, чтобы в момент разматывания троса или каната нога или рука работника не попала в уложенные кольца.

Трос или канат должен иметь длину не менее двукратной глубины реки.

3.8. Запрещается производство работ в районе заторов как выше, так и ниже их.

3.9. При производстве гидрометрических работ ниже временных перемычек должны быть предусмотрены мероприятия, обеспечивающие безопасность на случай прорыва воды.

3.10. При наличии ниже по течению опасных для судоходства мест (порогов, водопадов, плотин, мостов), особенно на реках с быстрым течением более 3 м/с, правила поведения на воде при гидрометрических работах определяются на месте руководителем работ по согласованию с Управлением службы пути речного флота.

4. Промеры глубин

4.1. Промеры глубин разрешается производить: на реках со скоростями течения до 1,5 м/с с гребных лодок и катеров; на реках со скоростями течения 1,5¸2,5 м/с – с лодок и понтонов, передвигаемых по тросу, а также с катеров; на реках со скоростями течения более 2,5 м/с – с катеров соответствующей мощности; на небольших реках со скоростями течения более 2,5 м/с – с люлек, передвигаемых по тросу, и с гидрометрических мостиков.

4.2. Промеры глубин по проложенным по дну реки кабелям и дюкерам запрещаются.

4.3. Промерные работы с самоходных судов следует производить на тихом ходу.

4.4. При работах на реках со скоростью течения более 1,5 м/с носовая часть лодки должна быть наглухо закрыта тонкими досками или брезентом на уровне бортов.

4.5. При работе с лотом запрещается выполнять промерные работы, стоя на борту или на сидении лодки, перегибаться через борт лодки, производить спуск и подъём лота весом более 10 кг без лебедки или ворота и наматывать линь (снасть лота) на руку.

4.6. При глубине водоёма до 6 м промерные работы должны производиться намёткой (шестом). Лицо, проводящее эти работы, должно работать в спасательном поясе и быть застраховано от падения в воду. Намётку необходимо держать по течению.

Намётка должна быть лёгкой, прочной и не иметь трещин и других изъянов, могущих повредить руки.

Для промеров намёткой следует использовать лодки, грузоподъёмностью не менее 0,5 т. В лодке должно находиться не менее 3-х человек (промерщик, сигналист и гребец), промерщик – в носовой части лодки.

5. Промеры глубин со льда или при ледоходе

5.1. Гидрометрические работы со льда должны производиться только после тщательной проверки его прочности, с соблюдением требований раздела 4.13 настоящих Правил.

5.2. Запрещаются какие-либо работы непосредственно со льда в руслах рек и на озёрах, если толщина льда не удовлетворяет требованиям табл. 1 п. 4.13.2 настоящих Правил.

5.3. При производстве работ с припая от берега или от основной кромки льда руководителем подразделения должны разрабатываться в каждом отдельном случае меры безопасного ведения работ.

5.4. При выборе места для постоянного гидроствора и морфоствора (живого сечения) следует избегать участков реки, где образуются полыньи.

5.5. При маршрутных обследованиях и ледомерных съёмках подразделение должно иметь лыжи, верёвки и длинные шесты.

5.6. Наблюдения за кромкой льда и формированием затворов необходимо вести с незатопляемого берега, приближение наблюдателя к кромке льда запрещается.

5.7. Лунки диаметром более 20 см необходимо ограждать вехами. Вблизи дорог на льду и населённых пунктов лунки диаметром более 20 см прорубать запрещается.

Все лунки необходимо периодически очищать от снега, а лёд вокруг них посыпать песком.

5.8. При уборке колотого льда шестом под ледяной покров рабочие не должны упираться корпусом тела в конец шеста, следует держать шест на вытянутых руках.

5.9. Запрещается производство работ со льда при появлении (при весенних оттепелях) больших трещин или происшедших подвижек льда.

6. Водомерные работы

6.1. На подходах к водомерному посту при крутых береговых склонах более 20° необходимо устраивать лестницы, сходни, ступенчатые трапы, подходные мостики, оборудованные перилами.

6.2. Подходы к водомерному посту (трапы, дорожки, лестницы и др.) должны быть очищены от грязи, снега, льда и при необходимости посыпаны песком или золой.

К гидрометрическим работам допускаются только лица, прошедшие соответствующий инструктаж и твёрдо усвоившие названные выше правила. Знание правил проверяет специальная комиссия в виде зачета и оформляет соответствующими протоколами и выдачей удостоверения.

Приложение 2

Наши рекомендации