Методика преподавания естествознания как педагогическая наука
Методика преподавания естествознания является наукой и занимает особое место среди других наук.
· Цель методики преподавания естествознания – подготовка будущих учителей начальных классов к преподаванию естественно-научных предметов образовательного компонента «Окружающий мир», овладения младшими школьниками системой ЗУН естественно-научных предметов образовательного компонента «Окружающий мир».
· Содержание методики преподавания естествознания поможет молодым учителям сознательно и творчески формулировать цели обучения, выбирать содержание, формы, методы и средства проведения учебных занятий по предметам естественно-научного цикла в начальной школе. Отбор содержания в начальной школе ключевой вопрос в методике преподавания. Современное вариативное начальное образование особенно обострило этот вопрос (многообразие вариативных программ). Содержание начальных естественно-научных курсов должно отбираться с учетом основных, исходных положений, нормативных требований, лежащих в основе дидактического процесса. При отборе содержания школьного учебного предмета необходимо учитывать психологические особенности младших школьников, которые еще не умеют самостоятельно добывать знания и правильно воспринимать услышанное и прочитанное. Поэтому серьезное внимание должно уделяться подбору материала, методам его обработки и приемам его изложения. В основу естественно-научных программ для начальной школы положен принцип интеграции, т.е объединения знаний различных дисциплин. В современной дидактике под интеграцией знаний принято понимать взаимопроникновение (взаимосвязь и взаимозависимость) знаний, выводящие ученика на понимание единой научной картины мира. Научная картина мира определяется как «особая форма систематизации знаний, преимущественно качественное обобщение и мировозренческо-методологический синтез различных научных теорий». (Половцев В.В. Общая методика естествознания. – М. 1914. С. 45).
Идеи интеграции знаний выдвигались еще А. Дистервегом, И.Г. Пистолоции, К.Д. Ушинским. А.Я. Герд считал, что в начальной школе нет места отдельным естественным наукам (ботанике, зоологии, географии и т.д.). Герд А.Я утверждал, что здесь надо изучать единую науку о неорганическом и органическом мире. Многолетняя практика изучения интегрированного курса «природоведение» подтвердила правильность такого подхода.
В современном стандарте начального образования интегрируются образовательные области «Естествознание» и «Обществоведение» в один образовательный компонент «Окружающий мир». «Естествознание» изучает природу, «Обществоведение» – общество. В дидактике выделены общие принципы, которыми надо руководствоваться при трансформации научного знания из естествознания и обществоведения в учебный предмет.
· Совокупность дидактических принципов и приемов, а также способов организации теоретической и практической деятельности. Дидактические принципы – основополагающие требования к практической организации учебного процесса. Метод – способ организации учителем учебно-познавательной деятельности обучаемых с целью реализации поставленных задач образования и развития личности детей.
Дидактические принципы применяются в соответствие с изучением своеобразного природоведческого материала и соответствуют уровню развития общества, науки и культуры. Содержание начальных естественно-научных курсов отбирается с учетом как классических давно известных принципов (общедидактические принципы, специфические принципы: краеведческий, экологической направленности (взаимосвязь природы и человека, правила отношения человека к природе), доступная природоохранная деятельность (выращивание растений, уход за зелеными насаждениями)), так и новых, отражающих современный уровень развития научного знания и социальный заказ школы (принцип «позитивного педоцентризма» – принцип отбора знаний наиболее важных для детей этого возраста, принцип минимакса и т.д.).
В методике преподавания естествознания выделяют три группы методов обучения: словесные (рассказ, описание, объяснение, работа с книгой, доказательство, беседа, учебная дискуссия,), наглядные (демонстрация наглядных и аудиовизуальных пособий, демонстрация опытов, моделирование) и практические (наблюдение, исследовательский эксперимент).
Методы обучения в технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Для организации поисковой деятельности детей используется: метод проблемного изложения, метод учебных задач, моделирование и др.
Методические приемы применяются с целью усиления возможностей того или иного метода и вне метода теряют свое значение. Верзилин Н.М. и Корсуновская В.М. выделяют организационные приемы (действия учителя, направляющие внимание, восприятие и формы организации работы учеников), логические приемы (постановка цели или проблемы; планирование хода практической работы вместе с учащимися; использование заданий, помогающих проанализировать свойства природных объектов, сравнить их, классифицировать, сделать выводы и обобщения) и технические приемы (использование определенного лабораторного оборудования, составление инструктивных карточек, расчерчивание таблиц для практических работ, команды учителя, помогающие синхронно выполнять отдельные операции, фиксация результатов работы и т.д.). Одни и те же приемы входят в состав различных методов обучения.