Критерии оценки знаний, навыков. Их целью является проверка умения применить знания по определенным темам

6.1. Контрольные работы

Их целью является проверка умения применить знания по определенным темам. В течение 40 минут студент должен выполнить два задания: 1) рассуждение на заданную тему в форме эссе и 2) комментарий судебного решения, высказывания политика или научного деятеля. При написании контрольной работы студенты имеют возможность продемонстрировать знание источников права и навыки их применения, знание основных исследований по теме вопроса и умение сослаться на них, владение специальной теоретико-правовой и философско-правовой терминологией.

При написании контрольных работ не разрешается пользоваться литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами.

Шкала и критерии оценки за выполнение каждого задания:

Количество баллов Обоснование
10 баллов логически грамотно изложенный, содержательный и аргументированный ответ или комментарий, подкрепленный знанием литературы и источников по теме вопроса, с изложением разных точек зрения на спорные и проблемные моменты;
9 баллов логически правильный и последовательный ответ или комментарий, обнаруживающий знание и понимание студентом предмета, с раскрытием всех существенных признаков и характеристик предмета, если при этом студент не демонстрирует достаточного знания литературы и источников по теме вопроса, разных точек зрения на спорные и проблемные моменты;
8 баллов логически правильный ответ или комментарий, обнаруживающий знание и понимание студентом предмета, указание на все существенные признаки и характеристики предмета, но без достаточной аргументации ответа, позволяющей убедить в правильности занятой позиции и в понимании студентом дискуссионности проблематики;
7 баллов указание на все существенные признаки и характеристики предмета, но с нарушением логики аргументации и изложения мысли, без использования необходимых терминов и понятий, подлежащих усвоению в рамках курса;
6 баллов допущение не более одной ошибки в знании предмета (упущение не более чем одного из существенных признаков), непоследовательность в аргументации своей позиции, незначительные ошибки при использовании терминологии;
5 баллов незначительное нарушение логики изложения материала, допущение ошибок в знании предмета (при упущении не более чем трети существенных признаков), а также логические неточности при аргументации своей позиции, существенные ошибки в использовании терминологии;
4 балла нарушение логики изложения материала, допущение неточностей при аргументации своей позиции при условии раскрытия не менее половины существенных признаков предмета, неверное или неадекватное использование ключевых терминов;
3 балла значительное нарушение логики изложения материала и аргументации своей позиции, неспособность отграничить предмет от смежных (схожих) предметов, но при раскрытии не менее трети существенных признаков предмета, незнание терминологии, подлежащей усвоению в рамках курса;
2 балла значительное нарушение логики изложения материала, ошибочное смешивание предмета с другим предметом, при раскрытии менее трети существенных признаков предмета и при полном отсутствии аргументации;
1 балл неспособность раскрыть существенные признаки предмета и использовать юридическую терминологию
0 баллов отсутствие ответа

Максимальное количество баллов – 20.

6.2. Домашнее задание

Домашнее задание выполняется во 2-м модуле. Домашнее задание является формой самостоятельного научного анализа письменного правового текста (нормативного или научного характера) студентом. Целью домашнего задания является уяснение студентом структуры комментирования правового текста, усвоение первичных навыков такого комментария, развитие способностей к критическому мышлению. Домашнее задание выполняется студентами в свободное от занятий время. По объему содержание домашнего задания не должно превышать трех листов (формата А4) с использованием гарнитуры TNR, 12 шрифт, полуторный интервал. Как правило, домашнее задание должно представляться в печатной форме, в исключительных случаях преподавателем может быть разрешено представление домашнего задания в рукописной форме. Ссылок на научную литературу, составление библиографического списка, разделение задания на самостоятельные блоки (введение, параграфы, заключение) при написании домашнего задания не требуется. В случае использования чужого текста, он должен быть закавычен, дана ссылка на имя автора. Домашнее задание должно быть самостоятельным ответом студента на поставленный преподавателем вопрос в ракурсе анализа конкретного правового текста, выполнение домашнего задания не может быть поручено иным лицам.

Шкала и критерии оценки за домашнее задание:

Количество баллов Обоснование
безошибочный, логически грамотно изложенный, содержательный и аргументированный ответ, подкрепленный знанием литературы и источников по теме вопроса
незначительное нарушение логики изложения материала, отсутствие грубых смысловых ошибок, допущение не более одной фактической ошибки в содержании вопроса, а также не более одной неточности при аргументации своей позиции
существенное нарушение логики изложения материала, допущение не более двух фактических ошибок в содержании вопроса, а также не более двух неточностей при аргументации своей позиции
незнание литературы и источников по теме, грубые терминологические и смысловые ошибки
отсутствие логики изложения материала, неспособность раскрыть существенные признаки предмета и использовать юридическую терминологию
Отсутствие ответа по существу задания; плагиат

Максимальное количество баллов – 5.

6.3. Экзамен

Экзамены проводятся в письменной форме. Экзамен № 1 проводится во 1-м модуле по темам, входящим в проблематику теории государства (темы №№ 1-6). Экзамен № 2 проводится в 2-м модуле по темам, входящим в проблематику теории права (темы №№ 7-16). В рамках письменного экзамена № 1 студент должен ответить на два открытых вопроса – ответ на каждый вопрос в форме эссе максимум 30 строк. В рамках письменного экзамена № 2 студент должен ответить на три открытых вопроса – ответ на каждый вопрос в форме эссе максимум 15 строк, и дать комментарий правового текста в форме эссе максимум 15 строк. Общая продолжительность каждого экзамена – 60 минут. На экзаменах не разрешается пользоваться литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами.

Шкала и критерии оценки за каждое задание:

Количество баллов Обоснование
10 баллов логически грамотно изложенный, содержательный и аргументированный ответ или комментарий, подкрепленный знанием литературы и источников по теме вопроса, с изложением разных точек зрения на спорные и проблемные моменты;
9 баллов логически правильный и последовательный ответ или комментарий, обнаруживающий знание и понимание студентом предмета, с раскрытием всех существенных признаков и характеристик предмета, если при этом студент не демонстрирует достаточного знания литературы и источников по теме вопроса, разных точек зрения на спорные и проблемные моменты;
8 баллов логически правильный ответ или комментарий, обнаруживающий знание и понимание студентом предмета, указание на все существенные признаки и характеристики предмета, но без достаточной аргументации ответа, позволяющей убедить в правильности занятой позиции и в понимании студентом дискуссионности проблематики;
7 баллов указание на все существенные признаки и характеристики предмета, но с нарушением логики аргументации и изложения мысли, без использования необходимых терминов и понятий, подлежащих усвоению в рамках курса;
6 баллов допущение не более одной ошибки в знании предмета (упущение не более чем одного из существенных признаков), непоследовательность в аргументации своей позиции, незначительные ошибки при использовании терминологии;
5 баллов незначительное нарушение логики изложения материала, допущение ошибок в знании предмета (при упущении не более чем трети существенных признаков), а также логические неточности при аргументации своей позиции, существенные ошибки в использовании терминологии;
4 балла нарушение логики изложения материала, допущение неточностей при аргументации своей позиции при условии раскрытия не менее половины существенных признаков предмета, неверное или неадекватное использование ключевых терминов;
3 балла значительное нарушение логики изложения материала и аргументации своей позиции, неспособность отграничить предмет от смежных (схожих) предметов, но при раскрытии не менее трети существенных признаков предмета, незнание терминологии, подлежащей усвоению в рамках курса;
2 балла значительное нарушение логики изложения материала, ошибочное смешивание предмета с другим предметом, при раскрытии менее трети существенных признаков предмета и при полном отсутствии аргументации;
1 балл неспособность раскрыть существенные признаки предмета и использовать юридическую терминологию
0 баллов отсутствие ответа

Максимальное количество баллов за экзамен 1 – 20.

Максимальное количество баллов за экзамен 2 – 40.

При выставлении результирующих оценок за экзамен по 10-балльной шкале применяются коэффициенты: 0,5 для экзамена 1, 0, 25 для экзамена 2.

Если за каждое задание выставлено 0 баллов, и при этом отсутствуют предусмотренные локальными правовыми актами НИУ ВШЭ основания для выставления 0 баллов за экзамен в целом, за экзамен в целом выставляется 1 балл.

7. Порядок формирования оценки

Результирующие и окончательная оценки выставляются по следующим формулам:

1) РО1 = k1 х (О к/р 1) + k2 х О экзамен 1,

где:

РО1 - результирующая оценка 1 (максимум – 10 баллов),

к 1 = 0,1,

О к/р 1 – баллы, полученные за контрольную работу № 1 (максимум - 20 баллов),

k 2 = 0,8,

О экзамен 1 – оценка, полученная за экзамен № 1 (максимум - 10 баллов).

2) РО2 = k3 х (О д/з + О к/р 2) + k2 х О экзамен 2,

где:

РО2 - результирующая оценка 2 (максимум – 10 баллов),

к 3 = 0,08,

О к/р 2 – баллы, полученные за контрольную работу № 2 (максимум - 20 баллов),

О д/з - баллы, полученные за домашнее задание - (максимум – 5 баллов),

k 2 = 0,8,

О экзамен 2 – оценка, полученная за экзамен № 2 (максимум - 10 баллов),

3) О дисциплина = к4 х (РО1 + РО2)

где:

О дисциплина – окончательная оценка по дисциплине,

k 4 = 0,5.

Правила округления: от 0,1 до 0,4 – к меньшему, от 0, 5 до 0,9 – к большему.

8. Содержание дисциплины «Теория государства и права»

Тема 1. Теория права и государства как наука и учебная дисциплина.

Методология теории права и государства

Понятие и предмет теории права и государства. Место теории права и государства в системе общественных и юридических наук: взаимосвязь с отраслевыми правовыми науками, социологией, политологией, философией, логикой. Система курса теории права и государства. Единство и различие элементов курса (теория права, теория государства, философия права). Функции теории права и государства.

Приемы научного исследования права и государства. Общенаучные и частные методы исследования права и государства. Значение контекста исследования при выборе метода изучения правовых явлений.

Тема 2. Происхождение государства

Общие условия возникновения государства. Власть, экономика, социальные нормы и структура первобытного общества. Переход от родственного принципа построения общин к территориальному, развитие обменных отношений. Возникновение публичной собственности. Зарождение политической власти в обществе, способы ее институционализации: военные, аристократические, купеческие, ирригационные протогосударственные союзы.

Основные теории происхождения государства. Патриархальная концепция происхождения государства. Теологическая концепция. Договорная (естественно-правовая) теория и ее разновидности. Возникновение договорной концепции происхождения государства и реалии средневекового общества в Европе, борьба светской и духовной властей. Теории естественного права и договорного происхождения государства в учении Т. Гоббса. Взгляды Гоббса на сущность и формы государства и государственный суверенитет. Ж.-Ж. Руссо о происхождении и сущности государства. Социологические концепции происхождения государства. Теория насилия (Л. Гумплович, К. Каутский). Материалистическая теория происхождения государства (Ф. Энгельс). Органическая теория. Психологические теории (Л. Петражицкий, З. Фрейд).

Тема 3. Понятие и сущность государства, его механизм и функции

Плюрализм подходов к вопросу о понятии государства. Современные представления о сущности государственной власти, их зарождение в Европе. Правовое учение Н. Макиавелли как модель для возникновения современной теории государства.

Признаки государства. Особая публичная власть. Территориальная организация власти и населения. Суверенитет, его виды. Теория государственного суверенитета Жана Бодена. Теория народного суверенитета Руссо. Концепция суверена Карла Шмитта. Легитимность государственной власти: понятие и типы (виды). Легитимность и легальность – сходства и различия.

Государство как аппарат политической власти (особая публичная власть). Государство как форма организации общества в целом (особая система отношений между людьми и их организациями). Государство как субъект международных (межгосударственных) отношений (форма бытия экономически и политически обособившихся частей человечества). Отличие государства от догосударственной организации общества.

Понятие механизма государства. Разделение и объединение властей, функций и труда по государственному управлению. Государственные органы и их классификация. Государственный механизм в унитарном, федеративном государстве. Принцип разделения властей в построении механизма государства, ветви власти: законодательная, исполнительная, судебная власть, президентство, государственные органы с особым статусом. Взаимосвязь государственного регулирования и экономических процессов. Классификация функций государства: общие, внутренние и внешние. Формы и способы реализации функций государства, средства и ресурсы государственной власти.

Тема 4. Формы государства

Зарождение представлений о закономерности формирования государственных и политических форм. Учения мыслителей Античности о классификации форм государства (правления). Развитие концепции форм правления в Новое время – переход к классификации форм государства, его причины, основные варианты.

Понятие формы государства в современной теории государства и права. Формы правления. Монархия и республика, их особенности в различные исторические эпохи. Формы государственного устройства, их специфика на разных этапах истории. Унитарное государство, федерация. Теории федеративного устройства. Понятие конфедерации. Иные государственные и межгосударственные образования: содружества, союзы, империи. Политический (государственный) режим, его разновидности: демократический режим и его исторические разновидности, авторитарный режим и его разновидности, тоталитарный режим как особый подвид авторитаризма.

Наши рекомендации