Тема 19. Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия

Понятие зон повышенного экологического риска. Соотношение понятий «чрезвычайная ситуация» и «чрезвычайная экологическая ситуация», «экологическое бедствие». Компетенция РФ, ее субъектов, муниципальных образований в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций. Типовой паспорт территории субъекта РФ и муниципального образования.

Основные критерии, порядок установления и особенности правового режима зон чрезвычайной экологической ситуации. Классификация чрезвычайных ситуаций.

Основные критерии, порядок установления и особенности правового режима зон экологического бедствия. Экологическая экспертиза проблемных территорий. Классификация зон экологического бедствия.

Права и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Ответственность за нарушение законодательства в указанной сфере.

Основные вопросы

1. Понятие и правовой режим зон экологического бедствия.

2. Понятие и правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации.

3. Компетенция РФ, ее субъектов и муниципальных образований в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

4. Ответственность за нарушение экологического законодательства, допущенные в зонах экологического бедствия и зонах чрезвычайной ситуации.

Методические рекомендации

ФЗ «Об охране окружающей среды» в ст. 57 не раскрывает содержание правового режима зон чрезвычайной ситуации и зон экологического бедствия, а содержит отсылку к специальному законодательству, таким образом:

а) в настоящее время отсутствует законодательный акт, регламентирующий правовой режим зон экологического бедствия; действующие специальные законы, регламентируют правовой статус лиц, пострадавших в результате экологического бедствия на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению (Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и др.);

б) правовой режим зон чрезвычайной ситуации закреплен в ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Классификация чрезвычайных ситуаций содержится в Постановлении Правительства РФ от 13 сентября 1996 года № 1094, требования по разработке паспорта безопасности территории закреплены в приказе МЧС России от 25 октября 2004 года № 484;

в) в соответствии с требованиями ФЗ «Об экологической экспертизе» обязательна экологическая экспертиза проблемных территорий для придания им соответствующего правового статуса, а также указанной экспертизе подлежат программы реабилитации указанных территорий (ст. 11);

г) т.к. законодатель не определил, какой государственный орган имеет право на объявление территории зоной экологического бедствия, предполагается, что данной функцией наделен президент РФ (нет конкретики в ст. 67 ВК РФ, ст. 7 ФЗ «О континентальном шельфе»), т.к. в соответствие с требованиями ФЗ «О чрезвычайном положении» чрезвычайное положение при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на отдельных территориях вводится указом Президента РФ;

д) в соответствии с установленными требованиями территории, подвергшиеся радиационному воздействию подразделяются на зоны (отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение, проживания с льготным социально-экономическим статусом), границы которых с учетом реальной обстановки должны пересматриваться Правительством РФ не реже чем раз в три года. Вместе с тем границы зон чрезвычайной ситуации определяются руководителем работ по ликвидации ЧС;

е) в законодательстве установлены ограничения режима использования природных ресурсов в условиях ЧС (ст. 51 ЗК РФ, ст. 41 ВК РФ, и др.)

Дополнительная литература

Байдаков С.Л., Серов Г.П. Правовое обеспечение охраны окружающей среды, экологической безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций при осуществлении промышленно-хозяйственной деятельности. М., 2002.

Горбачев А.Н. Правовое регулирование оздоровления зон экологического неблагополучия. М., 2004.

Дубовик О.Л. Экологическое право и экологические конфликты//Право и политика. 2006. № 5.

Елютина Е.В. Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина в условиях стихийного бедствия, М., 2003.

Нормативные акты

ФЗ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». С последующими изменениями и дополнениями. // СЗ РФ. 2002. №21. Ст. 133.

ФЗ от 23 ноября 1995 года № 187-ФЗ «Об экологической экспертизе». С последующими изменениями и дополнениями. // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4556.

ФЗ от 21 декабря 1994 года № 68 -ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». С последующими изменениями и дополнениями. // СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3648.

ФЗ от 9 января 1996 года № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения». С последующими изменениями и дополнениями//СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 141.

Закон РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». С последующими изменениями и дополнениями//ВСНД. 1992. № 32. Ст. 1861

ФЗ от 10 июля 2001 года № 92-ФЗ «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории». //СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2947.

Контрольные вопросы по теме

1. Сформулируйте требования ФЗ «Об экологической экспертизе» при установлении режима зон экологического бедствия.

2. Кто определяет принадлежность территории радиационного воздействия к той или иной категории?

3. В каком случае на зоны ЧС может распространиться режим чрезвычайного положения? Кем он устанавливается?

4. Охарактеризуйте правовой режим чрезвычайных ситуаций: а) локального уровня; б) местного уровня; в) территориального уровня; г) регионального уровня; д) федерального уровня; е) трансграничного уровня.

5. Перечислите задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

6. Дайте характеристику типового паспорта территории субъекта РФ или муниципального образования.

7. Какие ограничения прав допускаются законодательством при возникновении ЧС?

Наши рекомендации