Порядок организации и проведение экологической экспертизы проекта

Основания для проведения ЭЭ

Порядок государственной экологической экспертизы закреплен в Главе III Федерального закона "Об экологической экспертизе" (порядок ее проведения - статья 14, положения, касающиеся экспертной комиссии, экспертов и заключения государственной экологической экспертизы - в статьях 15-18), а также в целом ряде подзаконных правовых актов:

Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. №698;

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 октября 2008 г. №283 "Об утверждении Административного регламента по исполнению федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня".

Приказ Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 22 апреля 1998 г. N 238 "Об утверждении положения о порядке определения стоимости проведения государственной экологической экспертизы документации".

Инженерно-экологические изыскания выполняются для экологического обоснования строительства и иной хозяйственной деятельности с целью предотвращения, снижения или ликвидации неблагоприятных экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий и сохранения оптимальных условий жизни населения.

Согласно п. 3.2 СП 11-102-97 Инженерно-экологические изыскания и исследования выполняются в соответствии с установленным порядком проведения проектно-изыскательских работ для поэтапного экологического обоснования намечаемой хозяйственной деятельности при разработке следующих видов документации:

. Прединвестиционных концепций, программ, схем отраслевого и территориального развития, комплексного использования и охраны природных ресурсов, схем инженерной защиты, районных планировок и т.п.; задачами инженерно-экологических изысканий являются: оценка экологического состояния территории с позиций возможности размещения новых производств (допустимости дополнительной техногенной нагрузки) для разработки региональных схем расселения, природопользования, территориальных и отраслевых схем и программ развития, районных планировок и т.п.; предварительный качественный прогноз возможных изменений окружающей среды при реализации намечаемой деятельности и её негативных последствий (экологического риска).

. Градостроительной - генпланов городов (поселений), проектов детальной планировки, проектов застройки функциональных зон.кварталов и участков города; задачей инженерно-экологических изысканий является - обеспечение экологической безопасности проживания населения, оптимальности градостроительных и иных проектных решений с учетом мероприятий по охране природы и сохранению историко-культурного наследия в районе размещения города (поселения).

. Предпроектной - обоснований инвестиций в строительство объектов, промпредприятий и комплексов; задачей инженерно-экологических изысканий является - получение необходимых и достаточных материалов и данных для сравнения намечаемых конкурентноспособных вариантов размещения площадок с учетом природно-техногенных условий территории, состояния экосистем и условий проживания населения, а также обоснованного выбора варианта размещения и принятия принципиальных решений, при которых прогнозируемый экологический риск будет минимальным.

. Проектной - проектов и рабочей документации для строительства предприятий, зданий и сооружений. Изыскания для разработки предпроектной документации являются главным этапом инженерно-экологических изысканий для строительства, поэтому на предпроектных стадиях должен быть выполнен основной объем работ по обеспечению ОВОС, осуществлены необходимые прогнозные исследования и проведено согласование со всеми контролирующими, разрешающими и согласовывающим инстанциями.

Регламентом проведения ЭЭ установлены следующие основания проведения:

· конкретный перечень объектов (проектов), имеющих нормативно и документировано выраженные требования по своему составу и объему;

· решение соответствующего органа законодательной, исполнительной или судебной власти;

· инициативное решение самого специально уполномоченного в области ЭЭ государственного органа (органа государственной ЭЭ);

· решение органа местного самоуправления или результаты референдума (опроса - для ОЭЭ), выражающие мнение не менее одной трети граждан, проживающих на данной территории.

Исходя из принципов презумпции потенциальной экологической опасности любой деятельности и обязательности экологической экспертизы, она, очевидно, должна проводиться во всех случаях по указанным в законе объектам - на основании представления материалов в экспертизу. Но отсюда пока ещё не следует прямое основание для её назначения, а только лишь косвенное, определяемое через права и обязанности специально уполномоченных государственных органов в области ЭЭ - это решение соответствующего уровня органа управления. Единственное прямое, законодательно закрепленное основание проведения ГЭЭ относится только к повторной экспертизе, которая осуществляется на основании решения суда или арбитражного суда (ст. 14) закона.

На уровне подзаконных актов (в Регламенте проведения ЭЭ) основания сформулированы следующим образом - Государственная экологическая экспертиза проводится на основании:

· поручений Правительства Российской Федерации;

· решений органов государственной власти субъектов РФ (для территориальных органов),

· указаний руководства Госкомэкологии России;

· заявления заказчика материалов, подлежащих государственной экологической экспертизе;

· решения судебных органов соответствующей инстанции;

· в порядке выборочной проверки проведения государственной экологической экспертизы специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы.

Статья 12 этого же закона конкретизирует случаи проведения повторной экологической экспертизы по объектам, ранее получившим положительное заключение ГЭЭ:

· изменения условий природопользования специально уполномоченным на то государственным органом в области охраны окружающей среды;

· доработка объектов ГЭЭ по замечаниям проведенной ранее ГЭЭ;

· внесение изменений в документацию после получения положительного заключения ГЭЭ;

· реализация объекта ГЭЭ с отступлениями от документации, получившей положительное заключение ГЭЭ и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

· истечение срока действия положительного заключения ГЭЭ; Не менее важным, чем случай и основания, для экологоправовой практики является то, как определяются условия проведения ЭЭ.

Ранее не регламентировавшиеся в законодательных актах, они закреплены теперь в законе (ст. 14). Не слишком углубляясь в подробности, к таким условиям по Закону можно отнести: соответствие формы и содержания представляемых материалов установленным требованиям и порядку проведения ГЭЭ; наличие в составе представляемой документации материалов ОВОС, необходимых положительных заключений и (или) документов согласований соответствующих органов (ведомств); материалов обсуждений объекта ЭЭ с общественностью; предварительная оплата ЭЭ заказчиком документации и др.

Положение «О порядке проведения ГЭЭ» конкретизирует некоторые нормы Закона в отношении государственной ЭЭ, устанавливая, что ГЭЭ организуется и проводится при условиях:

· регистрации представляемых материалов в установленном порядке и предварительной проверки их полноты и достаточности;

· оплаты заказчиком в течение 30 дней со дня получения уведомления о регистрации и при необходимости - представления заказчиком в установленный срок запрашиваемых органом экологической экспертизы материалов;

· соответствие материалов установленным требованиям;

· создания экспертной комиссии и назначения приказом по специально уполномоченному органу в области ЭЭ ее состава;

· назначения тем же приказом срока проведения ГЭЭ (до 4 месяцев, а в исключительно сложных случаях - до 6 месяцев);

· выполнения Регламента государственной экологической экспертизы;

· информирования заинтересованных организаций о её результатах все вышеперечисленные условия организации и проведения экологической экспертизы применяются как в случае государственной, так и общественной ЭЭ.

Наши рекомендации