Доводы кассационной жалобы судом отклонены (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10 сентября 2010 г. по делу N А32-3673/2010).

Изложенная практика нашла отражения и в материалах других судебных инстанций (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 февраля 2011 г. по делу N А03-10636/2010, другие материалы).

Таким образом, комментируемая статья вносит ясность в правовое регулирование отношений, связанных с применением имущественных санкций в виде пени в сфере платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Статья 16.5. Контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения

Комментарий к статье 16.5

1. Общий обзор статьи. Статья состоит из четырех пунктов и устанавливает компетенцию федеральных органов в сфере контроля за правильностью исчисления платежей (п. 1); основания возврата излишне уплаченных сумм (п. 2); поручает правительству утверждение правил осуществления контроля за правильностью исчисления платежей (п. 3). В пункте 4 предусмотрена бланкетная норма об особенностях регулирования контроля за правильностью исчисления платежей в сфере водоснабжения и водоотведения.

2. Цели, сфера действия и адресаты правовых предписаний. Конструкция и содержание данной статьи свидетельствуют о том, что основной целью содержащихся в ней предписаний является обеспечение законности в сфере бюджетных отношений и гарантий защиты плательщиков на основе возврата излишне уплаченных сумм.

Сфера действия норм, содержащихся в комментируемой статье, распространяется на отношения администрирования платежей за негативное воздействие на окружающую среду, осуществляемого государственными органами исполнительной власти.

В качестве адресатов предписаний данной статьи названы лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, и федеральные органы исполнительной власти, на которые возложены функции администрирования платежей. В круг адресатов входят также природоохранные, правоохранительные, налоговые органы, их должностные лица.

3. Основные понятия. К ним относятся: "плата за негативное воздействие на окружающую среду", "контроль за правильностью исчисления платы", "недоимки по плате", "излишне уплаченные суммы платы". Кроме того, в статье используются термины, широко применяемые в комментируемом Законе, такие как "негативное воздействие", "лица, обязанные вносить плату". Они раскрываются далее при характеристике содержания и особенностей контроля за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду.

4. Правовые основы контроля правильности исчисления платы. Неналоговый характер администрирования правильности исчисления платежей обусловлен особенностями правовой природы платы.

Платежи за негативное воздействие являются формой компенсации экономического ущерба, вызванного негативным воздействием на окружающую среду.

В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. N 284-О Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", поскольку оно принято Правительством РФ во исполнение полномочий, предоставленных ему Федеральным законом, и предусматривает взимание платежей неналогового характера, сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как не противоречащее Конституции РФ с точки зрения разграничения компетенции между Федеральным Собранием и Правительством РФ.

Вопрос о правовой природе платы за негативное воздействие на окружающую среду долгое время рассматривался в судебной практике арбитражных судов в контексте правомерности начисления пени и привлечения к ответственности за невнесение экологических платежей, т.е., по существу, сводился к применимости положений ч. 1 Налогового кодекса РФ к плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Арбитражные суды по-разному расценили правовую позицию Конституционного Суда РФ, что привело к возникновению как минимум трех различных линий судебных решений.

1. Как указано в п. 4 мотивировочной части Определения КС РФ от 10 декабря 2002 г. N 284-О, плата за загрязнение окружающей среды является одним из источников дохода федерального бюджета.

Также КС РФ определил, что сохраняется прежний порядок взимания платежей за загрязнение окружающей среды и иные виды негативного воздействия на нее до введения в действие нового порядка их взимания.

Таким образом, если природопользователь не исполнил обязанность по внесению платы за фактическое загрязнение окружающей природной среды, налоговый орган вправе доначислить экологические платежи и применить ответственность по п. 1 ст. 122 НК РФ. Если же природопользователь не исполнил обязанность по своевременному представлению в налоговый орган расчета по плате за загрязнение окружающей природной среды, то с него подлежит взысканию штраф, предусмотренный п. 1 ст. 119 НК РФ (Постановление ФАС ВСО от 15 сентября 2003 г. по делу N А19-6435/03-44-Ф02-2899/03-С1, Постановление ФАС УО от 5 мая 2003 г. N Ф09-1214/03-АК, Постановления ФАС ДВО от 16 мая 2003 г. по делу N Ф03-А51/03-2/1020, от 13 марта 2003 г. по делу N Ф03-А51/03-2/221, от 5 марта 2003 г. по делу N Ф03-А51/03-2/274, Постановление ФАС ЦО от 30 января 2003 г. N А23-3026/02А-5-194).

2. Как указал в своем Определении от 10 декабря 2002 г. N 284-О Конституционный Суд РФ, платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором. В соответствии с п. 43 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ" при решении вопроса о правомерности применения налоговым органом ст. 122 Кодекса в случае неуплаты, неполной уплаты сбора судам необходимо исходить из природы каждого конкретного обязательного платежа, поименованного "сбор". Неуплата сбора, определение которого дано в п. 2 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации, не может повлечь применение ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ (Постановление ФАС ВСО от 29 июля 2003 г. по делу N А33-2240/02-С3а-Ф02-2267/03-С1, Постановление ФАС ЗСО от 16 июля 2003 г. по делу N Ф04/3317-978/А27-2003).

3. Платежи за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с п. 5 Определения КС РФ от 10 декабря 2002 г. N 284-О и ст. 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ" взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду и представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия. Данные платежи не включаются в систему налогов, которая согласно ст. 75 (ч. 3) Конституции Российской Федерации подлежит установлению федеральным законом. Также рассматриваемые платежи не являются и сбором.

Таким образом, указанные платежи относятся к обязательным платежам неналогового характера, взимаемым в публично-правовом порядке, к которым не применяются положения Налогового кодекса РФ. Следовательно, к отношениям по внесению платы за загрязнение окружающей среды нельзя применить ответственность по ст. ст. 119, 122 НК РФ, равно как и начислить пени на основании ст. 75 НК РФ (Постановления ФАС ЗСО от 20 октября 2003 г. по делу N Ф04/5364-752/А67-2003, от 1 сентября 2003 г. по делу N Ф04/4377-1427/А27-2003, от 7 июля 2003 г. по делу N Ф04/3069-895/А27-2003, Постановление ФАС СЗО от 27 января 2003 г. N А56-30127/02).

Проанализировав судебную практику арбитражных судов, можно сделать вывод, что, несмотря на подходы к определению характера платы, выработанные Конституционным Судом РФ и Верховным Судом РФ в серии судебных решений, единообразия в правоприменительной практике федеральных арбитражных судов достичь так и не удалось <433>.

--------------------------------

<433> Евдокимов П.В. Правовая природа платежей за негативное воздействие на окружающую среду - от теоретических споров к правоприменительной практике // Юридический мир. 2006. N 2.

Разрешению данного противоречия посвящена комментируемая статья, которая предусматривает неналоговое администрирование указанных платежей с установлением компетенции федеральных органов исполнительной власти в части контроля за правильностью исчисления данных платежей.

5. Судебная практика. В судебной практике оспаривание порядка исчисления платы является наиболее распространенной категорией споров о платежах.

Пример: прокурор Красносельского района Санкт-Петербурга в интересах неопределенного круга лиц - жителей Красносельского района Санкт-Петербурга обратился в суд с заявлениями к ООО о возложении обязанности ответчика рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду от деятельности десяти магазинов "Пятерочка", расположенных в Красносельском районе Санкт-Петербурга, за период с 3-го квартала 2007 г. по 4-й квартал 2008 г. и согласовать произведенный расчет с Управлением по техническому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому и атомному надзору по Санкт-Петербургу. В обоснование своих требований указал, что ответчик, являясь природопользователем, незаконно не вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду, чем создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде и здоровью людей.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в магазинах "Пятерочка" оптово-розничной торговли продовольственными товарами ежедневно после уборки отходы размещаются в контейнеры, находящиеся в специально отведенном месте, и по мере накопления вывозятся в соответствии с заключенными между ООО и специализированными организациями договорами: N 24285 от 1 марта 2007 г. - с ЗАО и N П-358 от 11 января 2009 г. - с ОАО.

Создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (статья 12 вышеуказанного Федерального закона).

В силу статьи 4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

При таких обстоятельствах хранение ООО отходов не посредством специализированного размещения отходов в специально оборудованных местах не освобождает его от предусмотренной вышеприведенными правовыми нормами обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Данная правовая позиция содержится в Определении Конституционного Суда Российской Федерации N 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" <434>.

--------------------------------

<434> Определение Верховного Суда РФ от 30 ноября 2010 г. N 78-Впр10-33.

Указанная позиция Конституционного Суда РФ получила отражение в ст. ст. 16.1 - 16.5 комментируемого Закона, в соответствии с которыми обязанность внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов возлагается на лицо, в результате деятельности которого данные отходы образовались, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним осуществляют администраторы доходов. Контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты данных платежей осуществляет исключительно Росприроднадзор.

Соответственно, на данные платежи не распространяются и нормы НК РФ, позволяющие взыскивать недоимку в бесспорном порядке (ст. 46 НК РФ).

Принудительное взыскание платы за негативное воздействие осуществляется только в судебном порядке. Об этом свидетельствует и арбитражная практика (см., например, Постановление ФАС СЗО от 28 октября 2005 г. N А66-568/2005).

6. Правовая основа. Комментируемые нормы содержат поручение Правительству РФ о разработке правил осуществления контроля за правильностью исчисления платежей. До принятия соответствующего нормативного правового акта порядок контроля за правильностью исчисления платежей регулируется в комментируемом Законе, а также:

1) в Федеральном законе от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" <435>;

--------------------------------

<435> СЗ РФ. 1998. N 26. Ст. 3009.

2) в Федеральном законе от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха";

3) в Постановлениях Правительства РФ:

- от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" <436>;

--------------------------------

<436> СААП РФ. 1992. N 10. Ст. 726.

- от 30 июля 2004 г. N 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370" <437>;

--------------------------------

<437> СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3348.

- от 2 марта 2000 г. N 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" <438>;

--------------------------------

<438> СЗ РФ. 2000. N 11. Ст. 1180.

- от 12 июня 2003 г. N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления" <439>;

--------------------------------

<439> СЗ РФ. 2003. N 25. Ст. 2528.

4) в Приказах Ростехнадзора:

- от 8 июня 2006 г. N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" <440>;

--------------------------------

<440> Российская газета. 2006. 28 июля.

- от 2 августа 2005 г. N 545 "Об утверждении порядка постановки на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" <441>;

--------------------------------

<441> Документ опубликован не был.

- от 5 апреля 2007 г. N 204 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду" <442>;

--------------------------------

<442> БНА. 2007. 30 июля.

5) в письмах Ростехнадзора:

- от 28 августа 2006 г. N 04-09/599 "Расчет платы за загрязнение отходов производства" <443>;

--------------------------------

<443> Нормативные акты для бухгалтера. 2006. N 18.

- от 12 февраля 2007 г. N 04-09/169 "О плате за негативное воздействие на окружающую среду" <444>.

--------------------------------

<444> Нормативные акты для бухгалтера. 2007. N 9.

Статья 17. Государственная поддержка хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды

Комментарий к статье 17

1. Общий обзор статьи. Статья состоит из пяти пунктов и предусматривает поддержку государством экологически полезной хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (п. 1), также формирует механизм реализации такой поддержки.

2. Цели, сфера действия и адресаты правовых предписаний. Конструкция и содержание данной статьи свидетельствуют о том, что основной целью содержащихся в ней предписаний является стимулирование хозяйственной и (или) иной деятельности, способной быть полезной для окружающей среды.

Сфера действия норм охватывает поведение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, позитивным образом сказывающееся на состоянии и качестве окружающей среды и ее компонентов (объектов) с учетом взаимодействия хозяйствующих субъектов с государством в лице его налоговых и других органов.

В качестве адресатов предписаний данной статьи выступают субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также органы государственной власти и местного самоуправления.

3. Основные понятия. К основным понятиям комментируемой статьи относятся: "предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды", "государственная поддержка", "хозяйственная и (или) иная деятельность", "налоговые льготы", "льготы в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду", "выделение средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ", "государственная поддержка при реализация мероприятий".

3.1. Государственная поддержка хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц представляет собой финансовую помощь со стороны государства посредством:

1) представления налоговых льгот в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

2) представления льгот в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду в порядке, установленном комментируемым Законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации;

3) выделения средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Государством осуществляется поддержка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по внедрению наилучших доступных технологий и иных мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

3.2. Хозяйственная и (или) иная деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды. Хозяйственная деятельность - деятельность, осуществляемая в ходе производственной деятельности индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, независимо от формы собственности и от того, носит она коммерческий или некоммерческий характер <445>.

--------------------------------

<445> ГОСТ Р 52104-2003. Национальный стандарт Российской федерации. Ресурсосбережение. Термины и определения (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 3 июля 2003 г. N 235-ст). М.: ИПК Издательство стандартов, 2003; ИУС "Национальные стандарты", 2012. N 1.

Законодательство не раскрывает иные виды хозяйственной деятельности, однако к иным можно отнести и предпринимательскую деятельность.

Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

3.3. Налоговые и иные льготы, предоставляемые юридическим лицам и физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в целях охраны окружающей среды, являются одним из способов государственной поддержки.

Согласно пункту 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Все налоговые льготы имеют одну общую цель - сокращение размера налогового обязательства налогоплательщика <446>.

--------------------------------

<446> См.: Налоговое право: Учебник / Отв. ред. С.Г. Пепеляев. М., 2005. С. 118.

Налоговые льготы могут быть предоставлены как по одному, так и нескольким налогам. Региональным и местным законодательством предоставляются льготы по налогу на прибыль, налогу на имущество, упрощенной системе налогообложения, земельному налогу.

Например, в Хабаровском крае организациям, которые специализируются на переработке и обезвреживании отходов, предоставляются в целях государственной поддержки налоговые льготы по налогу на имущество организаций, налогу на прибыль, земельному налогу. Так, в соответствии Законом Хабаровского края от 10 ноября 2005 г. N 308 <447> в отношении специализированных организаций, основным видом деятельности которых является заготовка (сбор), первичная обработка и переработка вторичных ресурсов, ставка налога на имущество в отношении имущества, используемого при заготовке (сборе), первичной обработке и переработке вторичных ресурсов, установлена на уровне 1,1%, т.е. снижена в два раза.

--------------------------------

<447> Закон Хабаровского края от 10 ноября 2005 г. N 308 "О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае" // Собрание законодательства Хабаровского края. 2005. N 11(40); официальный интернет-портал нормативных правовых актов Хабаровского края: http://laws.khv.gov.ru.

Специализированными признаются организации, у которых доля выручки, полученной от основного вида деятельности, составляет более 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг). При этом вид деятельности по заготовке (сбору), первичной обработке и переработке вторичных ресурсов определяется в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК 029-2001) согласно коду 37 (37 и одним или несколькими видами деятельности, соответствующими кодам 21, 26, 32) раздела D.

Тем же Законом установлены льготы по налогу на прибыль в отношении субъектов инвестиционной деятельности, реализующих инвестиционные проекты по созданию на территории края производственных объектов (за исключением объектов, которые используются при оказании брокерских и иных посреднических услуг). Данным Законом налоговая ставка налога на прибыль организаций в части сумм, зачисляемых в краевой бюджет для таких предприятий, понижена до 13,5%.

Кроме того, ст. 394 НК РФ установлены льготы по земельному налогу для отдельных категорий налогоплательщиков, в том числе для объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, максимальная ставка земельного налога составляет 0,3%. Органам местного самоуправления предоставлено право понижать ставку по земельному налогу, в том числе и в отношении лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность в целях охраны окружающей среды.

3.4. Льготы в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду. Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении Порядка платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" предусматривает возможность предоставления льгот по плате за негативное воздействие на окружающую среду в виде дифференцирования ставок платы или корректировке размеров платежей (более подробно о плательщиках, ставках, сроках внесения см. комментарий к статье 16).

В соответствии подпунктом "б" пункта 4, утратившего силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 6 марта 2012 г. N 192, предусматривалось, что органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований по согласованию территориальными органами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека могут понижать размеры платы за загрязнение окружающей природной среды или освобождать от нее отдельные организации социальной и культурной сферы, а также организации, финансируемые из федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.

В связи с принятием Конституционным Судом РФ Постановления от 14 мая 2009 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности положения подпункта "б" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с запросом Верховного суда Республики Татарстан" все организации, финансируемые из бюджетов различных уровней и ранее освобожденные от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, должны осуществлять такие платежи.

Кроме того, в соответствии с инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа <448>, предусматривается перечень природоохранных мероприятий, затраты на выполнение которых могут засчитываться в счет платежей.

--------------------------------

<448> Приказ Минприроды России от 5 августа 2013 г. N 274 "Об утверждении инструктивно-методических указаний по взиманию платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2014. N 3.

К таким природоохранным мероприятиям относятся:

- проектирование, строительство и реконструкция установок по выработке электроэнергии и тепла, в качестве топлива для которых используется попутный нефтяной газ или продукты его переработки, а также строительство и реконструкция связанных с этими установками распределительных электрических сетей и подстанций;

- проектирование, строительство и реконструкция объектов и систем по повышению нефтеотдачи пластов, использующих попутный нефтяной газ, в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией на разработку и обустройство месторождения;

- оборудование факельных установок нефтегазодобывающих организаций высокоинтенсивными камерами сгорания с минимальным количеством выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (бездымное сгорание) и др.

3.5. Иные льготы. Они могут предоставляться юридическим лицам и гражданам, обеспечивающим охрану, воспроизводство и устойчивое использование объектов животного мира, а также охрану и улучшение состояния среды их обитания, в соответствии с отраслевым законодательством. Так, согласно Закону РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" <449> освобождаются от уплаты пошлины предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, вывозимое за пределы таможенной территории Российской Федерации для обеспечения деятельности российских и арендованных (зафрахтованных) российскими лицами судов, осуществляющих рыболовство, а также их уловы водных биологических ресурсов и произведенная из этих водных биологических ресурсов рыбная и иная продукция, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации.

--------------------------------

<449> ВСНД и ВС РФ. 1993. N 23. Ст. 821.

3.6. Льготный кредит. Данное понятие означает предоставление льготных кредитов на природоохранные цели из бюджетов бюджетной системы, а также привлечение банковских кредитов <450>. Под бюджетным кредитом согласно статье 6 БК РФ понимают денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу, иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основе. Легальное определение "льготный кредит" в законодательстве отсутствует. Нормы о кредитовании содержатся в гл. 42 Гражданского кодекса РФ, которая называется "Заем и кредит". Выдача денежных средств на возвратной основе осуществляется через договор займа. Согласно ст. 807 ГК РФ "по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных вещей того же рода и качества".

--------------------------------

<450> См.: Игнатьева М.Н., Большакова Е.С. Указ. соч. С. 179.

Разновидностью договора займа является кредитный договор. Согласно статье 819 ГК РФ "по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, которые предусмотрены договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее". Причем к отношениям по кредитному договору применяются правила о договоре займа, если иное не установлено ГК РФ и не вытекает из существа кредитного договора.

4. Мероприятия, по которым осуществляется государственная поддержка. К ним относятся следующие мероприятия:

1) внедрение наилучших доступных технологий;

2) проектирование, строительство, реконструкция:

- систем оборотного и бессточного водоснабжения;

- централизованных систем водоотведения (канализации), канализационных сетей, локальных (для отдельных объектов хозяйственной и (или) иной деятельности) сооружений и устройств по очистке сточных, в том числе дренажных, вод, по переработке жидких бытовых отходов и осадка сточных вод;

- сооружений и установок по улавливанию и утилизации выбрасываемых загрязняющих веществ, термической обработке и очистке газов перед их выбросом в атмосферный воздух, полезному использованию попутного нефтяного газа;

3) установка:

- оборудования по улучшению режимов сжигания топлива;

- оборудования по использованию, транспортированию, обезвреживанию отходов производства и потребления;

- автоматизированных систем, лабораторий по контролю за составом, объемом или массой сточных вод;

- автоматизированных систем, лабораторий (стационарных и передвижных) по контролю за составом загрязняющих веществ и объемом или массой их выбросов в атмосферный воздух;

- автоматизированных систем, лабораторий (стационарных и передвижных) по наблюдению за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды.

Статья 18. Экологическое страхование

Комментарий к статье 18

1. Общий обзор статьи. Она состоит из трех пунктов. В пункте 1 указаны цели экологического страхования. Пункт 2 устанавливает возможность обязательного экологического страхования, а в пункте 3 содержится отсылочная норма.

2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Основная цель состоит во введении механизмов экологического страхования, а тем самым - предупреждения имущественных потерь в ситуациях экологического риска. Сфера действия норм статьи охватывает деятельность по защите имущественных интересов. Адресатами норм являются физические и юридические лица, т.е. страхователи, организации, осуществляющие экологическое страхование, т.е. страховщики, субъекты нормотворчества (см. п. 8 комментария к данной статье).

3. Основные понятия. Ведущим здесь является понятие экологического страхования. Для понимания сути предписаний надо также учитывать содержание таких терминов, как физические и юридические лица, имущественные интересы, экологический риск (см. комментарий к ст. ст. 1, 11 и др.), страхователь, страховщик, страховое событие (случай).

3.1. Страховой случай - это реализованный страховой риск, обстоятельство (событие), уже наступившее, совершившееся. Поэтому страховой риск и страховой случай соотносятся как обобщенная и конкретизированная категория <451>, называемая страховым событием. Для экологического страхования очень интересна проблема соотношения страхового события и страхового случая, когда событие имеет место быть, а случай не наступил (риск не реализован).

--------------------------------

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник "Российское гражданское право: В 2 т. Обязательственное право" (том 2) (отв. ред. Е.А. Суханов) включен в информационный банк согласно публикации - Статут, 2011 (2-е издание, стереотипное).

<451> См.: Гражданское право: Учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: БЕК, 2000. Т. II. Полутом 2. Глава 48. С. 174.

3.2. Страхователи - это различные субъекты (физические, юридические лица, муниципальные образования и государство), имеющие интерес в объекте страхования, вступающие со страховщиком в договор с целью обеспечения своего или третьего лица (выгодоприобретателя) интереса и оплачивающие страховщику вознаграждение за принятие им на себя риска <452>.

--------------------------------

<452> См.: Алякринский А.Л. Правовое регулирование страховой деятельности в России. М.: ТЕИС, 1994. С. 43.

Статья 5 Федерального закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации" предусматривает три вида страхователей: юридических лиц, дееспособных физических лиц, страхователей в силу закона. В экологическом страховании к страхователям относят субъектов специального природопользования, а также императивно установленных законами владельцев источников повышенной экологической опасности: опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и других. Особенность статуса страхователя в экологическом страховании состоит в непосредственной взаимосвязи между экологическим страхованием, системой лицензирования и надзора. Это проявляется в том, что наличие надлежащего страхового покрытия или другого вида финансового обеспечения является необходимым условием выдачи лицензии страхователю.

3.3. Страховщик - юридическое лицо, наделенное исключительной правосубъектностью, имеющее разрешение (лицензию) на осуществление страхования соответствующего вида. Требования, которым должны отвечать страховые организации, порядок лицензирования их деятельности и осуществления государственного надзора за этой деятельностью определяются законами о страховании (ст. 938 ГК РФ), поэтому специальные требования к страховщикам при осуществлении экологического страхования должны содержаться в законах об отдельных видах данного страхования.

3.4. Страховой риск. В системе страховых рисков необходимо выделять экологический риск, под которым понимается вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Основными признаками экологического риска для целей страхования должны являться вероятность и случайность его наступления, то есть те обстоятельства, которые относятся к событиям, - это катастрофа, наводнение, землетрясение, буря, авария и прочие.

4. Цели, место и понятие экологического страхования. В статье 14 комментируемого Закона указано, что экологическое страхование - один из потенциально важных методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды.

Экологическое страхование преследует три цели.

Первая - создание гарантированных источников возмещения вреда, причиненного объектам охраны окружающей среды, жизни и здоровью физических лиц в процессе хозяйственной и иной деятельности, а также в результате стихийных бедствий и катастро<

Наши рекомендации