Порядок формирования сведений о платежной базе.

В целях определения платежной базы плательщики данного вида платы осуществляют производственный экологический контроль в соответствии со ст. 67 комментируемого Закона. В соответствии с названной нормой программа производственного экологического контроля содержит сведения:

- об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;

- об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;

- об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;

- о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;

- о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;

- о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

Инвентаризация вбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, отходов и объектов их размещения осуществляется в рамках процедуры разработки нормативов допустимых воздействий.

При определении допустимых антропогенных воздействий на водный объект учитываются: источники воздействия; локализация воздействия (точечное, диффузное); уровень воздействия (доля отдельных источников в общей нагрузке на водный объект по конкретному виду воздействия); продолжительность и периодичность воздействия (постоянное, эпизодическое); степень управляемости на современном этапе и на ближайшую перспективу (управляемые, потенциально управляемые, неуправляемые).

Источниками исходной информации по водному объекту, его водосборной площади, видам воздействия и связанной с ними хозяйственной и иной деятельности являются:

1) государственный водный реестр;

2) государственный водный кадастр (данные предшествующего периода);

3) государственный земельный кадастр;

4) единый государственный фонд данных о состоянии окружающей среды и ее загрязнения;

5) банк данных социально-гигиенического мониторинга, включающий данные оценки качества воды источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и данные оценки состояния водных объектов, используемых для рекреационных целей и содержащих природные лечебные ресурсы;

6) данные о состоянии водных биологических ресурсов и особо охраняемых рыбохозяйственных зонах;

7) справочно-аналитические материалы, содержащие данные мониторинга и анализа социально-экономических процессов по Российской Федерации, субъектам и регионам Российской Федерации, отраслям и секторам экономики;

8) результаты ранее проведенных изыскательских и научно-исследовательских работ по изучению водосборной площади и водных объектов в пределах водохозяйственного участка и соседних бассейнов;

9) данные справочной литературы (системы классификации вод, оценки уровня токсичности вод, критерии отклика биоты на воздействие и т.д.);

10) другие источники, содержащие необходимую информацию.

В ходе инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются:

- источники выбросов загрязняющих веществ и образования отходов;

- перечни загрязняющих веществ, подлежащих государственному учету и нормированию;

- количество и качество выбросов загрязняющих веществ и образования отходов.

Результаты инвентаризации отражаются в отчете, который должен быть утвержден руководителем организации.

Результаты инвентаризации используются для подготовки нормативов образования отходов (п. 11 Приказа Минприроды России от 5 августа 2014 г. N 349 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" <431>).

--------------------------------

<431> Российская газета. Спецвыпуск. 2015. N 18/1.

Статья 16.3. Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду

Комментарий к статье 16.3

1. Общий обзор статьи. Она направлена на установление критериев, формулы и процедуры расчета и корректировки платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

Статья состоит из четырнадцати пунктов. В первом указаны лица, обязанные осуществлять расчет платы. К данным субъектам комментируемый Закон относит природопользователей, которые осуществляют данный расчет самостоятельно с применением расчетных показателей, предусмотренных Законом. В первом пункте также содержится описание формулы расчета платы.

Во втором и третьем пунктах содержатся нормы, предусматривающие виды ставок (общие и дополнительные) и порядок их установления. В четвертом, пятом, шестом и седьмом пунктах закреплены правила применения стимулирующих коэффициентов платы.

В восьмом пункте нашла отражение презумпция достоверности данных о фактических воздействия, отраженных в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля. На основании указанных данных природопользователь самостоятельно осуществляет расчет платы с применением коэффициента 1.

В девятом пункте закреплены санкции на случай нарушения плана мероприятий по охране окружающей среды и программы экологической эффективности. Плательщики, допустившие указанные нарушения, осуществляют расчет с применением коэффициента 100.

В пунктах 10 - 12 устанавливается порядок корректировки платежей с учетом фактических затрат на проведение природоохранных мероприятий. Осуществление такой корректировки - право природопользователя.

В пункте 13 закреплена компетенция Правительства РФ в части установления порядка исчисления и взимания платы. Пункт 14 комментируемой статьи предусматривает общее исключение из установленных комментируемой статьей правил. Это исключение касается порядка исчисления и взимания платы за сброс загрязняющих веществ через централизованные системы водоснабжения.

2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Основные цели состоят в упорядочении процедуры и методики расчета платы, установлении основных элементов формулы расчета на законодательном уровне.

Сфера действия норм статьи затрагивает отношения, возникающие в процессе расчета платы, производственного экологического контроля и представления данных о расчете платы компетентным государственным органам.

Адресатами статьи являются преимущественно природопользователи, осуществляющие расчет платы. Кроме того, адресатами являются органы государственной власти, уполномоченные устанавливать порядок исчисления и взимания планы, утверждать ставки платы.

3. Основные понятия. В их числе общеправовые термины ("законодательство", "Правительство РФ", "федеральные законы" и др.) и специально-экологические ("корректировка платы", "ставки платы", "коэффициенты платы" и др.) (см. последующие пункты комментария).

Наши рекомендации