Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) - см. комментарий к ст. 63.

24. Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль). В новой редакции абзаца 31 (Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ) уточнен объект экологического контроля. Ранее объектами такого контроля являлись субъекты хозяйственной и иной деятельности, а в новой редакции - юридические лица и индивидуальные предприниматели. Таким образом, экологический контроль направлен на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения требований в области охраны окружающей среды юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (см. комментарий к ст. ст. 67 - 68).

25. Требования в области охраны окружающей среды. Они чрезвычайно разнообразны (см. комментарий к ст. ст. 34 - 53). При усвоении и применении данного понятия следует обратить внимание на его соотношение с понятиями "норма", "правило", "предписание". В принципе можно считать все эти понятия синонимами. При этом слово "требования" носит более выраженный императивный оттенок и, как правило, подразумевает формулирование запретов, ограничений, предписывает четко обозначенные виды и формы действий (см. также комментарий к ст. 56). В абзац 32 внесены редакционные изменения (Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ), связанные с исключением из абз. 19 слов "природоохранные нормативы". В результате из абзаца 32 также исключено понятие "природоохранные нормативы" и заменено понятием "нормативы в области окружающей среды". Кроме того, абзац 32 комментируемой статьи, равно как и тексты статей 34 - 53, вынуждает лицо, которое их применяет/соблюдает, обращаться к многочисленным актам, конкретизирующим содержащиеся в них предписания, цели, нормы.

26. Экологический аудит. Ранее текст комментируемого Закона приравнивал аудит к оценке соблюдения различных норм, правил, требований, включая международные стандарты, и к подготовке рекомендаций по улучшению хозяйственной деятельности неопределенного круга субъектов (видимо, той их деятельности, которая связана с использованием окружающей среды и оказанием на нее воздействия - негативного или позитивного). В абзац 33, содержащий определение экологического аудита, внесены редакционные изменения (Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ), связанные с уточнением объекта экологического контроля. Соответственно, объектом экологического контроля теперь являются не субъекты хозяйственной и иной деятельности, а юридические лица и индивидуальные предприниматели.

В эколого-правовой литературе дается более развернутое определение экологического аудита. Так, М.М. Бринчук пишет: "Под экологическим аудитом понимается проверка и оценка состояния деятельности юридических лиц и граждан-предпринимателей по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, включая состояние очистного и технологического оборудования, их соответствие требованиям законодательства Российской Федерации, проводимые для выявления прошлых и существующих экологически значимых проблем, подготовки рекомендаций по совершенствованию такой деятельности и с иными целями, предусмотренными экологическим законодательством" <51>.

--------------------------------

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник М.М. Бринчука "Экологическое право" включен в информационный банк.

<51> Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. М.: Городец, 2009. С. 225.

27. Наилучшая существующая технология. Это понятие в последние годы достаточно широко используется в экологическом праве, хотя и опирается на пока не совсем ясные критерии и показатели. Тем не менее в тексте абзаца 34 комментируемой статьи дан ряд ориентиров. Среди них:

1) временной, т.е. в первом значении - относящий технологии к новым разработкам, осуществленным и внедренным/внедряемым недавно, а во втором значении - указывающий на ограниченность (формальную установленность) срока практического применения;

2) целевой, указывающий на достижение определенного эффекта, а именно снижения негативного воздействия на окружающую среду;

3) комплексный, поскольку при использовании наилучших существующих технологий должны учитываться не только экологические, но также социальные и экономические факторы.

В российской литературе пока что исследованию проблемы наилучших существующих технологий и определению этого понятия уделяется недостаточное внимание. Т.В. Редникова пишет, рассматривая понятие наилучшей существующей технологии в законодательстве зарубежных стран: "Во Франции наилучшая существующая технология - это технология, основанная на последних достижениях науки и техники, направленная на снижение негативного воздействия на окружающую среду и имеющая установленный срок практического применения с учетом экономических и социальных факторов" <52>.

--------------------------------

<52> Редникова Т.В. Понятие "наилучшая существующая технология" в праве зарубежных стран // Экологическое право. 2009. N 4. С. 27.

С принятием Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ уточнено название понятия, обозначающего технологии, применение которых позволяет наилучшим способом достигать на современном этапе целевые показатели (критерии) результативности охраны окружающей среды (абз. 34 ст. 1). Таким образом, на смену понятию "наилучшие существующие технологии" пришло понятие "наилучшие доступные технологии", дано новое легальное определение указанного понятия, а также определены особенности применения таких технологий (см. комментарий к ст. 28.1).

28. Вред окружающей среде. Данное понятие сформулировано в комментируемом Законе сложно, поскольку содержит указание на двойную причинно-следственную связь. Сам вред для начала обозначается как негативное изменение окружающей среды. Затем указывается первая причина этого - загрязнение, потом последствия загрязнения, т.е. деградация естественных экологических систем (см. п. 20.8 комментария к данной статье), а также истощение природных ресурсов - без указания на масштабы такого истощения, их пространственные границы и т.п. показатели. Надо полагать, что термин "истощение" означает в данном случае уменьшение/снижение количества запасов/объемов того или иного природного ресурса, который может быть использован в целях хозяйственной деятельности или для удовлетворения иных (как материальных, так и духовных) потребностей человека и общества, социальных групп, государства, его структур <53>.

--------------------------------

<53> О понятии истощения вод см.: Дубовик О.Л. // Практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации / Под ред. О.Л. Дубовик. М.: Эксмо, 2007. С. 383.

Наши рекомендации