Мониторинг источников загрязнений. Химический мониторинг
Мониторинг источников загрязнения – мониторинг точечных стационарных источников (заводсике трубы), точечных подвижных (транспорт), пространственных(города, поля с внесенными химическими веществами) источников.
Последним в иерархии единой системы мониторинга, самым «низким», следующим за локальным уровнем, является мониторинг источника загрязнения окружающей среды (ОС). Он представляет собой постоянное или эпизодическое наблюдение за конкретным объектом–источником реального или потенциального загрязнения и фиксирование количественных параметров ОС в точке (зоне) первичного контакта среды с источником. Фактически мониторинг источника загрязнения вплотную смыкается с производственным (техническим) контролем технологических или других антропогенных процессов, «открытых» во внешнюю среду, а также соответствующих объектов наблюдения (объектовый «точечный» контроль).
Мониторинг источника загрязнения (МИЗ) может являться составной частью подсистемы локального мониторинга окружающей среды, а может (намного чаще) включать в себя только элементы объектового производственного контроля, практически полностью замкнутого на технологию, её процессы и аппараты. Информационная связь между этими двумя подсистемами в рамках формируемой Государственной системы экологического мониторинга в настоящее время только устанавливается. Наиболее отчетливо и многообразно эта связь проявляется в случае особо опасных, в экологическом отношении, техногенных объектов. Такие объекты в силу своей опасности должны наиболее жестко и постоянно контролироваться изнутри и снаружи. Поэтому именно на примере этих объектов целесообразно рассматривать задачи и организацию мониторинга источников загрязнения.
Цель экологического мониторинга источников загрязнения:
– получение оперативной и систематической информации о состоянии среды на объектах;
– обеспечение технологической и экологической безопасности контролируемых объектов;
– выделение в качестве приоритета вопросов безопасности и комфортности условий труда работающего на них персонала.
По данным МИЗ можно оценивать не только собственно параметры окружающей среды, но и косвенно судить по их характеристикам о работоспособности, о характере режима функционирования технологического оборудования на объекте, являющегося главным источником опасности для его персонала и проживающего вокруг населения. Режим функционирования определяется как «штатный» или «аварийный».
Организация точечных (объектовых) подсистем МИЗ и решаемых ими задач наглядно может быть показана на примерах наиболее хорошо оснащенных в этом отношении особо опасных промышленных объектов (ООПО). К таковым, в первую очередь, могут быть отнесены объекты, связанные с производством, хранением, переработкой и уничтожением сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ), высокотоксичных промышленных отходов (ВТПО) и боевых отравляющих веществ (ОВ).
Предприятия 1–й категории опасности относительно малочисленны, но имеют или высокие значения валовых выбросов или выбросы загрязняющихвеществ 1–го класса опасности. Поэтому они являются «особоопасными» источниками загрязнения ОС и должны находиться под наиболее пристальным контролем. К этой категории относятся типы промышленных предприятий и других объектов, связанных с высокотоксичными отходами или химическим оружием (ХО). Такие объекты в первую очередь должны оснащаться самыми совершенными системами и автоматическими приборами экологического мониторинга, подлежать постоянному и оперативному экологическому контролю.
Предприятия более многочисленной 2–й категории опасности также нуждаются, хотя и в менее частом и уже эпизодическом, контроле, так как характеризуются несколько меньшими суммарными объемами выбросов или выбросами загрязняющих веществ в основном 2–гокласса опасности. Такие предприятия определяют как «опасные».
Предприятия 3–й категории опасностиотносятся к самой многочисленной группе, однако на их долю, как правило, приходится не более 10 % всех выбросов. Выбрасываемые вещества относятся к 3–му классу«малоопасных» ЗВ, также как и сами предприятия.
Предприятия 4–й категории – это мелкие предприятия без выбросов, или с очень малыми объемами выбросов (обычно ниже ПДВ), или же с выбросами безопасных веществ (для которых ПДК обоснованно не устанавливаются).
Устанавливается плановая периодичность экологического контроля предприятий:
для 1–й категории – 1 раз в 6 месяцев;
для 2–й категории – 1 раз в год;
для 3–й категории – 1 раз в 3 года.
Контрольная проверка для 4–й категории устанавливается с периодичностью 1 раз в 5 лет, причем выборочная, т.е. для конкретного предприятия вовсе не обязательная.
Химический мониторинг - это система наблюдений за химическим составом (природного и антропогенного происхождения) атмосферы, осадков, поверхностных и подземных вод, вод океанов и морей, почв, донных отложений, растительности, животных и контроль за динамикой распространения химических загрязняющих веществ.
Глобальной задачей химического мониторинга является определение фактического уровня загрязнения ОС приоритетными высокотоксичными ингредиентами.
Впервые ПДК был определен в 1925 г. В 1949 г. Были установлены некоторые ПДК для атмосферного воздуха. В 1950для воды.
Примечание: И- импактный, Р - региональный, Б - базовый, Г – глобальный.
44. Система методов наблюдения и наземного обеспечения. Национальный мониторинг Республики Казахстан.
Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов (далее ЕГСМ ОС и ПР) - многоцелевая информационная система, включающая слежение за состоянием окружающей среды и природных ресурсов, а также анализ данных фактического состояния окружающей среды и природных ресурсов для обеспечения экологической безопасности, сохранения, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов Республики Казахстан.
Целью ЕГСМ ОС и ПР является информационное обеспечение принятия управленческих и хозяйственных решений и контроль за использованием природных ресурсов, информирование населения о состоянии окружающей среды и воздействии факторов окружающей среды на здоровье населения.
Основными задачами ЕГСМ ОС и ПР являются:
- постоянное слежение за состоянием окружающей среды и природных ресурсов, а также источниками антропогенного воздействия на них;
- анализ, оценка фактического состояния окружающей среды, природных ресурсов на всей территории республики и территории отдельных регионов, а также прогноз его изменений и влияния на здоровье населения;
- сохранение и накопление информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов.
Рисунок 1 - Структура и функции ЕГСМ
Государственный экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды и природных ресурсов) - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, природных ресурсов в целях оценки, прогноза и контроля изменений их состояния под воздействием природных и антропогенных факторов.
Объектами государственного экологического мониторинга являются атмосферный воздух, земля, поверхностные и подземные воды, недра, растительный и животный мир, а также климат и озоновый слой Земли, экологические системы, факторы воздействия окружающей среды на здоровье населения.
Единая государственная система мониторинга окружающей среды и природных ресурсов — многоцелевая информационная система, включающая наблюдение за состоянием окружающей среды и природных ресурсов, а также анализ данных об их фактическом состоянии для принятия управленческих и хозяйственных решений в целях обеспечения экологической безопасности, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, а также санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Единая государственная система мониторинга окружающей среды и природных ресурсов организуется уполномоченным органом в области охраны окружающей среды совместно со специально уполномоченными государственными органами.
Принципами Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов являются:
1) функционирование на основе единого организационного, методологического, метрологического и информационного подхода;
2) максимальное использование возможностей существующих государственных и иных систем мониторинга.
Задачами Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов являются:
1) получение достоверной и сопоставимой информации о состоянии окружающей среды, биоразнообразия и экосистем, об источниках антропогенного воздействия, факторах среды обитания, влияющих на состояние здоровья населения;
2) оценка и прогноз состояния окружающей среды, уровней антропогенного воздействия, показателей состояния биосферы, функциональной целостности экосистем;
3) обеспечение данными для проведения анализа эффективности принимаемых управленческих решений и проводимых мероприятий по обеспечению экологической безопасности.
Единая государственная система мониторинга окружающей среды и природных ресурсов формируется на базе действующих в Республике Казахстан систем и подсистем мониторинга, охватывающих прямо или косвенно вопросы охраны окружающей среды, включая среду обитания и здоровье населения.
Специально уполномоченные государственные органы в соответствии с их компетенцией обязаны проводить изучение природных объектов и организовывать виды (подсистемы) мониторинга.
Информационное обеспечение Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов основывается на передаваемых в сводный банк данных результатов государственного мониторинга окружающей среды и природных ресурсов, выполняемого специально уполномоченными государственными органами, а также производственного мониторинга, осуществляемого природопользователями в рамках производственного экологического контроля.
Система программных средств должна позволять осуществлять накопление, обработку и хранение информации на единой методической основе, обеспечивая обмен информацией между различными уровнями, а также банками данных систем и подсистем Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов.
Обмен информацией в рамках Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов осуществляется на безвозмездной основе в соответствии с перечнями, формами и сроками, утвержденными уполномоченным органом в области охраны окружающей среды по согласованию со специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими мониторинг соответствующих видов природных ресурсов.