Методы экологического менеджмента и экологического маркетинга на предприятиях сервиса транспортных средств.

Становление экологического менеджмента

В рамках государственной организации человеческого общества первичным элементом современных производств и «инструментом природопользования» яв­ляется предприятие – как юридическое лицо.

Методы экологического менеджмента и экологического маркетинга на предприятиях сервиса транспортных средств. - student2.ru
Предприятие функционирует, как открытая система ( Рис. 1 ). Для него харак­терно наличие внутренней, внешней среды и каналов их взаимодействия.

Сегодня мы имеем сформировав­шийся и достаточно эффективно функционирующий производственный менедж­мент. Однако целью этого менеджмента была и осталась основной задачей обес­печение максимальной прибыли предприятия. При этом в цене товара (полезного продукта) не учитывалась (полностью или частично) стоимость всех природных ресурсов и воздействие отходов предприятия на здоровье человека и природную среду.

Системный подход к структуре и функциям предприятия позволили существенно увеличить возможности управленческого контроля (менеджмента) за всеми переменными современного производства.

Можно считать правомерным выделение трех главных этапов в эволюции менеджмента в течение последнего века. Первый этап (конец XIX в.—30-е гг. XX в.) — происходит становление менеджмента как науки и самостоятельного вида деловой деятельности, а также обособление управления от собственности. Второй этап (30—60-е гг.) — менеджмент опирается на хозяйственные основы командно-административного типа вертикально интегрированной системы управления. Особое значение приобрело исследование проблем мотивации труда. Человече­ский фактор стал пристально изучаться идеологами менеджмента именно с 30-х гг. XX в.

Последний, третий этап (с 60-х гг. — по настоящее время) характерен тем, что возобладала неформальная, гибкая система менеджмента, основанная на го­ризонтально - интегрированной мотивационной модели с использованием пре­имущественно дивизиональной департаментализации. Наиболее яркие представи­тели этого этапа И. Ансофф, Д. Томпсон, В. Оучи, М. Портер, Дж. Коттер, Т. Петерс, Ф. Хедоури, М. Мескон и др., внесшие существенный вклад в развитие теории управления.

Для этого этапа характерно расширение сферы влияния менеджмента на внешнюю среду предприятия. В настоящее время интенсивно формируются такие сложные производственные комплексы, как корпорации, холдинги и межнацио­нальные объединения. Инфраструктуры этих комплексов включают в себя, как обязательный компонент, экологические системы. Такая тенденция в экономике и управлении экономическими комплексами сформировала теоретические основы экологического менеджмента.

Современная наука управления представлена многими различными тече­ниями и школами. Их отличает стремление соединить научное исследование ор­ганизационно-технических проблем управления отдельными предприятиями с решением коренных проблем рыночной системы хозяйствования, достижением стабильности эколого-экономического развития, преодолением социально-эконо­мических и экологических конфликтов. Нацеленность исследований на область управления внутренней и внешней средой производства является основопола­гающей тенденцией развития теории экологического менеджмента.

Подход к управлению, как к процессу оценивает его в качестве системы, в которой деятельность, направленная на достижение целей организации, рассмат­ривается не как единовременное действие, а как серия взаимосвя­занных непрерывных деловых акций, материализующих функции управления. В рамках по­следних - планирование, организация, мотивация, координация и контроль.

В самое последнее время практика традиционного менеджмента, непосредст­венно связанного с предпринимательством, столкнулась с новыми проблемами. Первоначально наука развивалась, прежде всего, под влиянием внешних воздейст­вий, реагируя на обнаружившиеся потребности производства и жизнедеятельно­сти человека. Создание новых знаний шло без како­го-либо видимого управления извне. Но затем все яснее вырисовывается недостаточность такого подхода. Стала очевидной необходимость управления процессом формирования инноваций. Воз­никла наука, изучающая воздействие внутренних факторов, отражающих логику создания новых знаний. Менеджеры стали полноправными участниками данного процесса.

К факторам, формирующим самые современные подходы к управлению пред­приятиями, относят, в первую очередь, процессы глобализации общественного развития. Эти процессы отражают постоянно растущую взаимосвязанность и зависимость всех стран регионов мира от экологической ситуации в природно-климатических и экономических зонах.

В XX в. эти процессы, под воздействие революционных изменений в науке и технике (вызвавших бурное развитие производительных сил во всех частях земного шара), заметно ускорились. В результате появления скоростных средств сооб­щения и бурного прогресса электронных средств люди, живущие в разных странах и регионах, стали не только ближе друг к другу, но и более мобильны и взаимозависимы.

Процесс слияний, поглащений и приобретений крупными корпорациями компаний своих соперников, менее удачливых конкурентов, происходящий в воз­растающих масштабах, ведет к усложнению организации управления и в ряде случаев – к снижению результативности экологического менеджмента.

Характерным для истории менеджмента является трансформация его от ма­лоприметной периферийной дисциплины, до основного направления социальной мысли, которое сегодня определяет образ жизни сотен миллионов людей. Много­численные и разнообразные по подходам и содержанию теории и школы менедж­мента позволили значительно расширить представление об управлении как о науке, сформулировать его принципы, определить задачи и функции, разработать механизмы и методы их реализации, а также критерии оценки деятельности ме­неджеров и экологического менеджмента в целом.

Научная, практическая, информационная база данных, накопленная за тыся­челетия, бесценный опыт известных и безвестных менеджеров, усилия многих ученых, исследователей создали теоретическую основу, базируясь на которой се­годня можно решать совершенно новые проблемы. Находить к ним оригинальные подходы, которые делают возможным ускоренную трансформацию науки и прак­тики менеджмента применительно к качественно новым эколого-экономическим условиям, открывают путь к преобразованию экономики не только отдельных стран, но и мирового хозяйства в целом.

Экологический менеджмент располагает своим собственным экономическим механизмом, который направлен на решение конкретных проблем взаимодействия коллективов подразделений предприятий, его сотрудников в реализации социо-эколого-эко­номических, технологических, социально-психологи-ческих задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности. Экономический механизм менеджмента объективно обусловлен работой в условиях свободной конкуренции.

Цели и задачи менеджмента на предприятии.

Анализ современной мировой практики природопользования свидетельствует о том, что мероприятия по снижению отрицательного влияния технологической деятельности предприятия на окружающую среду, не смотря на дополнительные «непроизводственные» затраты направленные на предотвращение загрязнения окружающей среды, в конечном итоге увеличивают конкурентоспособность товара и экономическую эффективность производства.

Современная управленческая стратегия предприятия в условиях рыночной экономики определяет систему управления предприятием, его цели и задачи в ус­ловиях «выживания» или развития при формировании или стабилизации рыноч­ных отношений.

Стратегия является комплексным планом, предназначенным для обеспечения функционирования предприятия и достижения стоящих перед ним целей. Реали­зация стратегических планов на предприятиях служит основой достижения успеха в их долговременной политике.

Среди важнейших направлений реализации стратегии предприятия должна быть ориентация его в условиях рыночной экономики на повышение конкурентоспособности. Пути снижения затрат на производство, управление и непроизводственные затраты в виде различных платежей за экологический вред - одна из важнейших сфер менеджмента на предприятии, в том числе при выборе подходов к определению целевой модели предприятия.

При выборе этих подходов нередко различается управление по целям или управление по результатам, что является основой формирования стратегии пред­приятия.

Деление предприятия на составляющие звенья предопределяет необходимость коор­динации их деятельности в результате горизонтального и вертикального разделе­ния труда в организации.

Вертикальное разделение труда является инструментом координации задач, которые реализуются организацией для осуществления обозначенных целей.

Управление становится важной деятельностью для организа­ции. Выделяются управленческие функции, без которых невозможно скоордини­ровать по горизонтали деятельность членов организации.

Необходимо четкое отделение управления от коммерческой и технологической деятельности организации.

Для обеспечения выполнения заданных целей управление использует раз­личные методы: организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические и правовые.

Использование методов управления предопределяет возможность примене­ния ряда его важнейших функций - экономического анализа, прогнозирования, экономического программирования, организации, структурирования производ­ства и управления, оперативного регулирования и координации, бухгалтерского учета, контроля.

Планирование, организация, мотивация и контроль являются взаимосвязанными функциями процесса управления предприятием путём приня­тия решений.

Планирование представляет собой способ руководства, обеспечивающий единое направление усилий всех работников предприятия к достижению общих целей.

Организация является способом вовлечения в работу непосредственных ис­полнителей, объединения их усилий по выполнению этой работы определенным образом, обуславливающим высокие результаты.

Мотивация служит средством побуждения работников к действиям, обеспе­чивающим через удовлетворение их потребностей эффективное выполнение их обязанностей.

Контроль является процессом обеспечения достижения предприятием своих целей в обозначенный отрезок времени, установления отклонений по сравнению с ожидаемыми результатами.

Принятие решений и коммуникации являются связующими процессами в управлении предприятием, обеспечивающими наилучший выбор управленческих действий из возможных альтернатив.

Успех менеджмента на предприятиях во многом зависит от его главной составляющей – маркетинга и формируется совокупностью факторов, ориентированных на потребителя и обеспечивающих фирме стабильную прибыль. Главное в маркетинге - двуединый подход. С одной стороны, это тщательное и всестороннее изучение рынка, спроса, вкусов и по­требностей покупателя, ориентация производства на эти требования. С другой - активное воздействие на рынок и существующий спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений.

К основным функциям маркетинга можно отнести:

1)анализ окружающей среды маркетинга и рыночные исследования. Марке­тинговое исследование - это систематический сбор, отражение и анализ данных о проблемах, связанных с маркетингом товаров и услуг. Служба маркетинга осуще­ствляет исследовательскую деятельность на основе непрерывной обработки ин­формации обо всех аспектах ситуации на рынке, базируясь на объективности и точности;

2) анализ потребителей. В основу производства закладываются данные, по­лученные в результате изучения запросов и предпочтений различных рыночных сегментов: от­дельных групп населения, предприятий, организаций и других потребителей, ко­торым предназначается вновь создаваемая продукция;

3) планирование товара (услуг) - систематическое принятие решений по всем аспектам разработки и управления продукцией фирмы, включая создание торго­вой марки и упаковки. Центральное место здесь занимает концепция жизненного цикла товара;

4) планирование товародвижения и сбыта - систематическое принятие реше­ний по перемещению товаров и услуг от производителя к потребителю и передаче собственности на них. Сюда входят транспортировка, хранение и совершение сделок. Функции товародвижения реализуются через каналы сбыта, которые включают всех участников (организации, агентов и т.д.), связанных с передвиже­нием товаров и услуг;

5) планирование продвижения товаров и услуг - систематическое принятие решений, касающихся различных форм информации, убеждения или напомина­ния обществу фирмой о ее товарах, услугах, идеях, общественной деятельности и т.п. Цели продвижения можно разделить на две большие сферы: формирование спроса и стимулирование сбыта;

6) планирование маркетинга;

7) управление.

“Служба” маркетинга, возглавляется вице-президентом по маркетингу (мар­кетинг директором). Ее оргструктура в принципе соответствует основным функ­циям маркетинга, перечисленным выше. Каждый отдел, возглавляемый управ­ляющим, отвечает за свой определенный участок работы. Принцип ориентации на покупателя заложен во все должностные инструкции, где подчеркивается связь данного участка работы (проектирование новых товаров, ценовой стратегии, мар­кетинговые исследования и т.д.) со сбытом продукции определяется его роль и место в единой цепи “продукт - рынок”.

Далее мы представим методы управления, сформированные практикой за­рубежных фирм, которые с успехом могут быть использованы, по нашему мне­нию, в большинстве областей российского производства. Структура реко­мендаций зарубежных эко-менеджеров аналогична матричной организации рос­сийских предприятий.

Существует множество причин, по которым компании стремятся стать «экологически чистыми» («зеле­ными»). Часто радикальные перемены происходят по воле не только высшего ру­ководства, но и руководителей среднего звена.

Наиболее вероятно, что радикальные перемены, прежде всего, проведут пред­приятия, испытывающие прямое давление со стороны клиентов (производители потребительских товаров, поставщики, сервисные компании), либо те, о ком сло­жилось представление как об источнике загрязнения окружающей среды (напри­мер, предприятия химической промышленности). В каком подразделении компа­нии начнутся перемены, зависит, в основном, от отношения работников к приро­доохранной деятельности. Если, к примеру, руководитель научно-исследователь­ского подразделения компании является поборником охраны окружающей среды, то вполне можно ожидать, что экологически вредные материалы будут заменены безопасными, а продукция нового поколения будет менее энергоемкой. Если на­чальник отдела НИОКР, стремящийся соблюдать экологические требования, не встретит понимания со стороны работников отдела материально-технического снабжения, для которых приверженность к "зеленому движению" означает лишь дополнительные хлопоты, то ни одно предложение отдела НИОКР в использо­вании других экологически чистых материалов не будет реализовано.

На выбор метода экологизации технологии влияет также форма собственно­сти компании. Ориентация на краткосрочную прибыль не способствует проведе­нию глубоких перемен. Если предприятие функционирует в форме потребитель­ского кооператива или принадлежит фонду, то оно, как правило, более располо­жено к тому, чтобы стать "зеленым".

В Швейцарии самая большая сеть магазинов розничной торговли (супермар­кетов) является потребительским кооперативом, который одним из первых соста­вил свои стратегические и оперативные планы с учетом экологических требова­ний. Созданный кооперативом фонд занимается поиском альтернативных форм экономического развития.

Методы экологического менеджмента на предприятиях

Экологически безопасные производственные процессы должны отвечать следующим требованиям:

- отсутствие загрязняющих веществ;

- безотходность производства;

- безопасность для здоровья рабочих;

- низкий уровень энергопотребления;

- эффективность ресурсопотребления.

Общеизвестно, что компании, даже экономящие используемые ресурсы и выполняющие экологические требования, не становятся безоговорочно безопас­ными для окружающей среды. Как правило, это связано с отсутствием данных о долгосрочном воздействии выбросов на окружающую среду, а также с наличием слишком либеральных экологических норм.

Признать рациональное использование окружающей среды одним из важ­нейших приоритетов предприятий и компаний, а также основных условий разви­тия; разработать стратегию, программу и методы управления производством с максимальным учетом окружающей среды - залог системной деятельности по ох­ране окружающей среды.

Успех этой работы возможен в результате объединения усилий всего коллек­тива и всех управленческих служб, которые должны при этом реализовать:

- обеспечение эффективности производства и доведение до минимума уровня загрязнения;

- гармоничное встраивание новых технологий в природную и соци­альную сферу;

- обеспечение чистоты, безопасности и рентабельности продукции в соответ­ствии с требованиями потребителей

- понимание всеми работниками требований и правил по охране окружающей среды;

- создание новых товаров и технологических процессов, отличающихся ми­нимальным уровнем загрязнения, безопасности и оптимальной рентабельности;

- снабжение материалами пригодными к повторной утилизации и причи­няющих минимальный вред окружающей среде;

- обеспечение окупаемости мер по предотвращению загрязнении;

- реализация мероприятий по профилактики профессиональных заболеваний и обеспечению безопасных условий труда;

- предварительная экологическая экспертиза проектов для оценки его воздей­ствия на окружающую среду.

На предприятиях, в компаниях и фирмах методы экологического менедж­мента реализуются специальными службами.

Детально другие вопросы организации этой работы рассматриваются при разработке экологического паспорта.

Большое внимание на предприятиях при реализации методов экологического менеджмента уделяется оптимизации условий труда работников и совершен­ствованию санитарно - гигиенических факторов, снижению монотонности труда, повышению его привлекательности и разнообразию, оптимизации труда и отдыха работников и т.д.

В современных условиях факторы внешней среды оказывают сильное воз­действие на управление организацией, в связи с чем в 80-е годы существенно воз­росла роль стратегического анализа, стратегического планирования и управления.

Организация экологической службы предприятия

Для того чтобы вопросы природоохранной деятельности эффективно реша­лись на всех уровнях и областях управления, руководство предприятия должно принять ряд решений:

- назначение штатного руководителя экологической службы, отвечающего за постановку всей природоохранной деятельности на предприятии;

- назначение работника, координирующего действия всех, кто, так или иначе, связан с решением вопросов окружающей среды на предприятии;

- создание комитета по вопросам окружающей среды;

- выбор представителя предприятия во взаимоотношениях с местной вла­стью и общественностью по экологическим вопросам;

- назначение одного из членов правления ответственным за природо­охранную деятельность на предприятии;

- обеспечить преимущества экологической специализации по сравнению с распреде­лением ответственности за природоохранную деятельность по всем под­разделениям предприятия;

- рассмотреть возможность учреждения должности "менеджер по экологическим во­просам".

На малых, средних и крупных предприятиях организационные структуры управления природоохранной деятельностью существенно различаются. На малом предприятии существует самая простая струк­турная форма, когда все решения принимает один человек. Функции менеджера по экологическим вопросам на таком предприятии выполняет, как правило, сам владелец, который принимает и все другие решения.

В средних по величине компаниях с числом сотрудников 50-300 человек иногда создается должность менеджера-инженера по экологи­ческим вопросам. Однако в большинстве компаний его обязанности в качестве дополнительной на­грузки просто возлагаются на руководите­лей разного уровня, которые независимо от наличия или отсутствия специальной подготовки должны иметь высшее обра­зование в одной из технических дисциплин. Предпочтительно в химии, поскольку им придется тесно сотрудничать, в основном, с руководителями производств и опыт работы на производстве.

Лучше всего возложить эти обязанности на сотрудника ремонтно-технического отдела, поскольку экологически чистое производство зависит, в ос­новном, от хорошего состояния оборудования, а оно, в свою очередь, - от хоро­шего обслуживания. То же относится и к энергетическому хозяйству, которое, по возможности, следует включить в состав ремонтно-технической службы.

Техническое обслуживание является условием не только любого нормаль­ного производства, но оно необходимо при модернизации оборудования: повы­шение производительности труда, снижение количества выбросов или потерь те­пла зависят от работы ремонтно-технического подразделения.

В некоторых случаях ответственность за природоохранную деятельность возлагается на работника отдела охраны труда и техники безопасности или отдела организации производства, который всегда занимался вопросами производствен­ной оптимизации и производительности на предприятиях.

Не менее разумной представляется такая организация природоохранной дея­тельности на среднем предприятии, когда вопросы охраны окружающей среды возлагаются на главного инженера. Он возглавляет экологический комитет, в со­став которого обязательно входят представители руководства, ремонтно-техниче­ского отдела и отдела охраны труда и техники безопасности. Два последних от­дела отвечают за практическую реализацию природоохранных мероприятий на производстве. Выполнение этих "минимальных" требований еще не гарантирует, что вопросы охраны окружающей среды будут учитываться, как предполагалось, на всех уровнях управления. Для этого может потребоваться создание специаль­ного комитета по экологическим вопросам, в состав которого войдут начальники отделов маркетинга, НИОКР, новой продукции, отдела кадров, финансового от­дела, юрисконсульт.

Крупные фирмы могут позволить себе иметь в штате специалистов всех от­раслей: химиков, физиков, биологов, гидрологов и т.д. В них могут быть созданы собственные экологические подразделения, в состав которых войдут все эти спе­циалисты. Возможно, эти подразделения будут функционировать в рамках на­учно-исследовательского центра фирмы, и подчиняться кому-то из членов правле­ния, курирующему охрану окружающей среды. Если фирмы не хотят иметь соб­ственное подразделение по охране окружающей среды, то могут пользоваться ус­лугами специальных аудиторских фирм.

Многонациональным компаниям, возможно, придется создать несколько подразделений по охране окружающей среды, но, поскольку это требует затраты немалых финансовых средств, скорее всего одно такое подразделение будет об­служивать целый регион или подрегион.

Подразделение по охране окружающей среды. Состав такого подразделения определяется масштабом и характером производственного процесса. В обязанно­сти сотрудников подразделения входят борьба с загрязнениями, обеспечение эко­логической чистоты выпускаемой продукции, предотвращение аварий и несчаст­ных случаев, а также охрана труда и техника безопасности на производстве. Кроме того, к обязанностям этого подразделения могут относиться согласование вопросов с производственными отделами, сбор и распространение информации, оказание технического содействия, ознакомление работников компании с новыми чистыми технологиями, консультации по экологической чистоте продукции, а также рекомендации по порядку и методам проведения ОВОС.

Эффективная организация охраны окружающей среды включает в себя сле­дующие мероприятия:

- Назначение руководителем или координатором программ охраны окру­жающей среды одного из членов руководства компании.

- Выделение достаточного количества людей для реализации программ охраны окружающей среды.

- Обеспечение поступления к высшему руководству своевременной ин­формации по вопросам окружающей среды.

- Создание для фирмы программы регулярного выявления и оценки ис­точников и степени опасности для окружающей среды.

- Создание на предприятии эффективной системы экологической инфор­мации, распространяемой на всех уровнях управления:

- по официальным каналам, то есть через руководителей среднего звена и различные комитеты;

- путем публикации во внутрифирменных изданиях, сообщений на техни­ческих совещаниях и с помощью других обычных методов распростра­нения информации.

- Ознакомление руководителей и рядовых сотрудников с вопросами ох­раны окружающей среды в пределах своей компетенции.

- Ознакомление всех сотрудников фирмы с требованиями экологического законодательства.

- Получение соответствующей подготовки и квалификации сотрудниками, непосредственно отвечающими за реализацию программ охраны окру­жающей среды.

- Обеспечение при необходимости всех сотрудников инструкциями с ука­занием особо важных вопросов охраны окружающей среды, требований экологического законодательства и т.п.

- Включение вопросов охраны окружающей среды отдельным разделом в регулярные сводки, представляемые руководству компании, и составле­ние ежегодного отчета о состоянии природоохранной деятельности.

- Создание удобной системы хранения сведений о несчастных случаях, данных экологического мониторинга, документации по ликвидации от­ходов и прочей информации экологического характера, предоставляемой в распоряжение координатора природоохранной деятельности.

- Включение в письменные инструкции по эксплуатации для важнейших производств указаний по мерам охраны окружающей среды.

- Осуществление программ, направленных на повышение экологической грамотности всех сотрудников.

В обязанности руководителей среднего звена входит практическая реализа­ция проектов и программ, контроль над производством продукции услуг, обеспече­ние соответствия всех видов деятельности на производствах, которыми они руко­водят, проводимой компанией экологической политике.

Обычно деятельность подразделения по охране окружающей среды подразу­мевает установление контактов внутри предприятия, с органами правительства, специализированными учреждениями, политиками, пресс - группами, союзами ра­ботодателей и профсоюзами, специализированными научно-исследовательскими институтами, средствами массовой информации и прочими организациями, имеющими отношение к вопросам охраны окружающей среды.

Все вопросы, вызывающие экологическую обеспокоенность вышеперечис­ленных учреждений и групп, должны найти отражение в экологической политике компании; о принятых мерах необходимо предоставлять соответствующую ин­формацию. Следовательно, подразделения по охране окружающей среды выпол­няют функции координационных групп и должны поддерживать тесные контакты с советом директоров, поскольку многие рассматриваемые вопросы могут иметь исключительное значение для развития и стратегии компании в будущем. В чрезвычайных ситуациях не допустить перерастания незначительной аварии или проблемы в крупную катастрофу можно только при наличии полной под­держки со стороны высшего руководства компании.

Координация природоохранной деятельности. Конфликты экологического характера возникают между предприятием и местным населением в основном в результате отсутствия между ними контактов. Поэтому главная задача экологиче­ской координационной группы или специалиста по связям с общественностью (менеджер по экологическим вопросам, координатор) - установление и поддержа­ние каналов связи как средства получения и передачи информации. На самом предприятии может действовать внутренняя сеть экологической информации с выходами на каждую службу и уровень управления через информационные группы, созданные в каждом отделении и филиале компании. В периоды кризиса компания должна иметь возможность связываться со своими акционерами, мест­ным населением и потребителями, то есть со всеми, кто, так или иначе, связан с ее производством или выпускаемой продукцией.

В компетенцию экологической координационной группы или специалистов по связям с общественностью могут также входить организация курсов повыше­ния экологических знаний руководителей среднего звена по вопросам подачи зая­вок, заключения контрактов с поставщиками и потребителями, действий в чрезвычайных ситуациях и т.п. Важнейшими обязанностями высшего руководства являются поощрение повышения экологических знаний менедже­рами компании, а также создание на предприятии системы ценностей и устано­вок, направленных на более сознательное отношение к охране окружающей среды и учёт внешних последствий работы каждого.

Экологическая служба как этап карьеры. Если у предприятия имеются на­мерения создать себе имидж искреннего защитника окружающей среды, то у ру­ководителя экологической службы есть все шансы добиться одной из высших должностей в руководстве компании. Ниже приводится несколько аргументов в пользу этого утверждения.

Чтобы добиться хороших результатов в работе начальник экологической службы должен продемонстрировать умение общаться с людьми, способность ув­лечь их своей идеей, т.е. дар убеждения и черты лидера, важнейшие качества ру­ководителя высшего уровня.

Если у человека имеются такие задатки, то должность начальника экологиче­ской службы дает прекрасную возможность развить их.

То, что один из будущих представителей высшего руководства предприятия какое-то время занимается экологией, продемонстрирует всем сотрудникам ис­ключительную важность этой работы, что поможет привлечь на предприятие пер­воклассных специалистов. Кроме того, непосредственное знакомство высшего руководства с характером работы этой службы пойдет фирме только на пользу. Обсудив общие вопросы организации экологической службы на предприятии, по­знакомимся теперь с решением экологических проблем на нескольких конкрет­ных примерах.

Природоохранная деятельность на примере ряда компаний. Работу по ох­ране окружающей среды в канадской корпорации, в состав которой входят пред­приятия машиностроительной, аэрокосмической и электронной отраслей, воз­главляет вице-президент, подчиняющийся первому вице-президенту по техноло­гии. В состав экологического управления корпорации входят шесть подразделе­ний, возглавляемых директорами, которые примерно раз в неделю обсуждают во­просы политики и другие проблемы экологического характера. В задачи управле­ния входят разработка политики, комплексной программы и координация их вы­полнения, планирование мероприятий по охране окружающей среды, обеспечение экологической безопасности, анализ финансовых аспектов, системы обучения, инспекции и других вопросов, связанных с охраной окружающей среды.

Сотрудники экологических подразделений компании, секторов и заводов (за­дачи которых фактически идентичны вышеперечисленным) занимаются повсе­дневной работой непосредственно на производстве.

В одной из многонациональных химических компаний Германии служба ох­раны окружающей среды занимает одно из главных мест в организационной структуре.

Вопросы охраны окружающей среды, охрана труда и техники безопасности находятся в компетенции одного из членов совета директоров, который вместе с двумя другими членами совета, курирующими НИОКР и кадровые вопросы, об­разует Комитет правления по охране окружающей среды, охране труда и технике безопасности. Комитет является высшим органом по всем экологическим вопро­сам и принимает решения, обязательные для исполнения во всех странах, в кото­рых имеются отделения компании. Другой комитет, куда входят члены совета ди­ректоров и начальники центральных технических управлений, подготавливает общие технические решения. На более низком уровне организационной струк­туры компании находятся предметно-производственные и центральные функцио­нальные подразделения. Имеется также одно центральное подразделение, кури­рующее вопросы административно-хозяйственной деятельности, охраны окру­жающей среды, охраны труда и техники безопасности на заводах. Аналогичные ему отделения имеются и в предметно-производственных подразделениях. Цен­тральное подразделение НИОКР также занимается вопросами охраны окружаю­щей среды с помощью секций, контролирующих охрану труда на производствен­ных участках и производствах, состояние энергетического хозяйства и соблюде­ние технологических режимов.

Анализ экологического состояния предприятия

Общий анализ экологического состояния предприятия включает не только анализ производства (анализ техно­логий). Важное значение имеет анализ состояния систем инженерного и энергообеспечения, а также анализ эф­фективности управления производством в целях обеспе­чения охраны окружающей среды.

Анализ состояния предприятий проводится в соответ­ствии с порядком, показанным на рисунке 2, и в обобщенном виде излагается в соответствующем отчете.

Анализ состояния предприятия. По результатам обследования предприятия составляют отчет. Объем представленных в отчете сведений должен быть достаточен для оценки возможностей предприятия, составления констатирующей части бизнес-плана и пред­варительного технико-экономического обоснования (ПТЭО), а также отбора объектов для инвестиций.

Отчет по результатам обследования имеет следующую примерную структуру:

- Общие сведения.

- Структура управления.

- Выпуск продукции.

- Сбыт.

- Сырье и вспомогательные материалы.

- Техническое состояние основного производства.

- Инженерное обеспечение.

- Экология.

- Промышленная безопасность.

- Себестоимость продукции.

- Финансовые показатели.

- Инвестиции.

- Развитие.

Оценка экологических рисков на предприятии

Объективная оценка экологического состояния необ­ходима как для определения приоритетов инвестиций, так и для оценки рисков, связанных с обязательствами вла­дельца предприятия.

Определение экологических рисков владельца пред­приятия производится по результатам экологического аудита, основными задачами которого следует считать:

- изучение состояния системы управления природоох­ранной деятельно-стью предприятия;

- изучение взаимоотношений с местными и федераль­ными органами при-родоохраны;

- прогнозирование ситуации при росте объемов произ­водства; выявление «скрытых» проблем, которые мо­гут потребовать срочного вложения средств;

- определение соответствия экологической документации технической и финансовой отчетности;

- отбоp объектов капиталовложений;

- подготовка данных об экологической ситуации для по­лучения целевых кредитов от международных органи­заций.

При решении этих задач используются процедуры экологического аудита в соответствии с рекомендациями Европейского банка реконструкции и развития.

В отчете о проведении экологического аудита отражаются:

- общие проблемы и взаимоотношения с органами над­зора;

- экологические платежи и затраты на природоохранные мероприятия;

- состояние воздушного бассейна;

- состояние систем водоснабжения и водоочистки;

- состояние мест складирования твердых отходов;

- состояние земель;

- программа природоохранной деятельности

Наши рекомендации