Роль и место услуг в современной экономике
Сфера услуг в последние годы становится одной из самых перспективных отраслей экономики. Сегодня как развитые, так и развивающиеся страны ставят перед собой задачу – ускорить развитие сферы услуг для воздействия на экономический рост.
Услуга – это экономическая деятельность, которая направлена на удовлетворение личных потребностей членов общества или потребностей общества в целом, потребностей предприятий, домохозяйств, организаций и не воплощенная в материально-вещественной форме.
Рынок услуг не похож на другие рынки. Услуги имеют специфические различия:
· неосязаемость;
· невидимость;
· неразрывность производства и потребления;
· неоднородность и изменчивость качества;
· неспособность услуг к хранению.
Благодаря таким свойствам, как неосязаемость и невидимость большинства услуг, торговлю ими называют невидимым экспортом или импортом.
В отличие от товаров услуги производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Поэтому за рубежом необходимо присутствие непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг. Также услуги не подлежат таможенному контролю.
Услуги бывают наукоемкими и капиталоемкими. Они могут иметь промышленный характер и требовать высококвалифицированных исполнителей, а могут быть неквалифицированными и удовлетворяющими личные потребности членов общества. Сфера услуг в большей степени находится под государственной защитой от иностранной конкуренции, чем материальное производство. Также прослеживается такая закономерность общественного развития, как опережающий рост сферы услуг по сравнению с материальным производством и расширение ее хозяйственных позиций. В услугах начинает играть важную роль научное знание, нематериальные формы накопления, информационные технологии, а также глобализация хозяйственной деятельности и т.п. Таким образом, все более важными становятся глубокие научно-технические, качественные и структурные изменения в самих отраслях услуг, повышающие их вклад в развитие общества и создают необходимые условия для его процветания. На развитие сферы услуг большое влияние оказывает научно-технический прогресс: появляются новые виды услуг, улучшается качество обслуживания, упраздняются технические барьеры в передаче некоторых услуг, что открывает для них мировой рынок.
В настоящее время существует огромное число оказываемых услуг. К ним можно отнести:
1. Медицинские услуги;
2. Торговля;
3. Ремонт и обслуживание;
4. Коммуникации;
5. Страхование;
6. Транспорт и всевозможные перевозки;
7. Образование и воспитание;
8. Реклама;
9. Юридические услуги;
10. Банковские услуги;
11. Правительственные услуги.
Особое место в сфере услуг занимает социальный комплекс, куда можно отнести здравоохранение, образование, туризм, культуру и искусство и др.
В настоящее время по темпам ростa во многих странах лидирующими считаются деловые услуги (службы маркетинга и рекламы, лизинговые операции, научно-исследовательские работы, услуги по охране и обслуживанию помещений, кредитно-финансовые услуги, бухгалтерские и аудиторские операции, страховые услуги). В рамках этих услуг увеличивают свою долю информационно-компьютерные услуги.
Участие страны в мировой торговле услугами можно определить с помощью расчета ее доли в мировой торговле. У развитых стран она имеет гораздо большее значение, чем у развивающихся. Уровень экономического развития страны также влияет на ее специализацию в тех или иных видах услуг. Так, промышленно развитые страны в основном оказывают финансовые, деловые, информационные и телекоммуникационные услуги. США, Великобритания, Франция, Швейцария, Германия являются ведущими экспортерами услуг образования и здравоохранения. А развивaющиеся страны в большинстве случаев специализируются на туристических, транспортных и оффшорных услугах. Например, Египет получает часть доходов благодаря различным перевозкам по Суэцкому каналу. «Финансовыми гаванями» называют Багамские и Антильские острова, Гонконг, Сингапур и др. Предоставление посреднических услуг при транзите товаров через территорию страны также может приносить высокий доход. США, являясь крупнейшим производителем компьютеров, широко поставляют на мировой рынок компьютерные услуги. Кроме того, США с 1998 г. считается ведущим экспортером коммерческих услуг.
В мировой экономике наблюдается постоянный рост доли сферы услуг в совокупном ВВП. Сейчас она составляет около 75% от его общего объема, при этом существенно превышая долю сферы материального производства.
Такая ситуация характерна не только для экономически развитых стран, но и для развивающихся государств. Данное изменение отражается и на других структурных показателях многих стран, которые в свою очередь повлияли на ситуацию в мировой экономике. Например, во многих государствах происходит уменьшение занятости промышленности и сельском хозяйстве и значительный рост рабочих мест в сфере услуг. В наиболее развитых странах мира доля занятых в сфере услуг в настоящее время составляет более 70% от общей численности занятых в экономике. Также эта сфера характеризуется достаточно большой вовлеченностью женской рабочей силы. Это обусловлено как самим характером деятельности, так и восприимчивостью сферы услуг к особенностям женского поведения.
Одновременно по данным анализа в этот период в мировой торговле наблюдается постоянное увеличение объемов экспортно-импортных операций в сфере услуг.
Рис. 1. Отраслевая структура занятости населения мира.
Развитие сферы услуг непосредственно оказывает влияние на уровень жизни населения. В 60-х годах мощным фактором роста третичного сектора во многих развитых странах мира стало повышение благосостояния основной массы населения вследствие увеличения общественной производительности труда. После удовлетворения базовых потребностей в материальных благах люди получили возможность все больше средств тратить на услуги, что ранее они не могли себе позволить из-за низкого уровня доходов. К 2025 г. ООН прогнозирует увеличение числа людей старше 60 лет до 1,2 млрд. человек. При этом ожидается наиболее радикальный рост возрастной группы старше 80 лет. Все это будет способствовать росту социальных услуг.
Растущие масштабы мировой торговли услугами неизбежно привели к потребности создания международного механизма регулирования. Важную роль в регулировании играют двухсторонние соглашения, как отраслевые (например, по транспорту и связи), так и торгово-экономические. Международный рынок услуг регулируется в рамках международных организаций. Примером может служить Всемирная торговая организация (ВТО). Не менее важную роль в регулировании мировой торговли услугами выполняет многостороннее соглашение ГАТС (Генеральное соглашение по торговле услугами).
Как уже было сказано ранее, сейчас сфера услуг развивается более ускоренными темпами, чем производственная сфера. Она очень чутко реагирует на потребности рынка. Постоянно открываются новые торговые точки, предприятия общественного питания, гостиницы, расширяются услуги многочисленных образовательных организаций, предлагается огромный выбор в индустрии развлечений. Научно-технический прогресс обусловил появление на рынке принципиально новых услуг: оплата за товары через кредитные карты, интернет-продажи. Все это способствует экономическому росту в стране, улучшению качества жизни населения. Тем не менее, требуется доскональное и всестороннее изучение как самих услуг, так и их влияния на развитие государства в целом. Поэтому в области регулирования торговли услугами целесообразно проводить согласованную политику, чтобы не нарушить экономическое равновесие.
Сфера услуг является одной из наиболее перспективных и быстроразвивающихся отраслей экономики. Сегодня уже практически не оста лось предприятий, которые в той или иной степени не оказывали бы услуги, или, по крайней мере, не соприкасались бы с ними.
Услуга (от англ. service ) – это результат трудовой деятельности, являющийся полезным эффектом, удовлетворяющим какиелибо потребности человека.
Услуга – это вид деятельности, работ, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший материально вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта. Другими словами – это благо, предоставляемое не в материальной форме, а в форме деятельности. Т.е. само оказание услуг создает желаемый результат.
Ф. Котлер , дает следующее определение услуги:
Услуга – любая деятельность, которую одна сторона может предложить другой; неосязаемое действие, не приводящее к владению чем либо. Ее предоставление может быть связано с материальным продуктом.
Услуга по своей сути является неосязаемой и не приводит к передачи собственности. Посещение театров, спортивных соревнований, ресторанов, парикмахерских, визиты к врачам и адвокатам, ремонт квартиры, автомобиля и бытовой техники, перелеты и переезды в другие города и страны – все это относят к услугам.
Рынок услуг – сфера обмена услугами, которые являются результатом труда предприятий непроизводственной сферы.
Исторической предпосылкой возникновения рынка услуг явилось развитие товарно-денежных отношений. Рынок услуг появился в дополнение к уже существовавшему товарному рынку, и долгое время эти два вида рынка не были дифференцированы так, как это произошло после бурного роста промышленности. К тому же многие товары, являющиеся материальным результатом услуг, попадали на товарный рынок. Так, ремесленник мог шить одежду или обувь на заказ, а при недостатке заказов либо параллельно с ними – для продажи на рынке. Лишь позднее производство товаров и исполнение услуг выделились в самостоятельные сферы деятельности.
К числу наиболее древних услуг относятся транспортные, финансовые, охранные, медицинские услуги, а также отдельные виды бытовых услуг (пошив одежды, обуви, головных уборов), услуги связи, питания и торговли. Широкое распространение имели религиозные услуги церкви. В давние времена имели место и такие необычные и не столь востребованные для современности услуги, как услуги астрологов, магов, колдунов, палачей, скороходов и глашатаев.
На смену старым приходят новые виды и разновидности услуг: информационные, компьютерные, полиграфические, научные, аудиторские, консалтинговые, биржевые и т.п. Некоторые из этих услуг являют ся относительно новыми для России, а вернее, восстановленными. В то же время ряд из перечисленных новых услуг являются одним из резуль татов достижений научнотехнического прогресса, иногда даже дополнительным. Например, разработка, производство и эксплуатация компьютеров вызвали необходимость в информационных услугах, производство телевизоров – в телекоммуникационных услугах.
Новые дополнительные виды услуг появляются как необходимое подкрепление основных услуг. Так, современные транспортные услуги морского торгового флота вызывают необходимость портовых услуг (погрузочно-разгрузочных, диспетчерских и т. п.), а также услуг по ремонту и обслуживанию судов .
Вместе с этим, сам рынок услуг абсолютно не похож на другие рынки. Этому есть несколько объяснений. Во-первых, сама услуга не существует до момента ее предоставления. Поэтому оценить услугу, а тем более дать ей какую-либо оценку до ее получения – невозможно. Сравнению здесь могут только подлежать ожидаемые и полученные выгоды. Во-вторых, услугам свойственна высокая степень неопределенно сти, что ставит клиента в невыгодное положение, а продавцам затрудняет продвижение услуг на рынок.
Спрос на услуги, по мере насыщения рынка товарами и усложне ния производства, неуклонно возрастает. В большинстве развитых стран сфера услуг обгоняет производственную сферу не только по темпам роста и появлению новых видов услуг, но также и по ее приспособлению к потребностям рынка.
Основные причины столь явного повышения роли услуги в современной экономике видятся, прежде всего, в появлении новых видов деятельности в сфере услуг в связи с влиянием научно-технического прогресса, в усложнении производства и насыщении рынка товарами повседневного спроса. Предпосылками роста значимости услуги явились так же увеличение влияния услуг на торговлю новыми типами товаров, в особенности технически сложными; необходимость в комплексе дополнительных услуг при сбыте товаров; увеличение финансовых, транс портных, информационных и иных услуг в связи с развитием производства.
Рост значения роли услуги в национальной экономике многих стран мира не могло не пройти бесследно: свыше 40% размещенных в мире прямых иностранных инвестиций вложено в сферу услуг (в основном торговлю, банковские услуги и страхование); превышение доли ус луг в ВВП развитых стран 70% при одновременном увеличении доли занятых в сфере услуг; 80 – 90 % прироста новых рабочих мест приходится на сферу услуг.
Особенностью экспорта и импорта услуг является то, что результаты их предоставления, даже материальные, не пересекают таможенную границу страны, поэтому при мировой торговле услугами отсутствуют таможенные пошлины. Экспорт и импорт услуг осуществляются путем открытия филиалов предприятий – исполнителей услуг в других странах.
В мировой торговле услугами доминирующее положение занимают промышленно развитые страны Северной Америки, Европы, а также Япония и Южная Корея, предоставляющие преимущественно финансовые, телекоммуникационные, информационные, образовательные и медицинские услуги. На долю этих стран приходится более 50% мировой торговли услугами. Удельный вес развивающихся стран в мировой торговле услугами значительно меньше, при этом они предоставляют в основном транспортные, туристские и финансовые (оффшорные) услуги.
Россия является импортером и экспортером услуг. Она входит в состав 30 стран – участниц международной торговли услугами. Доля России в мировом экспорте и импорте услуг пока невысока, вместе с тем возрос удельный вес туристских услуг, особенно их экспорта. К тому же Россия представляет интерес для зарубежных инвесторов в области оказания таких услуг, как посреднические, аудиторские, консалтинговые, туристские, общественного питания, торговли, гостиничной индустрии, рекламы и образования.
С учетом особенностей рынка услуг определяют и особенности маркетинга услуг, который призван оценить предоставляемые потребителям услуги и оказать содействие в их правильном выборе.
Маркетинг услуг – это процесс разработки, продвижения и реализации услуг, ориентированный на выявление специфических потребностей клиентов.
Знание маркетинга услуг позволяет определиться с тем, что и как необходимо продавать для достижения максимальной прибыли, каким образом часть этой прибыли направить на совершенствование производства и качества обслуживания.