Старшая и подготовительная к школе группы

Животные.

Знают ли дети животных основных классов (звери, птицы, насекомые, рыбы, земноводные)?

Знают ли особенности поведения, среду обитания, чем питаются, где и как находят корм, как передвигаются, как приспосабливаются к сезонным изменениям, спасаются от врагов?

Знают ли, как обеспечить уход за животными?

Могут ли определить стадии роста и развития животных?

Относят ли животных к живым существам и по каким признакам?

Умеют ли устанавливать связи между средой обитания и внешним видом, средой обитания и образом жизни животных?

Сформированность понятий «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые» (для подготовительной к школе группы - «животные»).

Методика диагностики. Приготовить картинки с изображением животных разных экологических групп; с изображением стадий роста и развития кошки (рыбы, цыпленка); дидактическую игру «Зоологическое лото»; модели понятий «птицы», «звери», «рыбы», «насекомые», «животные».

Беседа по картинкам: 1. Кто это? 2. Составь группы «звери», «рыбы», «птицы», «насекомые», «животные» (для подготовительной к школе группы). 3.Найди (подбери) модели к этим группам животных. 4. Почему ты объединил рыб (птиц) в одну группу? 5. Разложи картинки с изображением роста и развития животных (кошки, цыпленка, рыбы). Что было сначала, что потом? 6.Что происходит с птицами (рыбами и др.) зимой, весной, летом? 7. Почему это происходит?

Организовать игру «Зоологическое лото». Предложить детям подобрать картинки с изображением животных разных экологических групп по месту и среде обитания.

Растения.

Умеют ли дети различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения?

Знают ли органы растений и их функции?

Знают ли стадии роста и развития растений?

Знают ли потребности растений?

Знают ли особенности ухода за комнатными растениями?

Знают ли, как и почему растения приспосабливаются к сезонным изменениям?

Относят ли растения к живым существам?

Производят ли группировку: «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «живое», «неживое» (для подготовительной к школе группы).

Методика диагностики. Приготовить картинку с изображением растений цветника, огорода, луга, леса, поля; комнатные растения; картинки с изображением стадий роста и развития гороха (фасоли); модели понятий «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «живая природа», «неживая природа»

Беседа по картинкам: 1. Назови это растение. 2. Где растет? 3. Нарисуй (или разложи) картинки по порядку: как растет горох (фасоль)? 4. Что нужно делать, чтобы растения хорошо росли? 5. Назови и покажи растения, которые любят много света, влаги. 6. Почему они любят много света, влаги? 7. Что бывает с растениями (огорода, леса и др.) зимой, весной, летом? 8. Почему это происходит?

Организовать игру «Путаница». Задания: а) расположи растение правильно; б) почему части растения следует расположить именно так, а не по-другому? в) зачем растению листья, стебли, корни, цветки?

Задание «Подбери модели». Детям предлагается картинки с изображениями растений расположить по группам: «травы», «деревья», «кустарники» - и подобрать к ним соответствующие модели. Объяснить свой выбор.

Форма протокола обследования знаний детей

Фамилия, имя ребенка_____________________________

Возраст (полных лет, месяцы) ______________________

Дата ___________________________________________

№ п/п Задания экспериментатора Ответ ребенка Особенности проявлений и действий ребенка

И т. д.

84. Значение планирования для организации педагогического процесса в детском саду. Цель планирования по разделу "Экологическое образование". Содержание и формы планирования (годовой, перспективный, календарный планы).

Значение планирования. Планирование помогает воспитателю организовать педагогический процесс таким образом, чтобы он наиболее полно отвечал возрастным возможностям и инди-видуальным особенностям детей определенной группы, способствовал формированию личности воспитанников.

Цель планирования учебно-воспитательной работы по разделу «Экологическое воспитание детей» — разработка модели педагогического процесса, направленного на воспитание у детей основ экологической культуры. Разработка такой модели предусматривает отбор содержания экологических знаний, постепенное расширение и углубление осваиваемой ребенком информа-ции, отбор способов познавательной деятельности в соответствии с характером знаний; планирование перечня практических умений и навыков, позволяющих ребенку освоить и применить на практике приемы правильного ухода за живыми существами, живущими в уголке природы, обитающими на участке детского сада.

Особое внимание воспитатель уделяет отбору и планированию конкретных задач воспитания отношения к природе — эстетического, познавательного, гуманного.

Одновременно он осуществляет целенаправленный выбор методов и форм организации детей, продумывает их сочетание. В выборе методов и форм организации детей воспитатель учитывает закономерности психического развития детей, этапы освоения ими знаний и умений, особенности познаваемых природных объектов и явлений. Воспитатель продумывает и находит место конкретному содержанию, методу, форме организации в системе работы по экологическому воспитанию и в целом в педагогическом процессе возрастной группы. Это и обеспечивает системность знаний, развитие необходимых способов познавательной деятельности, практических навыков и умений, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность объектов природы, освоение разных видов отношения к природе.

Планирование работы обеспечивает установление взаимосвязей между накоплением представлений, освоением практических умений и формированием отношения к природе в повседневной жизни, в свободной деятельности детей и на занятиях, в процессе организованного обучения, позволяет учесть и использовать индивидуальный (личный) опыт каждого ребенка.

Представления о природе, накопленные в повседневной жизни, постепенно обобщаются и систематизируются на занятиях. Вместе с тем усвоенные знания находят применение в играх, в трудовой деятельности, на специально организованных экологических праздниках, развлечениях, вечерах досуга. Появляется возможность на основе полученных знаний и умений (например, о потребностях растений, животных и человека, о состоянии живых существ в зависимости от удовлетворения их потребностей) воспитать у детей любовь, гуманное отношение к природе.

Значение планирования работы по экологическому воспитанию заключается и в возможности гармоничного комплексного решения воспитательно-образовательных задач в результате установления содержательных взаимосвязей с другими разделами программы, и в особенности с разделами развития речи, художественно-эстетического воспитания, освоения трудовой де-ятельности, музыкального воспитания и др. Развитие речи в процессе освоения экологических знаний успешно решает задачи умственного развития.

Содержание и формы планирования. Планирование работы по экологическому воспитанию осуществляется в трех формах: а) годовой план дошкольного учреждения; б) перспективный план на сезон; в) календарный план работы воспитателя.

Годовой план. Планирование работы по экологическому воспитанию на год осуществляется заведующим дошкольным учреждением и старшим воспитателем. Прежде чем приступить к планированию, заведующий и старший воспитатель должны глубоко и всесторонне проанализировать работу дошкольного учреждения за предшествующий год. В результате анализа необходимо получить конкретные и объективные ответы на следующие вопросы: в какой степени всеми воспитанниками дошкольного учреждения и каждым из них усвоена программа детского сада по соответствующему разделу, достигнут ли уровень экологической воспитанности детей, соответствующий возрасту.

Наличие и состояние педагогической предметной развивающей среды для экологического воспитания: оснащенность уголков природы, участка дошкольного учреждения, наличие комнаты природы, экологической тропы; оснащенность дидактическими пособиями для работы с детьми (в возрастных группах и в методическом кабинете); состояние календарного планирования в каждой возрастной группе; уровень профессионального мастерства и готовность воспитателей к работе по данному разделу.

Наши рекомендации