Категория «культурный ландшафт».
(по В.П. Семенову Тянь-Шаньскому) Культурный (преобразованный) ландшафт- антропогенный ландшафт.
Л.С. Берг
Культурные ландшафты - все ландшафты целенаправленно преобразованные, созданные человеком. (городские, сельские, сельскохозяйственные и др. ландшафты).
Термин появился к началу XX века. Через понимание комплексного характера единства элементов ландшафта и влияние на культуру и экономическую жизни человека.
Культурный ландшафт современного города понимается как оптимальный вариант, рационально сочетающий элементы природного и антропогенного ландшафтов. Организация ландшафта современного города должна базироваться не только на принципах его архитектурно- художественной композиции, но также на функциональных и экологических принципах. При этом решающую роль играют зеленые насаждения в комплексе с рельефом, гидрологическими условиями, почвами и водоемами.
Культурный ландшафт является разновидностью природного, первичного ландшафта, способного при невмешательстве человека восстанавливаться до первоначального, естественного состояния.
Все культурные ландшафты подразделяются на три основных категории: целенаправленно созданные, естественно развившиеся, среди которых выделяются субкатегории реликтовых и развивающихся ландшафтов и, наконец, ассоциативные ландшафты.
1)Целенаправленно созданные ландшафты – это, прежде всего, объекты ландшафтной архитектуры (парки и сады). Все они были созданы по замыслу художника и характеризуются определенной планировочной композицией. В своем развитии они подчинены целеполагающей деятельности человека; в них много антропогенных элементов, созданных на основе или возникших на месте природных образований. Целенаправленно созданные ландшафты представляют наибольший интерес в культурологическом аспекте, поскольку их облик максимально подчинен творческому замыслу их создателей. Сугубо функциональное предназначение отдельных элементов культурного ландшафта всегда сообразуется с их эстетическими качествами.
2)В естественно развившихся ландшафтах природные процессы, в результате длительных, целенаправленных воздействий, претерпевают определенные изменения. Природные компоненты ландшафта адаптируются к этим изменениям, в результате чего формируется ландшафтный комплекс, где сложным образом переплетаются процессы природной эволюции и целенаправленной деятельности. К такому типу можно отнести многие сельские, в том числе мелиорированные ландшафты или исторические индустриальные ландшафты. Ландшафты «ископаемые», реликтовые и развивающиеся могут быть выделены как субкатегории не только естественно развившихся, но и целенаправленно созданных ландшафтов.
«Ископаемые» ландшафты, как правило, хранят в себе памятники археологического или палеонтологического наследия; это могут быть остатки древних городов, курганные комплексы, оазисы древних или сменивших географический ареал культурных общностей, сформировавших облик ландшафта, но безвозвратно ушедших или утративших функции носителя культурной традиции.
Реликтовые ландшафты продолжают жить и развиваться, но их расцвет относится уже к истории; в основном это «угасающие» ландшафты, оказавшиеся в окружении чуждой им культурной среды или под воздействием изменившихся природных условий. Носители культуры, создавшие этот ландшафт, уже исчезли, но сам ландшафт сохраняется в прежних своих формах и паллиативных функциях усилиями представителей другой культуры, использующих его для своих собственных целей.
Развивающийся ландшафт, если он представляет интерес в качестве объекта наследия, может быть связан с географически детерминированными традиционными аборигенными культурами, такими как культуры американских индейцев, африканских племен, северных евразийских народов. Эти культуры уязвимы именно в силу своей зависимости от природных свойств ландшафта, от сохранности которого зависит сама возможность их существования.
3)Ассоциативные ландшафты могут быть включены в историко-культурное пространство без изменения их естественной ритмики и эволюции, в качестве памятных мест, мест творчества, сакральных местностей и т. д. В ассоциативных ландшафтах культурная составляющая часто представлена не в материальной, а в ментальной форме, по ассоциации объекта с каким-либо феноменом культуры.