Естествознание как учебный предмет

ВВЕДЕНИЕ

Воздействие людей на природу осуществляется в планетарном масштабе, поэтому на современном этапе раз­вития общества особую значимость приобретают естественно­научные знания.

Сегодняшнему студенту педагогического вуза предстоит обучать поколение людей XXI в. Его ученики будут нести ответственность за судьбу нашей планеты в третьем тысяче­летии. Единственный путь, по которому следует идти человеку в его отношениях с приро­дой — это познание ее законов с целью их сознательного использования. Уровень развития экологической культуры будущего поколения во многом зависит от естественно-науч­ной и методической подготовки учителя. Данную подготовку призвана осуществить методика преподавания естествознания.

Курс «Методики преподавания естествознания» готовит будущих учителей начальных классов к преподаванию есте­ственно-научных предметов образовательного компонента «Окружающий мир».

Теоретической базой данного курса является предшест­вующее изучение естественно-научных дисциплин (землеведения, ботаники, зоологии, возрастной анатомии и физиологии), а также педагогики и психологии. Выработка практических умений и на­выков осуществляется в процессе прохождения педагогиче­ской и полевой практик по педагогике, ботанике, зоологии, землеведению.

Естествознание — это система наук о природе, совокуп­ность естественных наук, взятая как целое.

В широком смысле понятие «природа» определяется фи­лософией как все сущее, весь мир в многообразии его форм. Природа — это окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии своих проявлений, это объективная реаль­ность, существующая вне и независимо от человеческого сознания. Природа не имеет ни начала, ни конца, бесконечна во времени и пространстве, находится в непрерывном движе­нии и изменении.

В планетарном значении природой называют лишь ее часть — биосферу, т.е. земную оболочку, населенную живы­ми организмами. Понятие природа как совокупность естественных условий существования человека характеризует место и роль природы в системе исторически меняющихся отношений к ней человека и общества. Это отношение определяется прежде всего изменением характера и масштабов человеческой дея­тельности.

В более узком смысле природа — это объект науки, а точнее, совокупный объект естествознания. Природа делятся фило­софией на неорганическую, изучающую неживую природу, и органическую, изучающую живую природу. Неживая природа является объектом изучения таких наук как астрономия, хи­мия, физика, геология и др. Биология изучает живую природу. Вместе с тем такое деление условно, так как существуют науки, в которых присутствует синтез знаний о неживой и живой природе. Это география, экология и некоторые другие естест­венные науки (биохимия, биогеофизика и т.п.).

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Естествознание как учебный предмет тесно связан с науками о природе, но между школьным предметом и естественны­ми науками существуют важные различия по цели, объему, структуре, методам и форме изложения. Цель естественных наук — исследовательским путем получать новые данные о природе. В отличии от них методика изучает не закономер­ности развития природы, а закономерности педагогического процесса обучения учащихся основам наук о природе. Цель учебного предмета — сообщать учащимся элементарные све­дения о добытых наукой фактах и закономерностях, выраба­тывать простейшие навыки исследовательской работы. При этом информация тщательно отбирается с учетом возрастных особенностей школьников. Структура знаний и форма их из­ложения в учебном предмете определяются общепедагогиче­скими и специфическими принципами, свойственными мето­дике естествознания. «Научное и педагогическое изложение науки, — писал К.Д. Ушинский, — две вещи разные, и педа­гоги всех стран деятельно трудятся над переработкой научных систем в педагогические».

В начальной школе учащиеся получают первоначальные представления из курсов всех естественно-научных предме­тов основной школы. Реализация начального естественно­научного образования требует высокой квалификации учи­теля.

Одной из важнейших задач методики преподавания есте­ствознания является выяснение соотношения между науками о природе и учебным предметом и на основе этого осуще­ствление отбора учебного материала.

Методика преподавания естествознания — это наука о системе процесса обучения и развития младших школьни­ков, обусловленного особенностями школьного предмета.

Методика призвана решать важные задачи:

■ правильно выделить цели начального естественно-на­учного образования;

■ определить принципы отбора материала и содержание учебного предмета;

■ разработать эффективные методы, формы и средства его преподавания;

■ выявить оптимальные условия развития младших школьников в процессе изучения начального курса естествознания.

Решение этих задач требует интеграции знаний различных наук, с которыми связана методика преподавания естество­знания.

Рассмотрим важнейшие из межнаучных связей методики естествознания.

Методика преподавания естествознания тесно связана со многими науками и прежде всего с науками о природе. Естественные науки предоставля­ют в распоряжение методиста не только научный материал для построения школьного курса естествознания, но и мето­ды изучения природы.

Философия служит методологическим основанием любой науки, в том числе и методики естествознания. Она разраба­тывает систему общих принципов и методов познания. Фи­лософские идеи определяют направление научного поиска. Это объясняется самой сущностью философии, которая ос­мысливает место человека в окружающем его мире.

На основании диалектической теории познания разраба­тывается методика формирования и развития естественно­научных понятий. В определении основных понятий мето­дики, таких как «содержание обучения», «формы обучения», «методы обучения», можно легко обнаружить их философ­ское происхождение.

Процесс обучения подчиняется основным диалектическим законам:

■ закону перехода количества в качество;

■ закону единства и борьбы противоположностей;

■ закону отрицания отрицания.

Философия определяет главную движущую силу процесса развития методической науки, которой являются противоре­чия между потребностями общества и уровнем развития сис­темы образования. Любые методические наработки, получен­ные экспериментальным путем, прежде чем стать достоянием науки должны получить философское обоснование.

Наиболее традиционной является связь методики естест­вознания с педагогикой. Педагогика обогащает методику зна­ниями из дидактики и теории воспитания. Дидактика разра­батывает теоретические основы обучения. Она выделяет принципы, методы, средства и формы обучения общие для всех школьных предметов. Нельзя строить теорию методики в отрыве от общих теорий обучения и воспитания. Современ­ные педагогические концепции оказывают огромное влияние на развитие методической науки. В настоящее время в мето­дике естествознания появилось несколько альтернативных направлений развития, в основе которых лежат педагогиче­ские технологии развивающего обучения. Под технологиями обучения понимается такое «направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов. Предполагается, что педагогическая технология может быть воспроизведена любым учителем.

Современная педагогика не может не принимать во вни­мание новые технологии обучения, но и в то же не отбрасывает старые технологии, слу­жившее для достижения новых. Методика естество­знания прошла сложный, неоднозначный, интересный путь развития, являющийся частью историче­ского пути всей педагогической науки. Поэтому необходимо отметить связь методики с историей педагогики. Экскурс в историю изучаемого вопроса — методический прием, впервые предложенный Н.М. Верзил иным.

При разработке методических основ преподавания началь­ного курса естествознания нельзя не обратиться к психоло­гии, исследующей закономерности развития психики млад­ших школьников. Возрастные особенности детей учитыва­ются при отборе содержания материала курса естествознания по годам обучения. Идеи психологии лежат в основе плани­рования различных видов деятельности на уроках естество­знания. Особенно важно для учителя знать особенности протекания познавательных процессов детей. Это поможет определить условия образования представлений и понятий в сознании ученика. «Методика начинается с того момента, когда учитель становится руководителем познавательно­го процесса, протекающего в сознании ученика».

Критерием правильности выбора принципов, методов, форм и средств обучения является учет возрастных особен­ностей усвоения учебного материала. Методика преподавания изменяется в связи с развитием опыта и познавательных способностей учащихся.

Следует отметить, что связь методики с другими науками предполагает не механическое соединение, а их взаимодейст­вие и взаимообогащение. Методика естествознания может использовать теоретические выводы других наук, их методы и результаты исследования. При этом происходит не простое заимствование данных, а их творческая переработка с учетом специфики объекта самой методики, ее теоретических и прак­тических задач.

Преподавания естествознания

Отечественная методика естествознания имеет более чем 200-летнюю историю развития. За это время в науке опреде­лились свои методы научного исследования.

Под методами исследования понимаются способы реше­ния научно-исследовательских задач.

Научное обоснование методов исследования дает методо­логия, т.е. совокупность принципов и способов организации теоретической и практической деятельности.

К методологическим принципам относятся:

· системный подход, позволяющий рассматривать от­дельные компоненты педагогического процесса (цели и содержание образования, методы, формы и средства обучения, деятельность учителя и учащихся) не изоли­рованно, а во взаимосвязи и взаимодействии;

· личностный подход, который требует ориентации учеб­ного процесса на отдельную личность, признание ее уни­кальности, интеллектуальной и нравственной свободы;

· деятелъностный подход, ставящий ребенка в позицию субъекта образовательного процесса, что предполагает самостоятельное определение цели; планирование и организацию учебной деятельности; самоконтроль и самооценку результатов деятельности;

· культурологический подход, связывающий человека как носителя определенной культуры с системой общественных и духовных ценностей.

Теоретические методыоснованы на применении мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, обобщения и конкретизации. Эти методы помогают определить проблему исследования. К теоретическим методам относятся:

Сравнительно-исторический анализ литературных источников, школьной документации, программ и учебников в аспекте рассматриваемой проблемы. Анализ позволяет познакомиться с методическим наследием прошлых лет и современным состоянием проблемы исследования. При этом анализируется достигнутое, отбираются ценные и отметаются не оправдавшие себя педагогические идеи.

Изучение массового опыта учителей помогает выявить оправданные практикой новаторские идеи и определить ти­пичные ошибки в преподавании.

Эмпирические методы основаны на чувственном восприятии объектов и служат для накопления фактического материала. К ним относится педагогическое наблюдение учебного процесса, личное преподавание, проведение эксперимента.

Педагогическое наблюдение — один из основных мето­дов эмпирического исследования. Он определяется как непо­средственное восприятие исследователем изучаемого педаго­гического процесса. Различаются непосредственное и опо­средованное наблюдения, где действуют сам исследователь или его ассистенты. Выделяются сплошные и дискретные наблюдения. Первые охватывают процессы в целостном виде. Вторые фиксируют результаты выборочно. При включении исследователя в реальную естественную деятельность (на­пример, ведение уроков) говорят о включенном наблюдении. Материалы наблюдений фиксируются в протоколах, дневни­ках, на видеокассетах и т.п. Метод наблюдения ограничен в своих возможностях тем, что фиксирует только внешние проявления педагогических фактов.

Педагогический эксперимент относят к основным ме­тодам педагогического исследования. Он осуществляется с целью опытной проверки гипотезы. В методике естествозна­ния обычно выявляется эффективность применения тех или иных методических инноваций. Эксперимент по методике естествознания осуществляется в три этапа. Первый — кон­статирующий этап — помогает выявить типичные недос­татки и затруднения в обучении школьников основам есте­ственных наук и определить характер работы по поиску наиболее эффективных путей их исправления. На втором — формирующем этапе — проводится апробация (проверка) экспериментальных материалов и внедрение предложенных инноваций. Чаще всего обучающий этап эксперимента протекает в естественных условиях образова­тельного процесса, для которого харак­терно целенаправленное варьирование в различных группах (контрольных и экспериментальных). На третьем — контрольном этапе — исследуется эффектив­ность использования новой методики в учебном процессе. Педагогическая эффективность оценивает степень реализа­ции учебных целей по сравнению с заданными, т.е. обеспе­чивает соответствие между запроектированными и получен­ными результатами.

Социологические методыприменяются с целью изучения личностных характеристик детей и педагогов, принимающих участие в исследовании. Это анкетирование и интервьюирования учителей и учащихся, опросы, тестирование, анализ уровня сформированности знаний и умений учащихся.

Опросные методы — это методы сбора информации, основанные на непосредственном или опосредованном взаимодействии исследователя и испытуемых. Источником информации служат словесные или письменные суждения, полученные в ходе анкетирования, тестирования, кон­трольных срезов и т.п. Результаты опроса проходят стати­стическую обработку, после чего исследователь может оперировать полученным фактическим материалом.

Математические методы основаны на обработке полученных результатов методами математического анализа. К ним относятся:

· регистрация – запись с целью учета и систематизации количественных данных о наличии или отсутствии исследуемого параметра. Например, числа учеников, выполнивших задание правильно или неправильно;

· ранжирование – расположение полученных данных в порядке убывания или нарастания какого-либо показателя и определение места каждого исследуемого параметра в этом ряду. Например, составление перечня трудных понятий;

· шкалирование – введение цифровых показателей в оценку педагогической деятельности путем проведения опроса испытуемых. Например, о трудности изучения определенных тем курса;

· определение средних величин – среднего арифметического, медианы (показателя середины ряда), дисперсии (степени рассеивания около среднего показателя) и др.;

· сравнение полученных результатов с нормой, при котором выявляются отклонения от заданных показателей.

Выбор методов научного исследования осуществляется в соответствии со следующими принципами:

■ принцип совокупности методов исследования, который означает, что для решения любой научной проблемы используется несколько методов, согласованных с при­родой исследуемого явления;

■ принцип адекватности метода существу изучаемого предмета и тому результату, который должен быть по­лучен.

Важным требованием для внедрения любых инноваций должен быть учет принципа целесообразности и оправдан­ности нововведений. Отечественная педагогическая наука пережила многочисленные реформы, многие из которых оказались впоследствии бесполезными для системы образо­вания. Тем не менее даже отрицательные результаты экспе­римента обогащают науку.

Методика естествознания должна давать проверенную практикой научную теорию, позволяющую эффективно обу­чать детей основам наук о природе, развивать практические умения, присущие естественным наукам.

К.Д. Ушинский предупреждал: «Одна педагогическая практика без теории — то же, что знахарство в медицине». (Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. — М., 1945. — С. 514.).

Ошибочно думать, что педагогическое мастерство — это искусство, зависящее от врожденных способностей человека и владения предметом. Учитель, несомненно, должен хорошо знать научное со­держание предмета, но без владения методикой преподавания он не сможет добиться усвоения этих знаний детьми.

Направление

Направление

Программа «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой и Г.С. Калиновой. Программа входит в комплект «Начальная школа 21 века».

Принципы построения программы:

– принцип «позитивного педоцентризма»,

– принцип экологизации предмета,

­ – краеведческий принцип.

В основе построения программы лежит принцип отбора знаний наиболее важных для детей этого возраста (принцип «позитивного педоцентризма»).

Особенностью программы является включение сведений:

– способствующих познанию ребенком самого себя,

– расширяющих представление о психической природе человека.

Авторы считают, что именно этот принцип предоставляет каждому ребенку возможность удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои таланты и склонности.

Программы курса «Окружающий мир» построены также с учетом принципа экологизации предмета. Принцип экологизации реализуется через формирование у младших школьников умения предвидеть последствия своего воздействия на природу и социальную среду. Изучение программных тем проходит в соответствии с особенностями природных и социальных явлений, окружающих ребенка.

Ведущую роль в построении курса играет краеведческий принцип. Данный принцип обязывает учителя при ознакомлении с окружающим миром использовать чувственный опыт детей, накопленный во время прогулок и экскурсий в природное и социальное окружение. При организации обучения детей усиливается роль занятий, проходящих в парке, на пришкольном участке, в учреждениях культуры, музее и т.д. (вне класса). Обязательной структурной единицей таких уроков является игра (предпочтительно, ролевая).

В программах «Окружающий мир» представлены следующие содержательные линии:

· человек как биологическое существо,

· человек и другие люди,

· человек и общество,

· история родной страны.

Такое построение курсов, по мнению авторов программы, подготавливает младших школьников к изучению базовых предметов в основной школе.

Программа «Окружающий мир» О.Т. Поглазовой и В.Д. Шилина. Программа входит в современную систему учебных курсов «Гармония».

Основной принцип построения программы – принцип последовательности (последующее знание базируется на ранее полученных знаниях, дополняя и углубляя их).

Основная цель обучения: способствовать интеграции, гуманизации и экологизации знаний, воспитание гармонично развитой личности.

Задачи курса:

– продолжение разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье,

– последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира, ознакомление со взаимосвязями жизнедеятельности человека и общества,

– вооружение знаниями о явлениях, закономерностях окружающего мира и методах его познания,

– воспитание бережного отношения ко всему живому на земле, любви к природе, сознательного отношения к своему здоровью.

Таким образом, курс реализует задачи последовательного формирования у учащихся целостной естественно-научной картины мира и воспитания бережного отношения ко всему живому на Земле. Данный курс направлен на обновление содержания и методов преподавания естествознания в трех направлениях:

– интеграции,

– гуманизации,

– экологизации.

Изучение окружающего мира формирует мировоззрение ребенка по трем стержневым линиям:

· окружающий мир многогранен, интересен и постоянно изменяется, поэтому его необходимо познавать,

· богатый опыт предков может пригодиться в жизни – значит его надо уважать и изучать,

· природа ранима, поэтому надо беречь ее красоту и гармонию.

Панорама окружающего мира и его отдельные закономерности раскрываются перед учениками последовательно:

В 1-2 классах через красоту и многообразие объектов природы и рукотворного мира.

В 3-ем классе через:

– рассмотрение закономерностей сезонных изменений и фундаментальных взаимосвязей и взаимопревращений (круговоротов) в неживой природе, а также жизненных циклов цветковых растений и некоторых групп животных,

– начальное знакомство учащихся с устройством организма человека и условиями обеспечения его здоровья.

В 4-ом классе через осознание места своего родного края на планете, его общности со всем миром.

С методами познания окружающего мира дети знакомятся на практических работах (ориентирование на местности, уход за растениями и животными, моделирование объектов и процессов).

Большое значение в программе отводится фенологическим наблюдениям и непосредственным исследованиям учащимися во время экскурсий объектов и явлений природы.

Основные формы организации процесса обучения: уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города (поселка), в кабинете географии, биологии, физики, уроки исследования, фантазии, путешествия, заседания, конференции.

Программа построена таким образом, что последующие знания базируются на ранее полученных знаниях. Причем знания постепенно дополняются и углубляются.

По мнению авторов программы знания и умения должны являться не самоцелью, а средством развития интеллектуальных и творческих способностей.

Направление

ПРИНЦИПЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ НАЧАЛЬНОГО ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Общедидактические принципы

При отборе содержания школьного учебного предмета необходимо учитывать возрастные и психологические особенности младших школьников (дети не могут самостоятельно добывать знания и правильно воспринимать услышанное и прочитанное). Задача школы содействовать всестороннему развитию ученика в целях общего образования. Поэтому серьезное внимание должно уделяться подбору материала, методам его обработки и приемам изложения.

В основу естественно-научных программ для начальной школы положен принцип интеграции, т.е объединения знаний различных дисциплин. В современной дидактике под интеграцией знаний принято понимать взаимопроникновение знаний, выводящие ученика на понимание единой научной картины мира. По мнению Е.В. Григорьевой, в начальной школе не может быть сформировано данное представление, так как в основе построения научной картины мира лежат такие категории как материя, движение, пространство, время. Данные категории недоступны для усвоения младшими школьниками, поэтому правильнее всего говорить о формировании первоначальных представлений о целостности мира.

Идеи интеграции знаний выдвигались еще А. Дистервегом, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским. А.Я.Герд считал, что в начальной школе нет места отдельным естественным наукам. По мнению ученого здесь нужно изучать единую науку о неорганическом и органическом мире.

В современном стандарте начального образования интегрируются образовательные области «Естествознание» и «Обществознание» в один образовательный компонент «Окружающий мир».

В основе построения любого школьного курса должен лежать принцип научности.Но это не означает, что школьный предмет должен стать точной копией науки в сжатом виде. Научность предполагает отбор проверенного фактического материала и его обработку, а также его исследование научными методами. В начальном курсе естествознания невозможно полное изложение научной дисциплины. Отбираться должен только тот материал, который знакомит младших школьников с основными объектами окружающего мира и служит пониманию закономерностей протекания природных явлений и процессов. Учитель обязан выбирать самое существенное и опустить все остальное, не дающее ничего нового по сравнению с уже известным. Например, при введении представления о насекомых вполне достаточно выделить их главный отличительный признак – три пары ног, по которому дети легко узнают этих животных в природе.

Учебный материал должен быть изложен с учетом принципа доступности.

Этот принцип предполагает использование определенных правил, выработанных в педагогической науке со времен Я.А. Каменского. В их основе лежит знание возрастных особенностей детей.

К важнейшим из них относятся:

· От простого – к сложному, от известного – к неизвестному. Эти правила предполагают начинать изучение курса не только с наиболее легкого и знакомого учащимся материала, но и использовать при этом самые простые методы и учебное оборудование.

· От близкого – к далекому. Это правило лежит в основе краеведческого принципа.

· От конкретного – к отвлеченному. Это правило требует, чтобы обобщению выведению определенных закономерностей предшествовало знакомство с конкретными объектами и явлениями, которые будут служить основой для создания в сознании ребенка ярких образов окружающего мира.

Одним из старейших в дидактике является принцип наглядности, который был обоснован Я.А. Каменским еще в 18 веке. (наглядные средства и методы обучения)

наглядные средства обучения:

1. натуральные:

– объекты живой природы (комнатные растения, животные уголка живой природы);

– объекты неживой природы (гербарии, коллекции, влажные препараты)

2. Искусственные и изобразительные:

– объемные (макеты: глобус, теллурий (движение Земли вокруг Солнца), формы рельефа (гора, холм, овраг); муляжи (слепки): грибы, овощи, фрукты);

плоскостные (таблицы, карты)

3. Аудиовизуальные средства обучения: диапозитивы, диафильмы, видеофильмы, аудиокассеты и грамзаписи, компьютерные программы

4. Вспомогательные средства обучения:

– лабораторное оборудование для демонстрации опытов (стаканы, спиртовка, пробирки, колбы, воронки, стеклянные палочки, фильтровальная бумага, предметные стекла, лупа и т.д.)

– экскурсионное оборудование (компас, планшет – с географическим содержанием, для сезонных экскурсий – термометры, линейка для измерения высоты снежного покрова, пакеты и папки для сбора природоведческого материала, для биологических и экологических – воздушные и водные сачки, лупы, копалки, коробочки для образцов почв, стеклянные баночки).

При изложении материала необходимо соблюдать принцип систематичности и последовательности.Данный принцип отвергает изучение отдельных фактов без выяснения их значения и связи с ранее изученным материалом. Каждое последующее положение необходимо выводить из предыдущего.

Принцип преемственности знаний. Данный принцип требует:

· последовательного перехода от одного курса к другому,

· усложнения методов изучения предмета,

· последовательного развития понятий и практических умений,

· возрастания требований к уровню подготовки школьников,

· углубления и укрепления межпредметных связей.

В современной дидактике выделен принцип сознательности и активности учащихсяв обучении. Согласно данному принципу учение становится эффективным только тогда, когда ученик становится субъектом деятельности, проявляет познавательную активность. Согласно этому принципу в содержание предмета необходимо вводить материал, помогающий развивать учебную деятельность младших школьников:

· наличие умений ставить цель,

· мотивировать и планировать свою работу,

· самостоятельно добывать знания,

· осуществлять самоконтроль и самооценку.

В то же время нельзя недооценивать и роль учителя в организации познавательной деятельности учащихся. Активности учащихся можно добиться при условии:

· учета их познавательных интересов;

· создания проблемных ситуаций на уроке;

· использовании дидактических игр и учебных дискуссий;

· организации групповых форм работы, развивающих коммуникативную деятельность детей.

Построение учебных программ должно осуществляться с учетом принципа практической направленностиобучения. Учет данного принципа не означает изъятия из содержания предмета материала, который не имеет практического значения. В этом случае естествознание потеряет свой общеобразовательный характер, нарушится систематичность курса. Этот принцип требует, чтобы процесс обучения стимулировал школьников применять полученные знания в решении практических задач. Практическая направленность обучения предполагает, что для построения курса естествознания должен отбираться преимущественно тот материал, который возможно изучать посредством проведения наблюдений, постановки опытов, осуществления практической деятельности учащихся в природе.

С принципом практической направленности тесно связан краеведческий принцип обучения. Этот принцип является специфическим принципом естественно-научного образования. Краеведческий принцип обучения может быть определен как нормативное положение. Это положение должно отражать необходимость решения общеобразовательных задач во взаимосвязи с организацией познания учащимися своего края, с применением знаний в общественно полезной деятельности.

Анализ истории становления краеведческого принципа преподавания естествознания в школах России позволяет выделить несколько исторических периодов, определивших путь развития школьного краеведения:

1 период Идея использования местного материала в преподавании зародилась в городских училищах с момента введения в них естествознания как учебного предмета в 1786 г. Становлением «родиноведения» и «отечествоведения» характеризовались 60-е годы XIX в. В эти годы разрабатывались содержание, методы и формы преподавания начального курса естествознания; У его истоков стояли такие талантливые педагоги, как К.Д. Ушинский, Д.Д.Семенов, Н.И. Вессель. Ими была доказана методическая ценность использования местного материала в обучении, определены принципы его отбора и формы изучения.

2 период Данный период бурного развития школьного краеведения пришелся на 1918 — 1931 гг. В эти годы учебный материал изучался с использованием таких форм преподавания, как экскурсии и практические работы. Пути введения краеведческого материала в школьные программы и учебники были намечены видными советскими педагогами: Н.К. Крупской, П.Л. Блонским, А.П. Пинкевичем, С.Т. Шацким. Этими учеными были заложены методологические основы конструирования учебников для начальной школы, сохраняющие актуальность в настоящее время.

3 периодС 1931 г. интерес к краеведению постепенно снижался. Проблема использования краеведческого материала в начальном естественно-научном образовании вновь возникла в 60-е годы ХХ в. в связи с введением в начальную школу нового предмета — природоведения. Содержание, методы и формы его изучения разрабатывали известные методисты: М.Н. Скаткин, Л.Ф. Мельчаков, З.А. Клепинина и др. С этого времени определяются принципы отбора содержания курса природоведения, помогающие наметить оптимальное сочетание общего и частного материала в школьных программах и учебниках.

4 период Интерес к краеведению, возникший в последние годы, объясняется вхождением России в систему мировой культуры и необходимостью повысить уровень патриотического воспитания детей. Краеведческий принцип вытекает из теоретического положения о необходимости связи обучения с жизнью.

Данный принципдает возможность строить преподавание согласно дидактическим правилам: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Природа родного края служит тем известным и понятным образцом, к которому учитель может с успехом прибегать для разъяснения явлений, происходящих в биосфере в целом. Главное назначение краеведческого принципа состоит в том, чтобы дать учащимся возможность в знакомой местности наблюдать связи и соотношения различных природных компонентов. Результаты наблюдений при этом необходимо использовать на уроках естествознания для формирования природоведческих понятий.

Следует отделять понятие «краеведческий принцип обучения» от понятия «школьное краеведение». Сущность школьного краеведения, по мнению А.В. Даринского, заключается в комплексном изучении природы, отдельных ее компонентов, важных аспектов ее развития и динамики в данной местности на основе использования доступных для учащихся методов исследования естественных наук.

Природа края рассматривается как часть природы страны, природной зоны. Поэтому важно определить черты, общие с природой более крупных территорий. В то же время выделяется специфика местных природных комплексов, их территориальных сочетаний, типичных явлений, характеризующих природу данного края, а также уникальные объекты природы и связанные с ними процессы.

Для изучения физико-географических особенностей своего края вычленяются следующие объекты:

· рельеф и полезные ископаемые местности;

· климатические условия;

· гидрологические условия;

· почвенный покров;

· растительность;

· животный мир.

Наравне с этими характеристиками современные программы требуют раскрывать экологические проблемы своего края.

Большое внимание методике использования краеведческого принципа обучения уделено в трудах талантливого педагога из Днепропетровска П.В. Иванова. В учебном пособии «Педагогические основы школьного краеведения» П.В. Иванов предложил десять приемов использования краеведческого материала на уроках:

1. Как основной рабочий материал урока.

2. Иллюстрации местными примерами.

3. Начинать объяснение с приведения местного примера, факта.

4. Подкрепить изложенное местными примерами.

5. Предлагается вспомнить самим такие примеры, которые могут быть взяты как исходные для объяснения.

6. Привести самим примеры при закреплении знаний.

7. Самостоятельное рассмотрение краеведческого материала на уроке, дома.

8. На основе изученного материала подобрать примеры к следующему уроку.

9. Практическая работа на местном материале.

10. Подать мысль о проведении внеклассной краеведческой работы.

Необходимость использования краеведческого принципа можно объяснить тем, что окружающая природа служит для младших школьников источником формирования ярких, конкретных образов, на основе которых образуются естественно-научные представления и понятия.

Любовь к родному краю помогает патриотическому воспитанию детей, становлению активной гражданской позиции, включающей ответственность за настоящее и будущее своей «малой родины». На основе наблюдений за окружающими природными объектами дети убеждаются, что в природе все взаимосвязано и нарушение этих связей приводит к непоправимым экологическим последствиям. Краеведение — источник экологического образования младших школьников.

В последнее время в методической литературе выделен принцип экологической направленности обучения. Данный пр

Наши рекомендации