Преимущества и недостатки административных и экономических методов управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды0
(49 и 50 в одном вопросе)
Административные методы управления: государственная экологическая экспертиза, процедура оценки воздействия на окружающую среду, государственный экологический контроль, экологическое нормирование, лицензирование, сертификация продукции и услуг по экологическим параметрам.
Экономические и рыночные методы: экологические платежи, экологические фонды, банки, экономические методы воздействия, учет экологического фактора при приватизации.
Административные методы (методы прямого регулирования)
Методы административно-правового механизма управления заключаются в разработке и издании правовых и административных актов, регулирующих организацию и управление в сфере природопользования, права и обязанности руководящих работников, должностных лиц и населения страны по экономному использованию и воспроизводству природных ресурсов и обеспечению равновесия в природной среде. Административные акты имеют обязательную силу и непосредственно воздействуют на коллективы предприятий, организаций, отдельных работников и население данного района.
Предупредительные методы. Это различные виды экологической экспертизы. Экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на ОС.
Принудительные. Карательные методы. К ним относятся различные формы пресечения (от закрытия предприятия до уголовного преследования), экономические и финансовые меры воздействия.Административное регулирование природопользования предполагает введение соответствующих нормативов, стандартов и ограничений, а так же прямой контроль и лицензирование природопользования, указывающих производителю рамки, которые он должен соблюдать. Главное значение имеют нормативы и стандарты.
Экологический контроль – составная часть социальной охраны природной среды, проявление экологической функции государства, элемент механизма управления качества окружающей природной среды со стороны общества в лице государства на основе экологических нормативов (стандартов).Стандарты качества регламентируют допустимое воздействие на водные, воздушные, лесные, почвенные ресурсы, животный мир и т.д. Обычно для каждого из загр-ей предусмотрена пред. допустимая концентрация.
Стандарты влияния на ОПС определённого производственного процесса. Обычно устанавливают уровень сброса или выброса из данного точечного источника (трубы, например) после применения очистного оборудования.
Технологические стандарты устанавливают предельные требования для процессов производства или очистной технологии. Можно привязку делать к эталонной технологии, но тогда она должна быть экономически доступна.
Стандарты качества продукции – это, например, стандарт содержания вредных веществ (примесей) в продуктах предметах пользования.Прямые запреты – использование токсических препаратов (пестицидов, высокотоксичных материалов и т.д.). Например с 1.01.96г. введены запреты на производство фторхлоруглеводородов, разрушающих озоновый слой.
Сертификаты (разрешения, лицензии) – документы на использование природных ресурсов для ранжирования потенциально конфликтующих (конкурирующих) пользователей в целях обеспечения максимального эффекта природопользования. Защита от не планируемых выбросов, стоков. Сертификаты (лицензии) выдаются природопользователям, как только для них определены лимиты воздействия на ОПС.
Оценка воздействия на окружающую среду - вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления;
Экономические методы– совокупность финансово экономических мер, регулирующих потребление природных ресурсов, цену ресурсов, дотации, платежи, налоги в системе производства и природопользования.
Ценообразования ресурсов – финансово-экономический способ регулирования. Включает дотации, налоги, различные формы платежей за природные ресурсы, экономические формы принуждения и т.д.Дотации, субсидии, специальные фонды, налоговые льготы, ускоренная амортизация очистного, ресурсно- и энергосбегающего оборудования, дополнительные льготы для компаний с большими природоохранными издержками.Субсидии – специальные выплаты фирмам-загрязнителям за сокращение выбросов.Лимиты на природопользование являются системой экологических ограничений по территориям и представляют собой установленные предприятиям-природопользователям на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства. Страхованиегражданской ответственности, компенсационные фонды. За рубежом страховые компании формируют специальные подразделения для оценки экологического риска, связанного с договором страхования, и дают рекомендации клиентам о путях его снижения.
Эконом. стимулирование охраны ОПС осуществляется путем:установления налоговых и иных льгот ,освобождения от налогообложения,передачи части средств экологических фондов на договорных условиях под процентные займы предприятиям, применения поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию; введения платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов,применения льготного кредитования предприятий,эффективно осуществляющих охрану окружающей природной среды.
Экономическое принуждение – штрафы за невыполнение экологического стандарта, законодательства. Платежи – право пользования ассимиляционным потенциалом природной среды. Выпуск облигаций, погашаемых при функционировании предприятий, - компенсация природопользованием.
Плата за природные ресурсы (землю, недра, воду, леса и иную растительность, животный мир, рекреационные (зоны отдыха, пляжи и т. п.) и другие природные ресурсы) взимается: за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов; за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; на воспроизводство и охрану природных ресурсов.
Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия взимается за:выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов; выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов.
Создание нового рынка - через распределение прав на загрязнение, природопользование (включая все виды природных ресурсов), продажа лицензий на выбросы («прав на загрязнение»), компенсационные платежи, рынки воды и др.
Важное значение для финансирования охраны природы имеют внебюджетные экологические фонды. Экофонды должны быть дополняющими государственные затраты на экологические нужды. Они должны дополнять финансирование и кредитование программ экологической направленности, содействовать развитию экологического образования и воспитания.
Источники формирования фондов: платежи предприятий за выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов, штрафные платежи, средства за возмещение экологического ущерба при нарушении природоохранного законодательства предприятиями, добровольные взносы и другое.