И продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.

Для того чтобы правильно организовать развивающую среду, необходимо владеть знаниями о принципах, на основе которых проходит её организа-ция. Наукоёмкие проекты организации развивающей среды разработаны под руководством В. А. Петровского, С. Л. Новоселовой и др. В данных проектах дается психолого-педагогическое обоснование необходимости организации развивающей среды и рассматриваются её основные принципы.

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот и на этом основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику нашей работы.

Перед началом учебного года мы составили план по проведению опытно-экспериментальной деятельности.

Была поставлена цель:

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Для реализации этой цели поставилизадачи:

1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

--- развитие у детей представлений о химических свойствах веществ;

--- развитие у детей элементарных представлений об основных физических

свойствах и явлениях;

--- развитие представлений о свойствах (вода, песок, воздух, камень) ;

--- познакомить с основными чертами рельефа планеты.

Развитие у детей умений пользоваться приборами — помощниками при проведении игр — экспериментов: увеличительное стекло, весы, линейка, сантиметровая лента, микроскоп, бинокль.

Развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение,

Обобщение.

4. Социально- личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем, - опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности.

Опытно- экспериментальную деятельность мы распределили по направлениям: неживая природа, живая природа,знакомство с рукотворным миром.

Неживая природа:воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.

Наблюдая за объектами неживой природы, знакомились со свойствами воздуха. Роль ветра в природе и жизни человека. Понимание опасности загрязнённого воздуха для здоровья всего живого. Были проведены опыты: «Поиск невидимки», «Свечка в банке», «Соломинка- рапира».

Много интересных опытов проводили с воздухом и водой на занятиях по программе «Предшкола нового поколения» «Маша и Миша изучают окружающий мир»: «Куда же делись соль и сахар», «Дедушка загадывает загадки», «У воды нет вкуса и запаха», «Можно ли увидеть воздух?», «Давайте поймаем невидимку».

Закрепляя свойства магнита дети совместно с воспитателем изготовили магнитную игру «Геометрик», а также был показан фокус с бабочкой.

Такие опыты как: «Отдели соль от перца», «Прыгающая бумага» позволили познакомить детей с физическим явлением: наэлектризованность.

Целевые прогулки и экскурсии в природу как особый вид занятий. Их значение. Виды экскурсий, структура экскурсий. Организация и методика руководства экскурсиями. Послеэкскурсионная работа.

Планируя работу с детьми в летний период, необходимо помнить о включении в план физкультурных и музыкальных развлечений (2 раза в неделю); дней здоровья (1 раз в квартал); спортивных праздников (1 раз в квартал); работы по правилам дорожного движения (1 раз в неделю) и основам безопасности (1 раз в неделю); прогулок по маршруту (простейший туризм), экскурсий, пешеходных прогулок (1-2 раза в неделю, в старшей группе - до 3 раз в неделю).

С незапамятных времен человечество ценит природу и видит в ней не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу. Наблюдения в естественных условиях, благодаря которым дети воспринимают окружающий мир во всем богатстве, красочности, динамике, способствуют развитию любознательности, эстетических и нравственных чувств.

В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе. Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении. Чем больше органов чувств участвуют в таком познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, богаче становятся его представления. Таким образом, осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.

Наши рекомендации