Повторение и проверка знаний на уроках природоведения. Значение оценки.
Проверка знаний учащихся
Обучая учащихся окружающему миру, учитель должен знать о том, как они усваивают изучаемый материал. Усвоение учебного материала контролируется различными способами. В связи с этим выделяют следующие виды контроля: 1) текущий (проводится почти на каждом уроке); 2) тематический (проводится по каждой большой теме курса); 3) итоговый (проводится за большой период времени - за полугодие, год);
инспекторский (контрольные работы, проводимые районными отделами образования).
В зависимости от вида контроля, он может проводиться на каком-то этапе урока (например, на этапе проверки домашнего задания) или в течение целого урока (если это контрольный урок).
Чтобы определить степень усвоения материала следует проверять знания не только по заданию предыдущего урока, но и по материалу всей темы.
Среди форм проверки знаний выделяют устный и письменный опросы.
Устный опросможет быть фронтальным и индивидуальным. Фронтальный опрос - представляет собой беседу, в ходе которой вопросы учитель задаёт всему классу. Вопросы учитель разрабатывает и формулирует заранее. Вопросы должны предполагать короткие однозначные ответы. Обычно такие вопросы начинаются словами «Почему...», «Что будет, если...», «Назовите...», «Перечислите...» и т. п. Учащиеся следят за ответом, при необходимости исправляют и дополняют отвечающего. После фронтального опроса учитель ставит оценки наиболее активным учащимся. Такой тип опроса имеет свои преимущества и недостатки. К преимуществам можно отнести, во-первых, то, что за короткое время учитель выясняет, насколько класс усвоил материал, во- вторых, - высокую активность класса. Недостатками являются дробление материала и сложность выяснения всей глубины знаний детей.
Индивидуальный опрос позволяет определить глубину знаний, умение формулировать свои мысли у конкретного учащегося. При этом учитель задаёт вопросы, требующие развёрнутого ответа. Такой вопрос обычно начинается словами «Расскажи о...». В этом случае ответ ребёнка по форме будет представлять собой рассказ. Это может быть рассказ-описание, рассказ-рассуждение. При этом учитель делит материал параграфа на несколько частей, по которым можно получить законченные рассказы. По ходу ответа учитель может задавать дополнительные вопросы, которые помогают выявить глубину знаний и направить ответ в нужную сторону. Но учитель не должен прерывать учащегося и торопить его. Перед началом ответа можно дать минутку, чтобы ученик сосредоточился, собрался с мыслями. Нужно приучить остальных учащихся внимательно слушать отвечающего, не поднимать руки, пока он отвечает. Во время опроса ученик должен уметь рассказывать об объекте или явлении, используя рисунки, схемы, таблицы, карты. Приветствуется отступление от текста учебника, стремление не повторять его дословно, приведение примеров из личного опыта отвечающего.
Письменный опрос.В начальной школе эта форма опроса проводится редко. Его продолжительность не должна превышать 10 минут при текущем опросе и 25 минут на контрольном уроке. Это связано с тем, что дети младшего школьного возраста пишут медленно, недостаточно грамотно. Поэтому не следует давать учащимся писать большие тексты.
Задания для письменного опроса могут быть представлены в различной форме. Рассмотрим основные формы заданий'.
1. тест. Он позволяет оценить правильность ранее усвоенной информации при её повторном предъявлении в виде готовых решений и вариантов решений. В тесте могут быть следующие виды заданий: а) на опознание изученных объектов (например: «Является ли пингвин млекопитающим?» Варианты ответа: «Да» и «Нет»); б) на различение изученных объектов (например: «У какого из перечисленных животных тело покрыто чешуёй - у насекомых, птиц, рыб или млекопитающих?»); в) на установление последовательности явлений (например: «Выберите правильное описание последовательности развития насекомого с полным превращением». Предлагается несколько вариантов с правильной и неправильной последовательностью);
2. задания на проверку умений воспроизводить информацию попамяти: а) на подстановку пропусков в тексте (например: «В результате вращения Земли вокруг своей оси происходит смена ...»;
б) реконструирующие задания, в которых нужно узнать объект по описанию, дополнить недостающие данные (например: «По данным признакам определить природную зону: почва болотистая, под почвой находится вечная мерзлота, растения низкорослые - карликовая берёза, ягель. Какой климат в данной природной зоне, и какие там живут животные?»); в) конструктивные задания (например: «Определите по карте расстояние между Москвой и Санкт-Петербургом»);
3. репродуктивно-творческие задания (например, на классификацию объектов окружающего мира по заданному признаку - природные объекты и сделанные человеком, растения и животные и т. д.);
4. творческие задания (например: «Вылез из-под снега подснежник и увидел ...» Дети должны придумать рассказ о том, что увидел подснежник).
Задания для письменной работы могут быть даны в различных вариантах: а) написаны на доске - и тогда дети выполняют работу по вариантам; б) розданы на карточках индивидуально каждому ученику;
в) учитель вслух задаёт вопросы, а дети отвечают письменно; г) учитель произносит вслух высказывание, а дети отвечают с помощью условных значков (если высказывание истинное, то ставят «+», если ложное, то «-»).
Преимущество письменного опроса в том, что можно точно выявить ошибки и затруднения у каждого учащегося и у класса в целом. К недостаткам можно отнести уже упомянутые медленный темп письма, плохое оформление мысли, а также нервный стресс, сопровождающий такую работу.
Независимо от формы опроса учитель должен дифференцировать задания хмежду сильными и слабыми учениками, т. е. должен учитывать уровень их знаний: сильным давать более сложные задания, а отстающим - задания попроще, задания на повторение пройденного материала.
2. Оценка знаний учащихся
В современной начальной школе используется четырёхбалльная система цифровых отметок (от 2 до 5 баллов); отметку «1» ставить недопустимо.
Выставляя отметку, учитель должен учитывать ряд критериев качества знаний. Знания и умения для получения высокой отметки должны быть следующие: 1) правильность определения понятия; 2) правильная
последовательность при описании объекта или явления, если последовательность имеет важное значение (например, при описании последовательности стадий развития растения); 3) верность интерпретации явления, раскрытие закономерностей, условий протекания различных процессов; 4) умение классифицировать объекты на группы; 5) умение привести примеры, подтверждающие сказанное; 6) умение верно составить схему, заполнить таблицу; 7) умение ориентироваться по плану, карте, правильно показывать на них изученные объекты.
Если ребёнок дословно воспроизводит текст учебника без осмысленного понимания содержания, не отвечает на дополнительные вопросы или даёт неправильные ответы, отметка должна снижаться.
В зависимости от уровня показанных знаний и умений учитель ставит учащемуся отметку.
При выставлении переводных отметок по результатам года предпочтение отдаётся более высоким. Например, ребёнок выполнил итоговую контрольную работу на «4», в то врехмя как в процессе текущего контроля соотношение между «4» и «3» было в пользу «3». Это не даёт учителю права снизить итоговую отметку и ученику ставится отметка «4». В то же врегия другой ученик, который имел твёрдую «4» в течение учебного года, написал итоговую контрольную работу на «3». Оценка его предыдущей успеваемости оставляет за учителем право повысить ему итоговую отметку до «4».