Общая характеристика предприятия и анализ показателей в ОАО «МЗКТ»
Полное наименование организации: Открытое акционерное общество «Минский завод колесных тягачей» (ОАО «Минский завод колесных тягачей»).
Организационно-правовая форма: открытое акционерное общество.
Сфера деятельности: производство транспортных средств для перевозки тяжелых грузов по дорогам общего пользования и в условиях трудной проходимости.
Юридический адрес предприятия: 220021 г. Минск, Беларусь,
пр-т Партизанский, 150.
Форма собственности: государственная, 100% акций завода принадлежит Республике Беларусь.
ОАО «Минский завод колесных тягачей» (далее — ОАО «МЗКТ») является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
ОАО «МЗКТ» входит в систему Министерства промышленности, находится в ведомственном подчинении Управления машиностроения Министерства промышлености Республики Беларусь.
Общество является преемником прав и обязанностей названного предприятия в соответствии с передаточным актом, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать обществу.
Доля собственности в уставном фонде ОАО «МЗКТ» государства составляет 100 %. По состоянию на 01.07.2016 выпущено 163 678 акций номинальной стоимостью 1 100 000 р. (BYN).
Деятельность акционерных обществ, в том числе и ОАО «МЗКТ», в Республике Беларусь регулируется следующими законодательными актами:
– Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З (в ред. Закона Республики Беларусь от 11 июля 2014 г. № 191-З) [3];
– Закон Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (в ред. Закона Республики Беларусь от 15.07.2010 № 168-З) [14];
– Закон Республики Беларусь от 12 марта 1992 г. № 1512-XІІ «О ценных бумагах и фондовых биржах» (в ред. Закона Республики Беларусь от 16 июля 2010 г. № 172-З) [15];
– Закон Республики Беларусь от 19 января 1993 г. № 2103-XІІ «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» (в ред. Закона Республики Беларусь от 16 июля 2010 г. № 172-З) [10];
– Указ Президента Республики Беларусь от 28 апреля 2006 г. № 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг» (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 21 июля 2014 г. № 361) [28];
– Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 июня 1998 г. № 970 «Об утверждении положения о порядке создания открытых акционерных обществ в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности (в ред. постановления Совмина от 28.08.2008 № 1243) [21].
Для выполнения основных видов деятельности в ОАО «МЗКТ» имеются все виды действующих производств, свойственные современным крупным машиностроительным предприятиям, среди которых: цветное литье, прессовое, сварочное, механообрабатывающее, окрасочное, термическое, инструментальное, сборочное и др.
Основные этапы развития предприятия ОАО «Минский завод колесных тягачей» представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 — Основные этапы развития ОАО «МЗКТ»
Год | Этап |
На территории Минского автомобильного завода было организовано специальное конструкторское бюро, ставшее родоначальников «Минского завода колесных тягачей» | |
Появился первый четырёхосный автомобиль с колесной формулой 8х8 — МАЗ-535, что стало настоящей научно-технической революцией в автостроении СССР. | |
Выпуск первой серийной модели — одноосный тягач МАЗ-529В. | |
Выпуск автомобиля МАЗ-543, который по сегодняшний день серийно выпускается в разных модификациях | |
Разработка и выпуск тягачей семейства «Оплот»: МАЗ-537 и МАЗ-543. | |
Выпуск МАЗ-547В для модифицированного ракетного комплекса «Пионер-УТТХ» | |
Создание семиосного шасси МАЗ-7912 (14х12) под ракету «Тополь» | |
Строительство первого опытного образца уникального двенадцатиосного шасси МАЗ-7907 | |
Выпуск восьмиосногополноприводного колесного шасси МАЗ-79221 предназначенного для размещения изделия, систем и специального оборудования автономной пусковой установки ракетного комплекса «Тополь-М», его транспортно-разгрузочного агрегата и транспортировки их по дорогам I–IV классов. | |
Проектирование и изготовление совершенно нового тягача повышенной проходимости — МЗКТ-74135. | |
С конвейера завода сошла 20-тысячная машина (март 1999 г.) | |
Спроектирован и изготовлен первый опытный образец шасси корпусного типа МЗКТ-6922. Шасси МЗКТ-6922 было принципиально новой разработкой сотрудников управления главного конструктора и предназначалось для монтажа системы противовоздушной обороны «Тор». | |
Запуск новой линейки автомобилей «Застава», в том числе бортового универсального многоцелевого автомобиля МЗКТ-500200 в пограничные войска Республики Беларусь |
Примечание — Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
ОАО «Минский завод колесных тягачей» создано решением Минского областного исполнительного комитета. Цель деятельности предприятия — осуществление производственно-финансовой деятельности, направленной на извлечение прибыли.
ОАО «МЗКТ» ведет отсчет своей истории с 23 июля 1954 года. В этот день приказом директора Минского автозавода № 15сс во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 25 июня 1954 года № 1258-563cc и приказов Министра автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР № 21сс и №25сс на Минском автомобильном заводе было создано специальное конструкторское бюро № 1 (СКБ-1) по тяжелым колесным артиллерийским тягачам и двигателям к ним с опытной базой.
3 июля 1954 г. на территории Минского автомобильного завода было организовано специальное конструкторское бюро («СКБ»), ставшее родоначальником «Минского завода колесных тягачей». Возглавил это бюро, в последствие легендарный советский конструктор, Борис Львович Шапошник.
Главной целью создания бюро была разработка тяжелой и сверхтяжелой техники для нужд армии СССР. Первым проектом «СКБ-1» в 1955 г. стал колёсный тягач МАЗ-528, предназначенный для работы с толкаемым и буксируемым навесным и прицепным оборудованием, оснащенный 10-ю передачами вперед и 10-ю назад.
В 1970 году в СКБ-1 под общим руководством Б. Л. Шапошника началось проектирование самого обширного третьего совершенно секретного поколения «Оплот» для перспективной установки особо мощного вооружения и замены сразу двух серий — МАЗ-537 и МАЗ-543.
Так появились шасси МАЗ-7911, -79111, -79112 грузоподъёмностью 22 т, седельные тягачи МАЗ-74101, -74103 (нагрузка на седло 27 т, грузоподъёмность автопоезда 52 т), балластный тягач МАЗ-7311.
Все грузовики этой серии имели двигатели мощностью 650 л.с., обновлённые ГМП, усиленную подвеску передней и задней осей, модернизированные шины. Тягач МАЗ-74101 имел дополнительную кабину.
В 2007 году было спроектирован и изготовлен первый опытный образец шасси корпусного типа МЗКТ-6922. Шасси МЗКТ-6922 было принципиально новой разработкой сотрудников управления главного конструктора и предназначалось для монтажа системы противовоздушной обороны "Тор".
Придя на смену своим гусеничным аналогам, шасси не только сохранило все их лучшие качества, но и привнесло новые. Среди которых можно отметить высокую устойчивость при работе, высокую проходимость, меньший по сравнению с гусеничными аналогами расход топлива. В шасси семейства МЗКТ-6922 широко используют и достижения современной электроники. Не случайно шасси именно этого семейства были выбраны разработчиками лучших отечественных зенитно-ракетных комплексов малой и средней дальности «Тор», «Бук», «Оса», «Стилет» для колёсных версий своих модернизированных изделий.
Более 60 лет ОАО «МЗКТ» разрабатывает и производит для своих клиентов уникальные транспортные решения для перевозки тяжелых грузов по дорогам общего пользования и в условиях трудной проходимости. ОАО «МЗКТ» создает технику по индивидуальным техническим заданиям клиентов, от одной до нескольких сотен единиц с использованием максимально широкого диапазона отечественных и зарубежных комплектующих.
Основное конкурентное преимущество производимой техники отражено в корпоративном слогане: Техника, не знающая преград! Техника Volat (торговая марка ОАО «МЗКТ») обладает превосходными ходовыми качествами, что позволяет ей работать в условиях полного бездорожья. Не являются преградами для работы и различные суровые климатические условия. Автомобили Volat одинаково хорошо зарекомендовали себя в жарких пустынях Ближнего Востока и в условиях мерзлоты крайнего севера Российской Федерации.
ОАО «МЗКТ» располагает многочисленным штатом высококвалифицированных конструкторов и инженеров. Общая численность сотрудников предприятия составляет более 5000 человек.
В структуру ОАО «МЗКТ» входит 10 производственных цехов, 3 цеха вспомогательной деятельности, 25 функциональных управлений, 10 отделов.
С 2015 года в структуру предприятия было введено автосборочное производство «Неман» (АСП «Неман»).
Таким образом, на предприятии ОАО «МЗКТ» производятследующие виды продукции тягачи; прицепы; полуприцепы; самосвалы; шасси под МБУ; шасси под автокраны; автобусы.
Организационно-управленческая структура предприятия представлена на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 — Организационно-управленческая структура ОАО «МЗКТ»
Примечание — Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Таким образом, можно сделать вывод, что на предприятии используется линейно-функциональная оранизационно-управленческая структура.
На предприятии существует линейно-функциональная структура управления. Рассматривая организационную структуру, следует отметить, что данный тип структуры в полной мере отвечает целям и задачам организации, а также воздействующим на нее внутренним и внешним факторам. Данная организационная структура, имея преимущества различных типов структур, наилучшим образом позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.
В организации проводится детальный анализ организационной структуры, который в условиях постоянно меняющегося рынка позволяет определить рациональность структуры с точки зрения установленных оценочных критериев, а также ее эффективность, то есть в какой мере она отвечает требованиям, предъявляемым к организации.
Организационная структура ОАО «Минский завод колесных тягачей» отвечает следующим требованиям: оптимальность, оперативность, надежность, экономичность, гибкость, устойчивость и др.
Основой этой схемы являются линейные подразделения, осуществляющие в организации основную работу, и обслуживающие их специальные функциональные подразделения, создаваемые на «ресурсной» основе: кадры, маркетинг и т. д.
Исполнительным органом ОАО «Минский завод колесных тягачей» является Директор, который назначается Общим собранием Общества сроком на 5 лет. Директор подотчетен Общему собранию и организует выполнение его решений. Директор решает все вопросы деятельности общества, за исключением отнесенных к компетенции Общего собрания участников. Он координирует и контролирует работу своих подчиненных служб.
В непосредственном подчинении директора находятся:
– главный инженер;
– главный бухгалтер;
– начальник ОМТС;
– начальник отдела маркетинга;
– начальник отдела кадров.
Непосредственно производственной частью занимается главный инженер, под управлением которого осуществляет свою деятельность по разработке новых видов продукции, технологический отдел ПДО (производственно-диспетчерский отдел), который является связующим звеном между снабжением производства и самим производством.
Важную роль в обеспечении бесперебойной работы предприятия имеет отдел материально-технического снабжения. Свою деятельность отдел ведет на основании заявок по сырью, материалам и комплектующим, которые составляются на основе конструкторских разработок технологического отдела.
Для осуществления сбыта продукции на предприятии существует отдел сбыта. В своей деятельности отдел сбыта ориентируется на нужды и потребности носителей платежеспособного спроса в качестве основы для достижения целей предприятия. Поэтому когда отдел заключает договора на поставку продукции, он учитывает все пожелания заказчиков.
Любое предприятие обязано вести бухгалтерский учет своего имущества и хозяйственной деятельности на основе натуральных измерений в обобщенном денежном выражении путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения. ОАО «Минский завод колесных тягачей» не исключение. Бухучет осуществляется бухгалтерией, которая является одной из служб, возглавляемая главным бухгалтером.
Контроль и учет на предприятии сплошной и непрерывный, осуществляется автоматизирование на ПЭВМ.
В налоговые службы предприятие предоставляет отчет о своей деятельности поквартально. Отчет предоставляется в срок.
Перед собранием проводится аудиторская проверка отчетности общества. Достоверность данных должна быть подтверждена ревизионной комиссией, которая состоит не менее чем из трех человек. Ревизионная комиссия представляет на Общее собрание участников в не позднее, чем за 10 дней до годового собрания участников отчет по результатам годовой проверки в соответствии с правилами о порядком ведения финансовой отчетности и бухгалтерского учета.
Учитывая масштабы организации, а также постоянно изменяющуюся рыночную среду, руководство периодически проводит корректировку организационной структуры с целью повышения эффективности работы организации. Выделяют ряд причин, побуждающих организацию вносить изменения в структуру. Это может быть неудовлетворительное функционирование предприятия или отдельных подразделений, перегрузка высшего руководства, влияние технологий производственных процессов, внешняя экономическая обстановка и т.д.
В практической деятельности организации количество подчиненных не является фиксированным. Оно различается в зависимости от управленческих уровней и количества руководителей. Количество подчиненных зависит от многих факторов, воздействующих на определение оптимальной нормы управляемости, связанных со специфическими условиями предприятия.
Также следует уделить внимание делегированию полномочий, которое позволяет руководителю более эффективно использовать свое время. В ОАО «Минский завод колесных тягачей» передача подчиненным права принимать решения является обязательным условием для установления рационального соотношения централизации и децентрализации задач управления.
Необходимым условием для производительной работы коллектива предприятия является также применяемая система мероприятий по повышению мотивации труда работников. Руководством ОАО «Минский завод колесных тягачей» применяется ряд способов, позволяющих повысить базовую производительность труда, что, в свою очередь, способствует увеличению прибыльности организации. Это прежде всего индивидуальный подход к каждому сотруднику, структурированная система вознаграждений по результатам деятельности работника, взаимодействие руководства с подчиненными путем проведения совместных собраний и мероприятий, направление на дополнительное обучение, тренинги, семинары и т.д.
Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «МЗКТ» в 2013-2015 г. представлена в таблице 2.2
Наименование показателей | За предшествующий период | ||
1 Использование производственных мощностей (по основным видам продукции), %: | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
1.1 Тягачи | 35,6 | 36,5 | 36,9 |
1.2 Прицепы | 15,9 | 15,8 | 15,8 |
1.3 Полуприцепы | 12,3 | 12,4 | 12,7 |
1.4 Самосвалы | 19,8 | 19,2 | 18,6 |
1.5 Шасси под МБУ | 7,9 | 7,8 | 7,6 |
1.6 Автобусы | 8,5 | 8,3 | 8,4 |
2 Среднесписочная численность работающих, чел. | |||
3 Годовой объем производства в натуральном выражении (по основным видам продукции): | |||
3.1 Тягачи, ед. | |||
3.2 Прицепы, ед. | |||
3.3 Полуприцепы, ед. | |||
3.4 Самосвалы, ед. | |||
3.5 Шасси под МБУ, ед. | 7045,2 | ||
3.6 Автобусы, ед. | |||
4 Годовой объем производства в стоимостном выражении (в действующих ценах), млрд р. | |||
4.1. Темпы роста, % | - | 100,59 | 112,79 |
5 Полные издержки на произведенную продукцию, всего, млрд р. | |||
5.1.1 Материальные затраты | |||
5.1.2 Расходы на оплату труда | |||
5.1.3 Отчисления на социальные нужды | |||
5.1.4 Амортизация основных средств и нематериальных активов | |||
5.1.5 Прочие затраты | |||
условно-постоянные издержки, % | 67,8 | 65,6 | 64,9 |
условно-переменные издержки, % | 32,2 | 34,4 | 35,1 |
6. Выручка от реализации продукции, млрд р. | |||
6.1. Выручка от реализации продукции (без НДС), млрд р. | |||
6.2. Удельный вес в общем объеме выручки неденежных форм расчетов, % | 0,50 | 0,23 | 0,20 |
6.3. Удельный вес реализованной продукции по рынкам сбыта, %: | |||
Окончание таблицы 2.2 –Основные показатели финансово-экономической деятельности ОАО «МЗКТ» за 2013-2015г. | |||
внутренний рынок | 42,3 | 40,1 | 41,02 |
ближнее зарубежье | 43,1 | 45,1 | 44,9 |
дальнее зарубежье | 14,6 | 14,8 | 14,08 |
7 Налоги, сборы, платежи (без подоходного налога), млрд р. | |||
8 Чистый доход от реализации продукции, млрд р. | |||
9.Рентабельность реализованной продукции, % | 24,82 | 24,93 | 24,31 |
10 Рентабельность продаж, % | 19,86 | 19,93 | 19,52 |
Примечание — Источник: собственная разработка на основе приложенийВ и Г.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что наибольшая доля производственных мощностей (более 35 %) предприятия приходится на производство тягачей. Также можно сделать вывод об увеличении среднесписочной численности работающих в 2014 г. на 1,34 %, а в 2015 г. на 0,33%. Годовой объем производства продукции в 2015 году увеличился на
12,79 %. Удельный вес в общем объеме выручки неденежных форм составляет менее 1 %. Финансовый результат деятельности предприятия на протяжении анализируемого периоды — прибыль. В 2015 году рентабельность реализованной продукции составила 24,53 %, уменьшившись по сравнению с 2014 годом на 0,58 процентных пунктов.
Структура реализации продукции в 2013-2015 гг. по рынкам сбыта представлена на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 — Структура реализации продукции по рынкам сбыта
в 2013-2015 гг.
Примечание — Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что большая часть продукции (около 60 %) экспортируются в страны ближнего (около 45 %) и дальнего (около 15 %) зарубежья.
Ввиду того, что 100 % акций анализируемого предприятия принадлежит государству, государственное регулировани происходит во всех сферах деятельности ОАО «МЗКТ».
Предприятие имеет такие сертификаты соответствия как СТБ ISO 9001-2009 и TUV CERT THURINGEN E.V., представленные приложенииД.
Таким образом, рассмотрев организационно-экономическую характеристику ОАО «Минский завод колесных тягачей» можно сделать следующие выводы.
ОАО «МЗКТ» создает технику по индивидуальным техническим заданиям клиентов, от одной до нескольких сотен единиц с использованием максимально широкого диапазона отечественных и зарубежных комплектующих.
Согласно данным таблицы можно сказать, что выручка от реализации продукции имеет положительную динамику, причем темпы роста выручки от реализации продукции, услуг, выполнения работ превышают темпы роста себестоимости реализованной продукции, оказанных услуг и выполненных работ, что привело к росту прибыли от реализации.
В целом можно сказать, что эффективность деятельности предприятия в 2015 г. значительно увеличилась по сравнению с рассматриваемыми предыдущими периодами времени.