Методы экологического менеджмента и экологического маркетинга на предприятиях сервиса транспортных средств.
Становление экологического менеджмента
В рамках государственной организации человеческого общества первичным элементом современных производств и «инструментом природопользования» является предприятие – как юридическое лицо.
Предприятие функционирует, как открытая система ( Рис. 1 ). Для него характерно наличие внутренней, внешней среды и каналов их взаимодействия.
Сегодня мы имеем сформировавшийся и достаточно эффективно функционирующий производственный менеджмент. Однако целью этого менеджмента была и осталась основной задачей обеспечение максимальной прибыли предприятия. При этом в цене товара (полезного продукта) не учитывалась (полностью или частично) стоимость всех природных ресурсов и воздействие отходов предприятия на здоровье человека и природную среду.
Системный подход к структуре и функциям предприятия позволили существенно увеличить возможности управленческого контроля (менеджмента) за всеми переменными современного производства.
Можно считать правомерным выделение трех главных этапов в эволюции менеджмента в течение последнего века. Первый этап (конец XIX в.—30-е гг. XX в.) — происходит становление менеджмента как науки и самостоятельного вида деловой деятельности, а также обособление управления от собственности. Второй этап (30—60-е гг.) — менеджмент опирается на хозяйственные основы командно-административного типа вертикально интегрированной системы управления. Особое значение приобрело исследование проблем мотивации труда. Человеческий фактор стал пристально изучаться идеологами менеджмента именно с 30-х гг. XX в.
Последний, третий этап (с 60-х гг. — по настоящее время) характерен тем, что возобладала неформальная, гибкая система менеджмента, основанная на горизонтально - интегрированной мотивационной модели с использованием преимущественно дивизиональной департаментализации. Наиболее яркие представители этого этапа И. Ансофф, Д. Томпсон, В. Оучи, М. Портер, Дж. Коттер, Т. Петерс, Ф. Хедоури, М. Мескон и др., внесшие существенный вклад в развитие теории управления.
Для этого этапа характерно расширение сферы влияния менеджмента на внешнюю среду предприятия. В настоящее время интенсивно формируются такие сложные производственные комплексы, как корпорации, холдинги и межнациональные объединения. Инфраструктуры этих комплексов включают в себя, как обязательный компонент, экологические системы. Такая тенденция в экономике и управлении экономическими комплексами сформировала теоретические основы экологического менеджмента.
Современная наука управления представлена многими различными течениями и школами. Их отличает стремление соединить научное исследование организационно-технических проблем управления отдельными предприятиями с решением коренных проблем рыночной системы хозяйствования, достижением стабильности эколого-экономического развития, преодолением социально-экономических и экологических конфликтов. Нацеленность исследований на область управления внутренней и внешней средой производства является основополагающей тенденцией развития теории экологического менеджмента.
Подход к управлению, как к процессу оценивает его в качестве системы, в которой деятельность, направленная на достижение целей организации, рассматривается не как единовременное действие, а как серия взаимосвязанных непрерывных деловых акций, материализующих функции управления. В рамках последних - планирование, организация, мотивация, координация и контроль.
В самое последнее время практика традиционного менеджмента, непосредственно связанного с предпринимательством, столкнулась с новыми проблемами. Первоначально наука развивалась, прежде всего, под влиянием внешних воздействий, реагируя на обнаружившиеся потребности производства и жизнедеятельности человека. Создание новых знаний шло без какого-либо видимого управления извне. Но затем все яснее вырисовывается недостаточность такого подхода. Стала очевидной необходимость управления процессом формирования инноваций. Возникла наука, изучающая воздействие внутренних факторов, отражающих логику создания новых знаний. Менеджеры стали полноправными участниками данного процесса.
К факторам, формирующим самые современные подходы к управлению предприятиями, относят, в первую очередь, процессы глобализации общественного развития. Эти процессы отражают постоянно растущую взаимосвязанность и зависимость всех стран регионов мира от экологической ситуации в природно-климатических и экономических зонах.
В XX в. эти процессы, под воздействие революционных изменений в науке и технике (вызвавших бурное развитие производительных сил во всех частях земного шара), заметно ускорились. В результате появления скоростных средств сообщения и бурного прогресса электронных средств люди, живущие в разных странах и регионах, стали не только ближе друг к другу, но и более мобильны и взаимозависимы.
Процесс слияний, поглащений и приобретений крупными корпорациями компаний своих соперников, менее удачливых конкурентов, происходящий в возрастающих масштабах, ведет к усложнению организации управления и в ряде случаев – к снижению результативности экологического менеджмента.
Характерным для истории менеджмента является трансформация его от малоприметной периферийной дисциплины, до основного направления социальной мысли, которое сегодня определяет образ жизни сотен миллионов людей. Многочисленные и разнообразные по подходам и содержанию теории и школы менеджмента позволили значительно расширить представление об управлении как о науке, сформулировать его принципы, определить задачи и функции, разработать механизмы и методы их реализации, а также критерии оценки деятельности менеджеров и экологического менеджмента в целом.
Научная, практическая, информационная база данных, накопленная за тысячелетия, бесценный опыт известных и безвестных менеджеров, усилия многих ученых, исследователей создали теоретическую основу, базируясь на которой сегодня можно решать совершенно новые проблемы. Находить к ним оригинальные подходы, которые делают возможным ускоренную трансформацию науки и практики менеджмента применительно к качественно новым эколого-экономическим условиям, открывают путь к преобразованию экономики не только отдельных стран, но и мирового хозяйства в целом.
Экологический менеджмент располагает своим собственным экономическим механизмом, который направлен на решение конкретных проблем взаимодействия коллективов подразделений предприятий, его сотрудников в реализации социо-эколого-экономических, технологических, социально-психологи-ческих задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности. Экономический механизм менеджмента объективно обусловлен работой в условиях свободной конкуренции.
Цели и задачи менеджмента на предприятии.
Анализ современной мировой практики природопользования свидетельствует о том, что мероприятия по снижению отрицательного влияния технологической деятельности предприятия на окружающую среду, не смотря на дополнительные «непроизводственные» затраты направленные на предотвращение загрязнения окружающей среды, в конечном итоге увеличивают конкурентоспособность товара и экономическую эффективность производства.
Современная управленческая стратегия предприятия в условиях рыночной экономики определяет систему управления предприятием, его цели и задачи в условиях «выживания» или развития при формировании или стабилизации рыночных отношений.
Стратегия является комплексным планом, предназначенным для обеспечения функционирования предприятия и достижения стоящих перед ним целей. Реализация стратегических планов на предприятиях служит основой достижения успеха в их долговременной политике.
Среди важнейших направлений реализации стратегии предприятия должна быть ориентация его в условиях рыночной экономики на повышение конкурентоспособности. Пути снижения затрат на производство, управление и непроизводственные затраты в виде различных платежей за экологический вред - одна из важнейших сфер менеджмента на предприятии, в том числе при выборе подходов к определению целевой модели предприятия.
При выборе этих подходов нередко различается управление по целям или управление по результатам, что является основой формирования стратегии предприятия.
Деление предприятия на составляющие звенья предопределяет необходимость координации их деятельности в результате горизонтального и вертикального разделения труда в организации.
Вертикальное разделение труда является инструментом координации задач, которые реализуются организацией для осуществления обозначенных целей.
Управление становится важной деятельностью для организации. Выделяются управленческие функции, без которых невозможно скоординировать по горизонтали деятельность членов организации.
Необходимо четкое отделение управления от коммерческой и технологической деятельности организации.
Для обеспечения выполнения заданных целей управление использует различные методы: организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические и правовые.
Использование методов управления предопределяет возможность применения ряда его важнейших функций - экономического анализа, прогнозирования, экономического программирования, организации, структурирования производства и управления, оперативного регулирования и координации, бухгалтерского учета, контроля.
Планирование, организация, мотивация и контроль являются взаимосвязанными функциями процесса управления предприятием путём принятия решений.
Планирование представляет собой способ руководства, обеспечивающий единое направление усилий всех работников предприятия к достижению общих целей.
Организация является способом вовлечения в работу непосредственных исполнителей, объединения их усилий по выполнению этой работы определенным образом, обуславливающим высокие результаты.
Мотивация служит средством побуждения работников к действиям, обеспечивающим через удовлетворение их потребностей эффективное выполнение их обязанностей.
Контроль является процессом обеспечения достижения предприятием своих целей в обозначенный отрезок времени, установления отклонений по сравнению с ожидаемыми результатами.
Принятие решений и коммуникации являются связующими процессами в управлении предприятием, обеспечивающими наилучший выбор управленческих действий из возможных альтернатив.
Успех менеджмента на предприятиях во многом зависит от его главной составляющей – маркетинга и формируется совокупностью факторов, ориентированных на потребителя и обеспечивающих фирме стабильную прибыль. Главное в маркетинге - двуединый подход. С одной стороны, это тщательное и всестороннее изучение рынка, спроса, вкусов и потребностей покупателя, ориентация производства на эти требования. С другой - активное воздействие на рынок и существующий спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений.
К основным функциям маркетинга можно отнести:
1)анализ окружающей среды маркетинга и рыночные исследования. Маркетинговое исследование - это систематический сбор, отражение и анализ данных о проблемах, связанных с маркетингом товаров и услуг. Служба маркетинга осуществляет исследовательскую деятельность на основе непрерывной обработки информации обо всех аспектах ситуации на рынке, базируясь на объективности и точности;
2) анализ потребителей. В основу производства закладываются данные, полученные в результате изучения запросов и предпочтений различных рыночных сегментов: отдельных групп населения, предприятий, организаций и других потребителей, которым предназначается вновь создаваемая продукция;
3) планирование товара (услуг) - систематическое принятие решений по всем аспектам разработки и управления продукцией фирмы, включая создание торговой марки и упаковки. Центральное место здесь занимает концепция жизненного цикла товара;
4) планирование товародвижения и сбыта - систематическое принятие решений по перемещению товаров и услуг от производителя к потребителю и передаче собственности на них. Сюда входят транспортировка, хранение и совершение сделок. Функции товародвижения реализуются через каналы сбыта, которые включают всех участников (организации, агентов и т.д.), связанных с передвижением товаров и услуг;
5) планирование продвижения товаров и услуг - систематическое принятие решений, касающихся различных форм информации, убеждения или напоминания обществу фирмой о ее товарах, услугах, идеях, общественной деятельности и т.п. Цели продвижения можно разделить на две большие сферы: формирование спроса и стимулирование сбыта;
6) планирование маркетинга;
7) управление.
“Служба” маркетинга, возглавляется вице-президентом по маркетингу (маркетинг директором). Ее оргструктура в принципе соответствует основным функциям маркетинга, перечисленным выше. Каждый отдел, возглавляемый управляющим, отвечает за свой определенный участок работы. Принцип ориентации на покупателя заложен во все должностные инструкции, где подчеркивается связь данного участка работы (проектирование новых товаров, ценовой стратегии, маркетинговые исследования и т.д.) со сбытом продукции определяется его роль и место в единой цепи “продукт - рынок”.
Далее мы представим методы управления, сформированные практикой зарубежных фирм, которые с успехом могут быть использованы, по нашему мнению, в большинстве областей российского производства. Структура рекомендаций зарубежных эко-менеджеров аналогична матричной организации российских предприятий.
Существует множество причин, по которым компании стремятся стать «экологически чистыми» («зелеными»). Часто радикальные перемены происходят по воле не только высшего руководства, но и руководителей среднего звена.
Наиболее вероятно, что радикальные перемены, прежде всего, проведут предприятия, испытывающие прямое давление со стороны клиентов (производители потребительских товаров, поставщики, сервисные компании), либо те, о ком сложилось представление как об источнике загрязнения окружающей среды (например, предприятия химической промышленности). В каком подразделении компании начнутся перемены, зависит, в основном, от отношения работников к природоохранной деятельности. Если, к примеру, руководитель научно-исследовательского подразделения компании является поборником охраны окружающей среды, то вполне можно ожидать, что экологически вредные материалы будут заменены безопасными, а продукция нового поколения будет менее энергоемкой. Если начальник отдела НИОКР, стремящийся соблюдать экологические требования, не встретит понимания со стороны работников отдела материально-технического снабжения, для которых приверженность к "зеленому движению" означает лишь дополнительные хлопоты, то ни одно предложение отдела НИОКР в использовании других экологически чистых материалов не будет реализовано.
На выбор метода экологизации технологии влияет также форма собственности компании. Ориентация на краткосрочную прибыль не способствует проведению глубоких перемен. Если предприятие функционирует в форме потребительского кооператива или принадлежит фонду, то оно, как правило, более расположено к тому, чтобы стать "зеленым".
В Швейцарии самая большая сеть магазинов розничной торговли (супермаркетов) является потребительским кооперативом, который одним из первых составил свои стратегические и оперативные планы с учетом экологических требований. Созданный кооперативом фонд занимается поиском альтернативных форм экономического развития.
Методы экологического менеджмента на предприятиях
Экологически безопасные производственные процессы должны отвечать следующим требованиям:
- отсутствие загрязняющих веществ;
- безотходность производства;
- безопасность для здоровья рабочих;
- низкий уровень энергопотребления;
- эффективность ресурсопотребления.
Общеизвестно, что компании, даже экономящие используемые ресурсы и выполняющие экологические требования, не становятся безоговорочно безопасными для окружающей среды. Как правило, это связано с отсутствием данных о долгосрочном воздействии выбросов на окружающую среду, а также с наличием слишком либеральных экологических норм.
Признать рациональное использование окружающей среды одним из важнейших приоритетов предприятий и компаний, а также основных условий развития; разработать стратегию, программу и методы управления производством с максимальным учетом окружающей среды - залог системной деятельности по охране окружающей среды.
Успех этой работы возможен в результате объединения усилий всего коллектива и всех управленческих служб, которые должны при этом реализовать:
- обеспечение эффективности производства и доведение до минимума уровня загрязнения;
- гармоничное встраивание новых технологий в природную и социальную сферу;
- обеспечение чистоты, безопасности и рентабельности продукции в соответствии с требованиями потребителей
- понимание всеми работниками требований и правил по охране окружающей среды;
- создание новых товаров и технологических процессов, отличающихся минимальным уровнем загрязнения, безопасности и оптимальной рентабельности;
- снабжение материалами пригодными к повторной утилизации и причиняющих минимальный вред окружающей среде;
- обеспечение окупаемости мер по предотвращению загрязнении;
- реализация мероприятий по профилактики профессиональных заболеваний и обеспечению безопасных условий труда;
- предварительная экологическая экспертиза проектов для оценки его воздействия на окружающую среду.
На предприятиях, в компаниях и фирмах методы экологического менеджмента реализуются специальными службами.
Детально другие вопросы организации этой работы рассматриваются при разработке экологического паспорта.
Большое внимание на предприятиях при реализации методов экологического менеджмента уделяется оптимизации условий труда работников и совершенствованию санитарно - гигиенических факторов, снижению монотонности труда, повышению его привлекательности и разнообразию, оптимизации труда и отдыха работников и т.д.
В современных условиях факторы внешней среды оказывают сильное воздействие на управление организацией, в связи с чем в 80-е годы существенно возросла роль стратегического анализа, стратегического планирования и управления.
Организация экологической службы предприятия
Для того чтобы вопросы природоохранной деятельности эффективно решались на всех уровнях и областях управления, руководство предприятия должно принять ряд решений:
- назначение штатного руководителя экологической службы, отвечающего за постановку всей природоохранной деятельности на предприятии;
- назначение работника, координирующего действия всех, кто, так или иначе, связан с решением вопросов окружающей среды на предприятии;
- создание комитета по вопросам окружающей среды;
- выбор представителя предприятия во взаимоотношениях с местной властью и общественностью по экологическим вопросам;
- назначение одного из членов правления ответственным за природоохранную деятельность на предприятии;
- обеспечить преимущества экологической специализации по сравнению с распределением ответственности за природоохранную деятельность по всем подразделениям предприятия;
- рассмотреть возможность учреждения должности "менеджер по экологическим вопросам".
На малых, средних и крупных предприятиях организационные структуры управления природоохранной деятельностью существенно различаются. На малом предприятии существует самая простая структурная форма, когда все решения принимает один человек. Функции менеджера по экологическим вопросам на таком предприятии выполняет, как правило, сам владелец, который принимает и все другие решения.
В средних по величине компаниях с числом сотрудников 50-300 человек иногда создается должность менеджера-инженера по экологическим вопросам. Однако в большинстве компаний его обязанности в качестве дополнительной нагрузки просто возлагаются на руководителей разного уровня, которые независимо от наличия или отсутствия специальной подготовки должны иметь высшее образование в одной из технических дисциплин. Предпочтительно в химии, поскольку им придется тесно сотрудничать, в основном, с руководителями производств и опыт работы на производстве.
Лучше всего возложить эти обязанности на сотрудника ремонтно-технического отдела, поскольку экологически чистое производство зависит, в основном, от хорошего состояния оборудования, а оно, в свою очередь, - от хорошего обслуживания. То же относится и к энергетическому хозяйству, которое, по возможности, следует включить в состав ремонтно-технической службы.
Техническое обслуживание является условием не только любого нормального производства, но оно необходимо при модернизации оборудования: повышение производительности труда, снижение количества выбросов или потерь тепла зависят от работы ремонтно-технического подразделения.
В некоторых случаях ответственность за природоохранную деятельность возлагается на работника отдела охраны труда и техники безопасности или отдела организации производства, который всегда занимался вопросами производственной оптимизации и производительности на предприятиях.
Не менее разумной представляется такая организация природоохранной деятельности на среднем предприятии, когда вопросы охраны окружающей среды возлагаются на главного инженера. Он возглавляет экологический комитет, в состав которого обязательно входят представители руководства, ремонтно-технического отдела и отдела охраны труда и техники безопасности. Два последних отдела отвечают за практическую реализацию природоохранных мероприятий на производстве. Выполнение этих "минимальных" требований еще не гарантирует, что вопросы охраны окружающей среды будут учитываться, как предполагалось, на всех уровнях управления. Для этого может потребоваться создание специального комитета по экологическим вопросам, в состав которого войдут начальники отделов маркетинга, НИОКР, новой продукции, отдела кадров, финансового отдела, юрисконсульт.
Крупные фирмы могут позволить себе иметь в штате специалистов всех отраслей: химиков, физиков, биологов, гидрологов и т.д. В них могут быть созданы собственные экологические подразделения, в состав которых войдут все эти специалисты. Возможно, эти подразделения будут функционировать в рамках научно-исследовательского центра фирмы, и подчиняться кому-то из членов правления, курирующему охрану окружающей среды. Если фирмы не хотят иметь собственное подразделение по охране окружающей среды, то могут пользоваться услугами специальных аудиторских фирм.
Многонациональным компаниям, возможно, придется создать несколько подразделений по охране окружающей среды, но, поскольку это требует затраты немалых финансовых средств, скорее всего одно такое подразделение будет обслуживать целый регион или подрегион.
Подразделение по охране окружающей среды. Состав такого подразделения определяется масштабом и характером производственного процесса. В обязанности сотрудников подразделения входят борьба с загрязнениями, обеспечение экологической чистоты выпускаемой продукции, предотвращение аварий и несчастных случаев, а также охрана труда и техника безопасности на производстве. Кроме того, к обязанностям этого подразделения могут относиться согласование вопросов с производственными отделами, сбор и распространение информации, оказание технического содействия, ознакомление работников компании с новыми чистыми технологиями, консультации по экологической чистоте продукции, а также рекомендации по порядку и методам проведения ОВОС.
Эффективная организация охраны окружающей среды включает в себя следующие мероприятия:
- Назначение руководителем или координатором программ охраны окружающей среды одного из членов руководства компании.
- Выделение достаточного количества людей для реализации программ охраны окружающей среды.
- Обеспечение поступления к высшему руководству своевременной информации по вопросам окружающей среды.
- Создание для фирмы программы регулярного выявления и оценки источников и степени опасности для окружающей среды.
- Создание на предприятии эффективной системы экологической информации, распространяемой на всех уровнях управления:
- по официальным каналам, то есть через руководителей среднего звена и различные комитеты;
- путем публикации во внутрифирменных изданиях, сообщений на технических совещаниях и с помощью других обычных методов распространения информации.
- Ознакомление руководителей и рядовых сотрудников с вопросами охраны окружающей среды в пределах своей компетенции.
- Ознакомление всех сотрудников фирмы с требованиями экологического законодательства.
- Получение соответствующей подготовки и квалификации сотрудниками, непосредственно отвечающими за реализацию программ охраны окружающей среды.
- Обеспечение при необходимости всех сотрудников инструкциями с указанием особо важных вопросов охраны окружающей среды, требований экологического законодательства и т.п.
- Включение вопросов охраны окружающей среды отдельным разделом в регулярные сводки, представляемые руководству компании, и составление ежегодного отчета о состоянии природоохранной деятельности.
- Создание удобной системы хранения сведений о несчастных случаях, данных экологического мониторинга, документации по ликвидации отходов и прочей информации экологического характера, предоставляемой в распоряжение координатора природоохранной деятельности.
- Включение в письменные инструкции по эксплуатации для важнейших производств указаний по мерам охраны окружающей среды.
- Осуществление программ, направленных на повышение экологической грамотности всех сотрудников.
В обязанности руководителей среднего звена входит практическая реализация проектов и программ, контроль над производством продукции услуг, обеспечение соответствия всех видов деятельности на производствах, которыми они руководят, проводимой компанией экологической политике.
Обычно деятельность подразделения по охране окружающей среды подразумевает установление контактов внутри предприятия, с органами правительства, специализированными учреждениями, политиками, пресс - группами, союзами работодателей и профсоюзами, специализированными научно-исследовательскими институтами, средствами массовой информации и прочими организациями, имеющими отношение к вопросам охраны окружающей среды.
Все вопросы, вызывающие экологическую обеспокоенность вышеперечисленных учреждений и групп, должны найти отражение в экологической политике компании; о принятых мерах необходимо предоставлять соответствующую информацию. Следовательно, подразделения по охране окружающей среды выполняют функции координационных групп и должны поддерживать тесные контакты с советом директоров, поскольку многие рассматриваемые вопросы могут иметь исключительное значение для развития и стратегии компании в будущем. В чрезвычайных ситуациях не допустить перерастания незначительной аварии или проблемы в крупную катастрофу можно только при наличии полной поддержки со стороны высшего руководства компании.
Координация природоохранной деятельности. Конфликты экологического характера возникают между предприятием и местным населением в основном в результате отсутствия между ними контактов. Поэтому главная задача экологической координационной группы или специалиста по связям с общественностью (менеджер по экологическим вопросам, координатор) - установление и поддержание каналов связи как средства получения и передачи информации. На самом предприятии может действовать внутренняя сеть экологической информации с выходами на каждую службу и уровень управления через информационные группы, созданные в каждом отделении и филиале компании. В периоды кризиса компания должна иметь возможность связываться со своими акционерами, местным населением и потребителями, то есть со всеми, кто, так или иначе, связан с ее производством или выпускаемой продукцией.
В компетенцию экологической координационной группы или специалистов по связям с общественностью могут также входить организация курсов повышения экологических знаний руководителей среднего звена по вопросам подачи заявок, заключения контрактов с поставщиками и потребителями, действий в чрезвычайных ситуациях и т.п. Важнейшими обязанностями высшего руководства являются поощрение повышения экологических знаний менеджерами компании, а также создание на предприятии системы ценностей и установок, направленных на более сознательное отношение к охране окружающей среды и учёт внешних последствий работы каждого.
Экологическая служба как этап карьеры. Если у предприятия имеются намерения создать себе имидж искреннего защитника окружающей среды, то у руководителя экологической службы есть все шансы добиться одной из высших должностей в руководстве компании. Ниже приводится несколько аргументов в пользу этого утверждения.
Чтобы добиться хороших результатов в работе начальник экологической службы должен продемонстрировать умение общаться с людьми, способность увлечь их своей идеей, т.е. дар убеждения и черты лидера, важнейшие качества руководителя высшего уровня.
Если у человека имеются такие задатки, то должность начальника экологической службы дает прекрасную возможность развить их.
То, что один из будущих представителей высшего руководства предприятия какое-то время занимается экологией, продемонстрирует всем сотрудникам исключительную важность этой работы, что поможет привлечь на предприятие первоклассных специалистов. Кроме того, непосредственное знакомство высшего руководства с характером работы этой службы пойдет фирме только на пользу. Обсудив общие вопросы организации экологической службы на предприятии, познакомимся теперь с решением экологических проблем на нескольких конкретных примерах.
Природоохранная деятельность на примере ряда компаний. Работу по охране окружающей среды в канадской корпорации, в состав которой входят предприятия машиностроительной, аэрокосмической и электронной отраслей, возглавляет вице-президент, подчиняющийся первому вице-президенту по технологии. В состав экологического управления корпорации входят шесть подразделений, возглавляемых директорами, которые примерно раз в неделю обсуждают вопросы политики и другие проблемы экологического характера. В задачи управления входят разработка политики, комплексной программы и координация их выполнения, планирование мероприятий по охране окружающей среды, обеспечение экологической безопасности, анализ финансовых аспектов, системы обучения, инспекции и других вопросов, связанных с охраной окружающей среды.
Сотрудники экологических подразделений компании, секторов и заводов (задачи которых фактически идентичны вышеперечисленным) занимаются повседневной работой непосредственно на производстве.
В одной из многонациональных химических компаний Германии служба охраны окружающей среды занимает одно из главных мест в организационной структуре.
Вопросы охраны окружающей среды, охрана труда и техники безопасности находятся в компетенции одного из членов совета директоров, который вместе с двумя другими членами совета, курирующими НИОКР и кадровые вопросы, образует Комитет правления по охране окружающей среды, охране труда и технике безопасности. Комитет является высшим органом по всем экологическим вопросам и принимает решения, обязательные для исполнения во всех странах, в которых имеются отделения компании. Другой комитет, куда входят члены совета директоров и начальники центральных технических управлений, подготавливает общие технические решения. На более низком уровне организационной структуры компании находятся предметно-производственные и центральные функциональные подразделения. Имеется также одно центральное подразделение, курирующее вопросы административно-хозяйственной деятельности, охраны окружающей среды, охраны труда и техники безопасности на заводах. Аналогичные ему отделения имеются и в предметно-производственных подразделениях. Центральное подразделение НИОКР также занимается вопросами охраны окружающей среды с помощью секций, контролирующих охрану труда на производственных участках и производствах, состояние энергетического хозяйства и соблюдение технологических режимов.
Анализ экологического состояния предприятия
Общий анализ экологического состояния предприятия включает не только анализ производства (анализ технологий). Важное значение имеет анализ состояния систем инженерного и энергообеспечения, а также анализ эффективности управления производством в целях обеспечения охраны окружающей среды.
Анализ состояния предприятий проводится в соответствии с порядком, показанным на рисунке 2, и в обобщенном виде излагается в соответствующем отчете.
Анализ состояния предприятия. По результатам обследования предприятия составляют отчет. Объем представленных в отчете сведений должен быть достаточен для оценки возможностей предприятия, составления констатирующей части бизнес-плана и предварительного технико-экономического обоснования (ПТЭО), а также отбора объектов для инвестиций.
Отчет по результатам обследования имеет следующую примерную структуру:
- Общие сведения.
- Структура управления.
- Выпуск продукции.
- Сбыт.
- Сырье и вспомогательные материалы.
- Техническое состояние основного производства.
- Инженерное обеспечение.
- Экология.
- Промышленная безопасность.
- Себестоимость продукции.
- Финансовые показатели.
- Инвестиции.
- Развитие.
Оценка экологических рисков на предприятии
Объективная оценка экологического состояния необходима как для определения приоритетов инвестиций, так и для оценки рисков, связанных с обязательствами владельца предприятия.
Определение экологических рисков владельца предприятия производится по результатам экологического аудита, основными задачами которого следует считать:
- изучение состояния системы управления природоохранной деятельно-стью предприятия;
- изучение взаимоотношений с местными и федеральными органами при-родоохраны;
- прогнозирование ситуации при росте объемов производства; выявление «скрытых» проблем, которые могут потребовать срочного вложения средств;
- определение соответствия экологической документации технической и финансовой отчетности;
- отбоp объектов капиталовложений;
- подготовка данных об экологической ситуации для получения целевых кредитов от международных организаций.
При решении этих задач используются процедуры экологического аудита в соответствии с рекомендациями Европейского банка реконструкции и развития.
В отчете о проведении экологического аудита отражаются:
- общие проблемы и взаимоотношения с органами надзора;
- экологические платежи и затраты на природоохранные мероприятия;
- состояние воздушного бассейна;
- состояние систем водоснабжения и водоочистки;
- состояние мест складирования твердых отходов;
- состояние земель;
- программа природоохранной деятельности