Правовая основа расчета платы до 1 января 2016 года.
Нормативную правовую основу расчета платы до 1 января 2016 г. составляют ст. 16 комментируемого Закона и Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 <432>.
--------------------------------
<432> Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. N 10. Ст. 726.
Действующий порядок расчета предполагает определение удельного показателя экономического ущерба от загрязнения. В соответствии с п. 2.2 ИМУ плата за загрязнение представляет собой форму возмещения экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду Российской Федерации, которая возмещает затраты на компенсацию воздействия выбросов и сбросов загрязняющих веществ и стимулирование снижения или поддержание выбросов и сбросов в пределах нормативов, а также затраты на проектирование и строительство природоохранных объектов.
Базовые нормативы платы за выбросы и сбросы конкретных загрязняющих веществ определяются как произведение удельного экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в пределах допустимых нормативов или лимитов выбросов, сбросов на показатели относительной опасности конкретного загрязняющего вещества для окружающей природной среды и здоровья населения и на коэффициенты индексации платы. Базовые нормативы платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду рассчитаны для наиболее распространенных загрязняющих вредных веществ.
Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха, почвы и водных объектов на территории Российской Федерации вводятся для учета суммарного воздействия, оказываемого выбросами (сбросами, размещением отходов) загрязняющих веществ на данной территории.
Плановый годовой размер платежей за загрязнение (с разбивкой по кварталам) определяется природопользователем, утверждается руководителем предприятия и главным бухгалтером и согласовывается с территориальным органом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации в установленные им сроки (п. 4.3 ИМУ).
Фактическая масса годового выброса (сброса) загрязняющих веществ учитывается природопользователем в ежегодной статистической отчетности по формам N 2-тп (воздух) и N 2-тп (водхоз), составленной на основании журналов ПОД, в которых учитываются результаты работы источников загрязнения атмосферы и водных объектов за год. Фактическая масса годового выброса (сброса) подразделяется:
- на массу нормативных предельно допустимых выбросов (сбросов), рассчитанных на основе "Проекта ПДВ (ПДС) предприятия" и согласованных с территориальными органами Минприроды России;
- на массу ВСВ и ВСС, разрешенного выброса по отдельным веществам (лимит), установленного территориальным органом Минприроды России природопользователю на период достижения ПДВ или ПДС;
- на сверхлимитную массу.
Исходными данными для определения фактической массы выброса (сброса) могут служить:
- данные контрольно-измерительной лаборатории природопользователя, органов государственного экологического контроля, иной аккредитованной на право проведения аналитических работ лаборатории;
- данные о расходе топлива, сырья, материалов;
- данные о временном режиме работы оборудования за год;
- данные о времени и эффективности работы пылегазоочистного оборудования;
- нормативы образования отходов и веществ, применяемые при проектировании хозяйственных объектов, очистных сооружений и т.п., в том числе расчетные удельные характеристики отходов на единицу продукции;
- нормативы и характеристики выноса веществ с мелиоруемых объектов, селитебных и иных территорий.
При определении ежеквартального фактического объема выброса (сброса, размещения отходов) можно использовать следующие варианты:
1) природопользователи сами определяют фактический выброс (сброс, размещение отходов) за квартал на основе результатов анализов, регистрируемых в журналах учета;
2) выброс (сброс) за квартал определяется по нормативам ПДВ (ПДС) или лимиту, а по итогам года определяется весь фактический объем выброса (сброса) по данным статотчетности и происходит уточнение объема выбросов (сбросов) на уровне нормативов ПДВ (ПДС) или лимитов и превышающих эти нормативы;
3) природопользователи, не имеющие нормативов ПДВ (ПДС) или лимитов, определяют ежеквартальный объем выбросов (сбросов, размещения отходов) делением годовой массы прошлого года на четыре, а по итогам года уточняется фактический объем выбросов (сбросов, размещения отходов).
При определении фактического выброса в расчетах берется фактическое время работы оборудования за год: в случае простоя технологического оборудования источник загрязнения атмосферы может считаться отсутствующим при наличии официальных документов, удостоверяющих простой; разрешенный валовый выброс, обусловленный современным состоянием технологии производства, суммируется с массой вещества, поступившего в атмосферу в остальное отчетное время; природопользователи принимают особые меры по переходу на технологию, исключающую валовый выброс; масса аварийных выбросов, включенная в государственную отчетность (форма N 2-тп-воздух), при определении платы по итогам года не учитывается (п. 5.6 ИМУ).
5. Судебная практика. В судебной практике споры о расчете платы, как правило, обусловлены различным подходом органов государственного надзора и природопользователей к выбору метода расчета платы. Характерен в этом случае следующий пример.
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к закрытому акционерному обществу "Экоаэросталкер" о взыскании задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за II - IV кварталы 2007 г., I - IV кварталы 2008 г., I - III кварталы 2009 г. в сумме 20754214,10 рубля.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 марта 2011 года, оставленным без изменения Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 29 июля 2011 года, заявленные требования удовлетворены в части взыскания платы за негативное воздействие на окружающую среду за I - III кварталы 2009 г. в сумме 248307,60 рубля.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, заявитель обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просил судебные акты отменить ввиду несоответствия выводов судов обстоятельствам дела.
Судом установлено, что в рамках проводимой проверки Департаментом произведен самостоятельный расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за II - IV кв. 2007 г., I - IV кв. 2008 г., I - III кв. 2009 г. Начисленная сумма платежей за вычетом произведенной обществом в рассматриваемый период времени оплаты составила 20754214,10 руб.
Проверкой было установлено, что общество в ходе ведения своей хозяйственной деятельности осуществляет следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ от стационарных источников;
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ от передвижных источников;
- сбросы вредных веществ в водные объекты (река Клязьма);
- размещение отходов производства и потребления.
Судами первой и апелляционной инстанций с учетом представленных в материалы дела документов установлено, что расчеты Департамента произведены с нарушением порядка определения платы за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, в том числе положений Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (далее - ИМУ).
Так, при расчете платы за 2 кв. 2009 г. заявитель руководствовался данными о фактических сбросах веществ, установленными в разрешении на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) от 9 сентября 2009 г. N 44688, что не предусмотрено пунктами 5.3, 5.4 и 5.7 ИМУ.
Расчет за 3 кв. 2009 г. проведен с использованием данных протоколов анализов сточных вод, отражающих состояние стоков во время проведения ремонтных работ в цехе биологической очистки, в связи с чем значительно увеличена концентрация загрязняющих веществ в выпуске сточных и дренажных вод и, следовательно, необъективно отражены суммы, подлежащие уплате за негативное воздействие на окружающую среду.
При таких обстоятельствах судами первой и апелляционной инстанций сделан вывод о необходимости взыскания в общества платы за негативное воздействие на окружающую среду за I - III кварталы 2009 г. в сумме 248307,60 рубля.
Таким образом, суд признал правомерным расчет платы, исходя из фактических показателей воздействия на окружающую среду, что соответствует правилам расчета, установленным Постановлением N 632 и ИМУ.
6. Порядок определения размера платы, вводимый с 1 января 2016 г. и в течение переходного периода.
Комментируемая статья вводит новый порядок расчета платы. Размер платы будет определяться по следующей формуле:
размер платы за негативное воздействие = платежная база x ставка платы x дополнительный коэффициент.
Порядок определения платежной базы установлен ст. 16.2 комментируемого Закона.
Ставки платы будут установлены Правительством РФ. Причем в определенных случаях в целях стимулирования снижения вредных воздействий к ставкам потребуется применить специальные коэффициенты. Так, в течение переходного периода с 1 января 2016 до 31 декабря 2019 года будут действовать коэффициенты, предусмотренные ч. 5 комментируемой статьи.
Указанная шкала специальных коэффициентов предусматривает случаи освобождения от платы, включая применение безотходных технологий. Так, если объем или масса отходов производства и потребления использованы в собственном производстве или переданы для использования в производстве в течение установленного законодательством срока, то применяется коэффициент 0.
В то же время в ряде случаев будут действовать повышающие коэффициенты, размеры которых значительно выше существующих. Если объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ превышают их объем или массу, установленные разрешениями на выброс, сброс загрязняющих веществ, применяется коэффициент 25, что в 5 раз превышает действующий повышающий коэффициент. При этом коэффициент 25 применяется до 31 декабря 2019 года. С 1 января 2020 года для предприятий первой и второй категорий будет применяться коэффициент 100.
С 1 января 2016 года вводится механизм корректировки платежей. Величину платы за негативное воздействие на окружающую среду правомерно будет уменьшить на затраты по реализации мероприятий, направленных на снижение такого негативного воздействия (ч. ч. 11, 12 комментируемой статьи).
С 1 января 2019 года при размещении отходов производства и потребления на объектах, исключающих негативное воздействие на окружающую среду, по перечню, определяемому Правительством РФ, плату за размещение отходов производства и потребления не нужно будет вносить. При исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду при ведении деятельности на объектах III категории объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, будут считаться осуществленными в пределах нормативов допустимых выбросов, сбросов (за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности)). Таким образом, плату за них можно будет рассчитывать с применением коэффициента 1.
В настоящий момент порядок корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду не указан ни в Законе об охране окружающей среды, ни в Постановлении Правительства РФ N 632.
Статья 16.4. Порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду
Комментарий к статье 16.4
1. Общий обзор статьи. Она регламентирует процедуру внесения платежей. В статье отражены новые положения о сроках платы, санкции за их нарушение и форму отчетности о плате, которой является декларация о плате за негативное воздействие.
В настоящее время сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду регламентированы Приказом Ростехнадзора от 8 июня 2006 г. N 557. Согласно данному Приказу отчетным периодом является квартал, поэтому плату нужно вносить ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Согласно положениям новой ст. 16.4 Закона об охране окружающей среды отчетным периодом для перечисления платы является календарный год. Внести плату необходимо не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Данные изменения вступают в силу с 1 января 2016 года (п. 8 ст. 1, ч. 3 ст. 12 Закона N 219-ФЗ). В связи с этим расчет за IV квартал 2015 года потребуется представить по действующим правилам, то есть не позднее 20 апреля 2016 года. А отчетность за 2016 год потребуется подать уже в 2017 году.