Раздел 6. Концепции развития туризма

Лекция 1. Устойчивое развитие и экологический императив современного прогресса.

  1. Планирование туризма следует считать поступательным и гибким процессом. В рекомендациях по политике и плану должна проявляться гибкость, позволяющая приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам. Слишком жесткое планирование может не позволить процессу развития реагировать на изменения. Могут иметь место прорывы в транспортной технологии, появляться новые формы туризма и меняться рыночные тенденции. Хотя плану следует придать гибкость, не следует забывать его основные задачи, даже если меняются конкретные модели развития. При этом все время следует поддерживать устойчивое развитие.
  2. Достижение устойчивого развития является основополагающей концепцией, применяемой в настоящее время к планированию туризма. Концепция устойчивого развития подразумевает, что природные, культурные и другие ресурсы туризма сохраняются для постоянного использования в будущем, принося при этом выгоды обществу в настоящее время.
  3. Экологический императив – требование коэволюции человека, природы и общества.
  4. Подавляющий объем развития туризма связан с достопримечательностями и видами деятельности, относящимися к природной среде, историческому наследию и культурным моделям соответствующих территорий. Если эти ресурсы ухудшаются или разрушаются, туристские регионы не смогут привлекать туристов и туризм не будет успешным.
  5. Туристы в целом стремятся в центры, обладающие высококачественным экологическим уровнем - им нравится посещатьпривлекательные, чистые, незагрязненные и неперегруженные места. Также важно, чтобы населению соответствующего туристского региона не приходилось страдать в результате ухудшения окружающей среды и обострения социальных проблем.
  6. Одна из важных выгод туризма заключается в том, что если его развивать надлежащим образом на основе концепции устойчивости, он в значительной степени может обеспечить субсидирование и сохранение природных и культурных ресурсов соответствующего района. Таким образом, туризм может явиться важным средством обеспечения охраны окружающей среды, сохранения человеческого наследия в регионах, которые в целом обладают ограниченными возможностями в этих областях.
  7. Одним из основных методов обеспечения устойчивого развития является концепция экологического планирования. Экологическое планирование предусматривает тщательное наблюдение, анализ и учет, всех элементов окружающей среды при определении наиболее целесообразного типа и размещения объектов в процессе застройки.

Лекция 2. Современные подходы к планированию туризма на государственном уровне

1. Одним из базовых подходов к планированию туризма на государственном уровне является планирование на долгосрочной основе. В рамках долгосрочного комплексного планирования определяются цели и задачи и формулируются предпочтительные модели развития в будущем. Политика и планы развития туризма рекомендуется разрабатывать на относительно длительные периоды - обычно на 10-15, а иногда и 20 лет, в зависимости от предсказуемости эволюции обстановки в соответствующей стране или регионе. Такие периоды планирования могут казаться долгими, однако обычно требуются именно такие сроки для реализации стратегической политики и структурных планов. Даже осуществление конкретных проектов, как например, организация крупных курортов или туризма в национальных парках, может потребовать длительного времени.

2. Основная концепция планирования туризма заключается в том, что эту деятельность следует рассматривать как взаимосвязанную систему факторов спроса и предложения. К факторам спроса относятся международные и внутренние рынки туризма, а также местные жители как посетители туристских объектов, достопримечательностей, потребители услуг. Факторы предложения: достопримечательности и виды деятельности, средства размещения, транспорт, прочие туристские объекты и услуги, элементы инфраструктуры, институциональные элементы.

3. Инфраструктура — совокупность отраслей, предприятий и организаций, входящих в эти отрасли, направленной деятельности, призванных создавать условия для нормального функционированияпроизводства и обращения услуг, а также жизнедеятельности людей. Туристская инфраструктура включает в себя, в частности, транспорт (воздушный, автодорожный, железнодорожный, водный и т.д.), водо- и электроснабжение, канализацию, удаление твердых отходов и телекоммуникации. Обеспечение надлежащей инфраструктуры необходимо также для охраны окружающей среды. Инфраструктура одновременно помогает поддерживать высокий уровень качества окружающей среды, что так необходимо для успешного развития туризма и желательно для местных жителей.

4. Для эффективного развития, эксплуатации и управления туризмом необходимы определенные институциональные элементы. К ним относятся:

• Организационные структуры, особенно, государственные туристские ведомства ассоциации частного сектора, как например, гостиничные ассоциации.

• Законодательство и правила, относящиеся к туризму, как например, стандарты и лицензионные требования для гостиниц и туристских агентств.

• Программы образования и профессиональной подготовки и учебные заведения для подготовки квалифицированных кадров для сектора туризма.

• Наличие финансовых средств для развития туристских достопримечатель­ностей, объектов, услуг и инфраструктуры; а также механизмы привлечения инвестиций.

• Маркетинговые стратегии и программы продвижения туризма, нацеленные на информирование туристов о соответствующей стране или регионе и на стимулирование посещения этой страны или региона; атакже туристские информационные службы в принимающих центрах.

• Упрощение туристских формальностей (включая визовые требования), таможенных формальностей и обеспечение других объектов и услуг в пунктах въезда и выезда туристов.

5. Одной из концепций в области планированияявляется стратегическое планирование. В то время как результаты стратегического и долгосрочного комплексного планирования могут быть весьма схожими, стратегическое планирование несколько отличается. Оно в большей степени сосредоточено на выявлении и разрешении срочных вопросов. Стратегическое планирование обычно более ориентировано на быстро меняющиеся cитyaции в бyдущeм и на методы урегулирования этих изменений в организационном плане.

6. Планирование осуществляется ради людей, и они должны быть вовлечены в планирование развитие туризма в своих районах. Благодаря такому участию туризм будет развиваться на основе консенсуса. Также, если местные жители участвуют в принятии решения по вопросам планирования и развития (если они осознают выгоды, которые может принести туризм), они скорее будут поддерживать этот сектор.

7. На национальном и региональном уровнях подготовки туристских планов обычным методом обеспечения участия общественности является назначение контрольной комиссии. Эта комиссия дает планирующей группе советы и контролирует ее работу, рассматривая, в частности, проекты докладов и рекомендации по политике и планированию, которые она готовит. Контрольная комиссия по проведению исследования в области планирования обычно состоит из представителей заинтересованных государственных ведомств, занимающихся вопросами туризма, частного ректора и общественных, религиозных и иных заинтересованных организаций.

8. Также можно организовать общественные слушания, посвященные плану. Эти слушания предоставляют возможность всему населению узнать о плане и выразить свое мнение. Еще одной обычной мерой, когда разработка плана завершена, является организация национального или регионального семинара по туризму. На этом заседании его участники и широкая общественность информируются о значении контролируемого развития туризма и рекомендациях плана. Такие семинары зачастую широко освещаются в средствах массовой информации.

9. В крупной стране или регионе план развития туризма обычно разрабатывается центральным ведомством с вышеуказанным участием общественности. Этот подход можно назвать "сверху вниз". Иногда еще используется другой порядок, известный под названием "снизу вверх". Этот подход подразумевает проведение совещаний с местными органами власти или сообществами для определения, какой тип развития они предпочитают. Эти местные задачи и идеи затем сводятся вместе в рамках национального или регионального плана.

16.Структура основных элементов программ развития туризма
Для эффективного развития, эксплуатации и управления туризмом необходимы определенные институциональные элементы. К ним относятся:

• Организационные структуры, особенно, государственные туристские ведомства ассоциации частного сектора, как например, гостиничные ассоциации.

• Законодательство и правила, относящиеся к туризму, как например, стандарты и лицензионные требования для гостиниц и туристских агентств.

• Программы образования и профессиональной подготовки и учебные заведения для подготовки квалифицированных кадров для сектора туризма.

• Наличие финансовых средств для развития туристских достопримечатель­ностей, объектов, услуг и инфраструктуры; а также механизмы привлечения инвестиций.

• Маркетинговые стратегии и программы продвижения туризма, нацеленные на информирование туристов о соответствующей стране или регионе и на стимулирование посещения этой страны или региона; атакже туристские информационные службы в принимающих центрах.

• Упрощение туристских формальностей (включая визовые требования), таможенных формальностей и обеспечение других объектов и услуг в пунктах въезда и выезда туристов.

\

Наши рекомендации