Формы организации труда в природе.

Труд детей в природе организуют в форме индивидуальных поручений, коллективного труда и дежурства.

Индивидуальные поручения применяются во всех возрастных группах детского сада, но особое значение имеют в младших группах, где трудовая деятельность только осваивает­ся. Пра индивидуальной форме весь процесс труда ребенок выполняет сам. Это дает возможность воспитателю научить ма­лыша трудовым действиям, оказать ему помощь, проконтроли­ровать выполнение трудовых операций, оценить деятельность, учесть индивидуальные особенности. Все это помогает формиро­вать трудовые навыки и умения, способствует воспитанию от­ветственности за порученное дело, настойчивости, аккуратности, привычки к трудовому усилию.

Коллективный труд в природе дает возможность фор­мировать трудовые навыки и умения у всех детей группы. Коллективная работа объединяет ребят, формирует умения при­нимать общую цель труда, договариваться, сообща планировать действия, согласовывать их, помогать друг другу, оценивать работу.

По своей структуре коллективный труд может быть органи­зован как труд общий (в труде участвуют несколько детей или вся группа, каждый ребенок при этом получает отдельное зада­ние; результаты труда всех детей объединяются в один общий результат, например: каждый ребенок в уголке природы проти­рает листья у растений, в результате все вместе сделали растения чистыми) и труд совместный (в труде участвуют несколько детей; процесс труда разделен на несколько операций, каждую из которых осуществляет один из участников или группа детей; каждый участник труда делает свою операцию и передает объект дальше, например: одни дети перекапывают землю, другие ее разравнивают, третьи делают грядки).

Дежурства являются одной из наиболее распространен­ных форм организации труда детей в детском саду. Дежурство предполагает поочередное выполнение детьми постоянного и определенного круга обязанностей. По уголку природы дети начинают дежурить в старшей группе. В ходе дежурств у них совершенствуются навыки труда в природе, формируются обще­ственные мотивы труда и т.д.

Содержание труда и методика руководства в разных возрастных группах

Содержание труда и методика руководства им в младших группах. Малыши помогают воспитателю ухаживать за живот­ными и растениями в уголке природы и на участке. Их следует привлекать к совместному поливу комнатных растений. Это учит детей правильно поливать растения, обтирать крепкие кожистые листья влажной тряпочкой.

Дети сажают луковицы и крупные семена в землю, подго­товленную воспитателем (в ящики, стаканчики, грунт), полива­ют посадки. Следует привлекать детей и к сбору урожая овощей: выдергивать редис, морковь, репу.

Вместе с воспитателем малыши кормят рыбок и птиц в уголке природы. Корм и его дозировку определяет воспитатель.

Дети выполняют индивидуальные поручения, которые вклю­чают 1—2 трудовые операции (взять готовый корм для птиц и положить в кормушку, полить растение приготовленной водой и т.д.). Труд этот кратковременный, но воспитатель должен привлекать к нему всех детей поочередно, так как всем необхо­димо сформировать элементарные трудовые навыки.

Во второй младшей группе возможна организация труда всего коллектива детей. Например, посадка лука, крупных цветочных семян, уборка урожая. Труд этот будет организован как труд рядом. Каждый ребенок действует в своем темпе, не испытывая никакой зависимости от других, что очень важно, когда дети только овладевают навыками. И в то же время у них воспиты­вается интерес к совместному Труду.

Во второй младшей группе возможен труд подгруппами. Одно­временно могут работать две подгруппы, но каждая при этом выполняет одну и ту же трудовую операцию: вытирают растения, сажают горох на грядке или поливают клумбу. Эта особенность организации труда связана, во-первых, с большой подражатель­ностью малышей, а во-вторых, с тем, что воспитателю так легче их обучать.

Для обучения навыкам труда в природе в младшей группе характерна дробность показа трудовой операции с одновремен­ным выполнением заданий детьми. Воспитатель сочетает показ с объяснением, и дети срезу поэтапно выполняют трудовой процесс. Такая дробность показа связана с недостаточным раз­витием у детей произвольного внимания, памяти.

Труд детей проходит при участии воспитателя или под сто наблюдением. В ходе его воспитатель помогает детям, поощряет их, показывает приемы выполнения задания. Оценка всегда по­ложительная, носит воспитательный характер. Обучение новым трудовым действиям, как правило, осуществляется на занятиях.

Содержание труда и методика руководства им в средней группе. Воспитанники средней группы должны самостоятельно поливать комнатные растения, пользуясь меркой, установлен­ной воспитателем, обтирать растения с кожистыми листьями, вместе с воспитателем поддерживать чистоту растений с опу­шенными листьями, с листьями, имеющими зазубрины, с мел­кими листьями (обливать, опрыскивать, чистить кисточкой), рыхлить землю в цветочных горшках. Дети овладевают перво­начальными умениями выращивать растения: помогают взрос­лым готовить землю для посадок на участке (разравнивают граблями перекопанную землю), сажают крупные семена и лу­ковицы, а затем их поливают, рыхлят землю между рядами, пропалывают грядки с растениями, ар к о отличающимися, от сорняков (салат, лук).

Дети принимают участие в уборке участка: сгребают листья, разгребают снег на дорожках и т.д.

Они приучаются самостоятельно кормить рыбок и птиц по установленной мерке, помогают убирать клетки (моют поилки, кормушки, вместе с воспитателем чистят клетки).

В средней группе формы организации детей в процессе труда те же, что и в младшей. Большое место занимают индивидуаль­ные поручения, но они носят более длительный характер. Дети могут выполнять поручения в течение 2—3 дней. Труд подгруп­пами также имеет свои особенности. Одновременно могут рабо­тать 2—3 подгруппы и выполнять разные трудовые операции (но не более двух). Например, одна группа детей рыхлит землю в горшках, другая обтирает растения. Навыки детей средней группы еще очень несовершенны, поэтому необходимо постоян­ное внимание воспитателя к способам работы, чтобы не нанести ущерба растениям и животным.

Большое место занимают коллективные формы труда. Их в основном воспитатель использует, когда необходимо познакомить детей с новыми трудовыми операциями, например - посадки семян.

Воспитанники средней группы становятся все более самостоятельными в связи с приобретением навыков. Они охотно вы­полняют трудовые поручения, помогают взрослым; у них начи­нают развиваться процессы преднамеренного запоминания и припоминания, появляются зачатки чувства ответственности за порученное дело, критическое отношение к результатам своей деятельности. У детей пятого года жизни начинает развиваться осознанное отношение к выполнению трудовых операций, фор­мируется умение видеть и чувствовать необходимость проведе­ния того или иного трудового процесса.

Все эти особенности развития детей — основа для усложнения методики руководства их трудом. При обучении новой трудовой операции воспитатель в средней группе уже не дает дробного показа. Показывается и объясняется весь процесс целиком, а затем он делится на логические этапы (проложить бороздку, положить семена, засыпать землей, полить). Воспитатель про­веряет выполнение каждого этапа. По ходу работы он напоми­нает о последовательности действий, способах использования оборудования, использует показ, пример других детей при ока­зании помощи отдельным детям. Меняется и характер оценки труда. Теперь не всегда оценка может быть положительной, так как оценивается качество выполнения трудовой операции. Оцен­ку воспитатель дает по ходу труда детей и тут же предлагает исправить ошибки, если они имеются. Постепенно в средней группе педагог учит детей замечать необходимость труда. Он объясняет, почему нужно выполнять ту или иную трудовую операцию: осматривает вместе с детьми растения; проводит паль­цем по крупным листьям, выясняя, сильно ли они запылились; находит растения, которые нужно полить (земля сырая, сухая). Если в клетке грязный песок, его надо сменить, в аквариуме мало воды — нужно долить, и т.д.

Содержание труда и методика руководства в старшей к подготовительной к школе группах. Воспитанники старшей и подготовительной к школе групп под руководством педагога продолжают ухаживать за комнатными растениями: поливают, рыхлят землю, обрезают сухие листья, подкармливают растения, знакомятся со способами размножения, помогают пересаживать растения. В уголке природы, в огороде и цветнике они выращи­вают растения: участвуют в перекопке земли и разделке грядок и клумб, сеют семена, высаживают рассаду, часть которой они могут вырастить в уголке природы, а затем поливают, пропа­лывают, рыхлят землю, собирают урожай. У детей необходимо сформировать соответствующие трудовые навыки и умения, на­учить их определять по состоянию растений и почвы необходи­мость того или иного способа уходи, устанавливать связь между состоянием растений и трудом человека, направленным на удов­летворение потребностей растений.

Дети продолжают ухаживать за животными — обитателями уголка природы, за мелкими домашними животными, живущи­ми на участке детского сада: подготавливают корм и кормят рыбок, птиц, зверьков, моют поилки и кормушки, чистят клетки для птиц. Воспитанники подготовительной к школе группы осуществляют уход самостоятельно. Педагог лишь контролирует их действия, оказывает помощь при затруднении. При этом следует формировать понимание необходимости того или иного способа ухода, умение устанавливать связь между теми условия­ми, которые нужно создавать в уголке природы для животных, я условиями их существования в природе.

Старшие дошкольники должны приобрести некоторые навы­ки охраны природы: собирать семема деревьев, кустарников, дикорастущих трав и подкармливать ими птиц, в жаркое время ставить для птиц поилки на участке детского сада.

Овладение трудовой деятельностью в старшей и подготови­тельной к школе группах происходит в более сложных формах организации труда. В атом возрасте необходимо сформировать умения принимать и ставить трудовую задачу, представлять результат ее выполнения, определять последовательность трудо­вых операций, отбирать необходимый материал, самостоятельно выполнять трудовой процесс при небольшой помощи взрослых. Индивидуальные поручения по уходу за отдельными объектами становятся более длительными. Ребенку можно поручить вырас­тить растение в подарок малышам, маме, ухаживать за грядкой на огороде, за клумбой.

В старшей группе вводятся дежурства детей в уголке природы. Организуя дежурства, воспитатель проводит занятие, на котором знакомит детей с обязанностями дежурных, напоминает способы ухода за объектами уголка природы, знакомит с новыми. Одно­временно дежурят 2—4 человека. Важно подбирать группы таким образом, чтобы вместе с детьми, имеющими хорошие навыки, дежурили и дети с недостаточно сформированными навыками.

Длительность дежурств — до двух дней, а можно и до недели. Длительные дежурства формируют чувство ответственности, де­ловитость, устойчивость интересов. В том случае, если дети дежу­рят целую неделю, возможна смена обязанностей в середине недели. Порядок и последовательность назначения детей на де­журство фиксируются на доске дежурных.

Руководство воспитателя работой дежурных направлено на формирование у них необходимых навыков и умений по уходу за животными и растениями, организационных навыков, на развитие взаимоотношений и воспитании положительного от­ношения к труду. Дежурные должны уметь договариваться о том, кто что будет делать и в какой последовательности. Помощь воспитателя заключается в советах, вопросах, напоми­наниях и т.д. Бели дежурные выполняют работу по уходу за новыми для них живыми объектами, воспитатель первое время все трудовые процессы выполняет совместно с детьми.

Большую роль в руководстве работой дежурных имеет оценка дежурств. К оценке привлекаются все дети. При передаче де­журств дети рассказывают всей группе, как они ухаживали за животными и растениями, что нового, интересного заметили в развитии растений и поведении животных. При оценке дежурств следует подчеркнуть хорошее состояние животных, растений. Дети оценивают выполненную дежурными работу, высказывают суждения о ее качестве, об отношении к обязанностям и друг к другу в процессе работы. При оценке следует отметить и отри­цательные проявления дежурных (пришел поздно, не успел полить растения).

По сравнению с предыдущим возрастом значительно услож­няется организация коллективного труда. Здесь имеет место общий труд я труд совместный. При организации общего труда дети подразделяются на подгруппы. Каждая подгруппа выпол­няет то или иное поручение, а результат получается общий. Например, коллективная уборка в уголке природы, сбор семян для корма птиц и т. д.

Имеет место и наиболее сложный вид коллективного труда — труд совместный. По этому типу может быть организован труд в огороде, в цветнике. Одна подгруппа вскапывает грядки, дру­гая рыхлит землю, третья делает бороздки, сеют семена. Такая фирма организации труда создает- .объективные условия для возникновения"* отношений, обусловленных самой структурой организации.

При организации коллективного труда воспитатель помогает детям разбиться на звенья, распределить обязанности между звеньями и внутри звени. Наблюдая труд детей, воспитатель оказывает им помощь, дает советы, указания.

Ведущим приемом обучения детей новому труду становится объяснение. В связи с общим развитием детей становится возможным показывать трудовой процесс, который надлежит выполнить. Дети повторяют наиболее сложные операции.

В процессе руководства трудом детей ставится задача разви­тия контроля и самоконтроля: воспитатель, проверяя выполне­ние задания, задает отдельным детям вопросы, направляющие их внимание на результат труда. Такой прием развивает само­контроль, умение соотносить свои действия с указаниями вос­питателя.

Оценка носит положительный характер, но она дифферен­цируется в зависимости от качества труда: «Посадил правильно, но землю вокруг луковицы прижал плохо». К оценке привле­каются и сами дети. Воспитатель предлагает одному ребенку оценить работу другого с точки зрения выполнения задания. При работе подгруппами одна подгруппа оценивает работу другой.

Особенностью руководства трудом в старшей и подготовитель­ной к школе группах является и то, что воспитатель обсуждает с детьми процесс работы (что нужно сделать и как). Он приучает ребят не только видеть, но и планировать последовательность выполнения отдельных трудовых операций, заранее распреде­лять обязанности, самостоятельно готовить весь необходимый инвентарь.

Литература

1. Воспитание дошкольника в труде / Под. Ред. В.Г. Нечаевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1983.

2. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. – М., 1989.

3. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. П.Г. Саморуковой. – М., 1991.

4. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников. / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб., 1998.- Изд. 2-е, перераб. и доп.

5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. завед. –М., 1999.

ЛЕКЦИЯ № 10. Экспериментирование в экологическом образовании детей

ВОПРОСЫ:

1. Сущность и значение экспериментирования в экологическом развитии дошкольника.

2. Естественно-научный эксперимент как метод ознакомления детей с природой

Наши рекомендации