Понятие, особенности и классификация источников природоресурсного права
В юридической литературе понятие «источники права» раскрывалось отдельными авторами по-разному.
Г.А. Василевич отмечает, что «право имеет свои источники (формы), в которых выражаются общеобязательные правила поведения людей. Под источниками права понимают именно внешние формы его выражения» [11, с. 5].
С.С. Алексеев считает, что источники права – «это исходящие от государства или признаваемые им официально документальные способы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения» [1, с. 76].
Следовательно, источники права можно определить как формы выражения воли законодателя в нормах права.
Категория «источники права» в науке обычно толкуется в двух взаимосвязанных аспектах. Во-первых, к ним относят объективные факторы, «порождающие» право как социальное явление. В качестве таких факторов выступают материальные условия жизни общества, экономические, политические и социальные потребности господствующего класса и иных социальных групп. Иначе говоря, в данном случае речь идет об источнике права в материальном смысле слова. Во-вторых, понятие источника права связывают и с непосредственной деятельностью уполномоченных органов государства по формирова-нию права, приданию ему формы законов, указов, постановлений и других нормативно-юридических документов. Здесь мы имеем дело с понятием источников права в формальном или юридическом смысле слова [9, с. 37].
Источниками природоресурсного права признаются нормативные правовые акты, регулирующие природоресурсные отношения. Они обладают определенными особенностями:
- во-первых, содержание соответствующих норм определяется объективными свойствами объекта правового регулирования, т.е. природными компонентами и объектами, при использовании которых эти нормы применяются;
- во-вторых, источники природоресурсного права систематизированы по отраслевому признаку. Каждая отрасль имеет свои собственные источники, в которых могут содержаться нормы, факультативно регулирующие использование других природных ресурсов [37, с. 12].
- значительная часть норм содержится в кодифицированных нормативных правовых актах, притом, что сама отрасль не кодифицирована;
- нормы, на основании которых регулируются отношения, содержатся также в источниках иных отраслей права и составляют так называемые экологизированные нормы;
- в числе источников значительное место занимают международно-правовые акты [4, с. 29].
Исходя из специфики интегрированных объектов, предмета права, наличия системообразующих связей актов законодательства Республики Беларусь и значимости правового регулирования в иных сферах отношений для решения экологически значимых задач в системе источников целесообразно выделять такие группы, как:
- системообразующие – нормативные правовые акты, определяющие главные цели и задачи государства, содержащие основополагающие (ориентирующие) нормы для реализации как экологических, так и иных общественных отношений (Конституция Республики Беларусь, программный Закон «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь» и др.);
- экологоинтегрированные – нормативные правовые акты, предмет правового регулирования которых непосредственно направлен на охрану окружающей среды как интегрированного объекта, обеспечение экологической безопасности в целом с преобладающим количеством норм, не подлежащих размещению в иных актах законодательства (законы «Об охране окружающей среды», «Об обращении с отходами», «О государственной экологической экспертизе» и др.);
- экологодифференцированные (отраслевые) – нормативные правовые акты, определяющие порядок использования и охраны отдельных компонентов природной среды и устанавливающие соответствующую специфику хозяйственной и иной деятельности (Кодекс Республики Беларусь о земле, Кодекс Республики Беларусь о недрах, Лесной кодекс Республики Беларусь, Водный кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О безопасности генно-инженерной деятельности», Указ Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. №580 «О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими»);
- экологизированные – нормативные правовые акты, предметом правового регулирования не указана деятельность, связанная с природопользованием, но содержащие отдельные нормы, непосредственно устанавливающие экологически значимые права и обязанности субъектов отношений (Налоговый кодекс Республики Беларусь, Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, законы «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», «О техническом нормировании и стандартизации» и др.);
- общеустанавливающие – институциональные правовые акты, определяющие правовой статус и общие условия функционирования субъектов отношений как в рамках обычной их деятельности, так и в особых условиях (законы «О Национальном собрании Республики Беларусь», «О Президенте Республики Беларусь», «О поддержке малого и среднего предпринимательства» и др.);
- экологообеспечительные – нормативные правовые акты, направленные на обеспечение правопорядка и содержащие нормы о порядке реализации мер ответственности за несоблюдение требований (Бюджетный кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Республики Беларусь, Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь и др.) [17, с. 38-39].
В зарубежной и отечественной литературе состав источников указанной отрасли права рассматриваются довольно широко. Например, российские ученые к ним относят нормативный акт, нормативный договор, общие принципы, правовой обычай и судебный прецедент [8, с. 21] либо нормативные правовые акты и международные договоры [10, с. 103].
Характеристика источников природоресурсного права представляет опре-деленные трудности, так как в этой сфере существует большое количество нормативных правовых актов, принимаемых различными государственными органами и по различным направлениям деятельности Республики Беларусь. Преодолеть проблему призвана научная классификация источников природоресурсного права по следующим основаниям:
1) по характеру и целям: природоресурсное и проиродоохранительное законодательство. Такое разграничение возникло с первых лет существования Советского государства. Законодательство того периода представляло собой совокупность правовых норм, устанавливающих правовой режим использования и охраны земель, вод, недр, лесов и они развивающихся в основанном в рамках земельного законодательства без дифференциации на водное, горное, лесное право;
2) по юридической силе: законы и подзаконные акты. Под законом понимаются нормативные акты, принимаемые Национальным собранием Республики Беларусь. Все иные нормативные правовые акты являются подзаконными, за исключением того, что согласно Конституции Президент Респуб-лики Беларусь может принимать декреты, которые после одобрения Национальным собранием приобретают силу закона. Законом, обладающим высшей юридической силой, является Конституция;
3) по предмету регулирования: общие и специальные. Общие характеризуются тем, что предмет их регулирования исключительно широк и охватывает не только природоресурсные, но и другие общественные отношения. К ним относится прежде всего Конституция. Специальные – это нормативные акты, регулирующие в основном вопросы охраны окружающей среды и отдельные вопросы природопользования (например, Закон «Об охране окружающей среды»);
4) по характеру правового регулирования: материальные и процессуальные. Материальные нормы устанавливают правовое положение субъектов природоресурсных отношений и их ответственность; источники процессуального характера – порядок практической реализации материальных норм; они касаются определения порядка разработки нормативов качества окружающей среды, предоставления и изъятия земельных участков, например учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от мобильных источников выбросов;
5) по способу систематизации: кодифицированные и некодифицированные. Значительный объем норм природоресурсного права содержится в кодифицированных актах, которые отличаются более высоким качеством и являются головными в той или иной отрасли права. К таковым относятся Кодекс о земле, Кодекс о недрах, Водный кодекс, Лесной кодекс;
6) по субъектам принятия: национальные (внутригосударственные) и международные. К национальным относится все природоресурсно законодательство, которое принято уполномоченными на то государственными органами Республики Беларусь. К международным относятся договоры, конвенции, принимаемые международными организациями, с которыми Республика Беларусь выразила согласие на их исполнение путем их подписания, обмена документами или нотами, ратификацией, посредством утверждения или присоединения к договору или иными способами.
Источники природоресурсного права также можно классифицировать в зависимости от того, органы какого уровня вправе принимать те или иные нормативные правовые акты: источники, принимаемые центральными органами государственной власти и управления Республики Беларусь, и источники, принимаемые органами местного самоуправления – исполнительно-распоряди-тельными органами областей, районов и т.п. [31, с. 32-33].
Когда законодательством четко не определено соотношение общих и специальных источников права, действует общий принцип приоритета специальных источников права. Специальные источники права являются приоритетными, в частности, при регулировании правового режима использования природных ресурсов, правового механизма охраны окружающей среды, юридического ответственности за нарушение законодательства, а также в других случаях, когда непосредственным предметом правового регулирования являются отношения по поводу рационального использования и охраны окружающей среды [28, с. 51].
Данный подход отражается в нормах базовых законов (кодексов), на основании которых эти отрасли систематизированы. Необходимость применения иного законодательства оговаривается применительно к отдельным видам отношений в сфере природопользования. Так, например, в соответствии со ст. 2 Кодекса о недрах, отношения в области охраны и использования земель, возникающие при пользовании недрами, регулируются законодательством об охране и использовании земель, т.е. специальным для землепользования [37, с. 16].
Законодательство о природных ресурсах и об охране окружающей среды как система общеобязательных норм права, подлежащих исполнению и применению широким кругом физических и юридических лиц, должно быть им знакомо. Поэтому, принимая то или иное нормативное предписание, норму права, необходимо изложить его в доступной форме для восприятия другими лицами и обеспечить возможность ознакомления с вновь принятыми предписаниями всех заинтересованных лиц [13, с. 25].