Вопрос 2. Государственный мониторинг окружающей среды РФ

Вопрос 1. Понятие об экологическом мониторинге. Определение. Основные цели и задачи. Классификация систем мониторинга.

Мониторинг окружающей среды(экологический мониторинг) – это комплексная система наблюдений за ее состоянием, а также оценка и прогноз изменения этого состояния под воздействием природных и антропогенных факторов.

Понятие об экологическом мониторинге впервые прозвучало в 1968 году в рамках подготовки к Стокгольмской конференции ООН. В рамках программы «человек и биосфера» разрабатывались основные положения глобальной системы мониторинга окружающей среды.

Определение по ФЗ «Об охране ОС» . государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) - комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды;

Цель – создание информационной основы для принятия экологических решений в области охраны ОС, природопользовании и экологической безопасности.

Оценка – принятие оперативных решений.

Прогноз – принятие стратегических решений.

Задачи:

– наблюдение за источниками антропогенного воздействия;

– наблюдение за факторами антропогенного воздействия;

– наблюдение за изменениями, происходящими в окружающей среде под влиянием антропогенного воздействия;

– наблюдение за состоянием здоровья населения, проживающего в зонах влияния техногенных факторов;

– анализ данных, оценка и прогноз изменений состояния природной среды в целом и отдельных ее компонентов под влиянием воздействующих факторов;

– разработка системы управления и оптимизации антропогенного воздействия на окружающую среду.

Классификация систем мониторинга:

По объектам наблюдения различают: атмосферный, воздушный, водный, почвенный, климатический мониторинг, мониторинг растительности, животного мира, здоровья населения и т.д.

В зависимости от специфики:

-Абиотический

-Биотический.

В зависимости от объекта исследований:

- Мониторинг факторов воздействия

– мониторинг различных химических загрязнителей (ингредиентный мониторинг) и разнообразных природных и физических факторов воздействия (электромагнитное излучение, солнечная радиация, шумовые вибрации).

- Мониторинг источников воздействия - мониторинг точечных стационарных источников (заводские трубы), точечных подвижных (транспорт), пространственных (города, поля с внесенными химическими веществами) источников.

По масштабам воздействия мониторинг бывает пространственным и временным.

По масштабу:

• глобальный – слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере Земли, включая все ее экологические компоненты, и предупреждение о возникающих экстремальных ситуациях;

• базовый (фоновый) – слежение за общебиосферными, в основном природными, явлениями без наложения на них региональных антропогенных влияний;

• национальный – мониторинг в масштабах страны;

• региональный – слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру, и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерного для всей биосферы;

• локальный – мониторинг воздействия конкретного антропогенного источника;

• импактный – мониторинг региональных и локальных антропогенных воздействий в особо опасных зонах и местах.

Вопрос 2. Государственный мониторинг окружающей среды РФ.

21.03.2003 - Было принято решение о формировании государственной системы экологического мониторинга ОС.

Государственная система экологического мониторингакомплексная система наблюдения, оценки и прогноза за состоянием окружающей среды под воздействием естественных и антропогенных факторов.

Цели гос. Экомониторинга:

1. Наблюдение за состоянием ОС.

2. Оценка и прогноз изменений состояния ОС.

3. Обеспечение информацией о состоянии ОС всех заинтересованных лиц.

Задачи:

1. Организация и проведение наблюдений за количественными и качественными показателями состояния ОС.

2. Оценка состояния ОС.

3. Информирование органов власти.

Сбор информации организуется на следующих уровнях:

1. Региональные(локальные) станции наблюдений.

2. Региональные центры.

3. Федеральный уровень.

Гос.экомониторинг – осуществляется целым рядом ведомств и министерств.

Основные принципы – комплексность, систематичность, унифицированность.

Экологический мониторинг включает в себя мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа РФ, состояния недр, исключительной экономической зоны, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации.

Организацию и осуществление экологического мониторинга обеспечивают в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти - Министерство природных ресурсов РФ, Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба земельного кадастра России, Министерство сельского хозяйства РФ, Государственный комитет РФ по рыболовству и другие органы исполнительной власти.

Минприроды России и др. федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции при осуществлении экологического мониторинга: формируют государственную систему наблюдения за состоянием окружающей среды и обеспечивают её функционирование; взаимодействуют с органами государственной власти субъектов РФ по вопросам организации и осуществления экологического мониторинга, формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территориях субъектов РФ; осуществляют с участием органов исполнительной власти субъектов РФ сбор, хранение, аналитическую обработку и формирование государственных информационных ресурсов о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов.

Минприроды России:

координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по организации и осуществлению экологического мониторинга; согласовывает методические и нормативно-технические документы федеральных органов исполнительной власти по вопросам организации и осуществления экологического мониторинга; обеспечивает совместимость информационных систем и баз данных о состоянии окружающей среды,

создает условия для формирования и защиты государственных информационных ресурсов в этой сфере.

Информация, полученная при экологическом мониторинге, используется при: разработке прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и принятии соответствующих решений; разработкефедеральныхпрограмм в области экологического развития РФ, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ, инвестиционных программ, а также мероприятий по охране окружающей среды; осуществлении контроля в области охраны окружающей среды (экологического контроля) и проведении экологической экспертизы; прогнозированиичрезвычайных ситуаций и проведении мероприятий по их предупреждению; подготовке данных для ежегодного государственного доклада о состоянии и охране окружающей среды.

Вопрос 3. Основные источники загрязнения атмосферного воздуха. Классификация источников загрязнения.

Кестественным источникам относят природные загрязнители минерального, растительного или микробиологического происхождения, поступающие в атмосферу в результате вулканических извержений вулканов, лесных пожаров. Кроме того, естественными загрязнителями воздуха являются пыль, образующаяся в результате разрушения горных пород, пыльца растений, выделения животных и т.п.

Искусственные (антропогенные) факторы загрязнения атмосферы делятся на транспортные—образующиеся при работе автомобилей, поездов, воздушного, морского и речного транспорта; производственные – выбросы, происходящие в результате технологических процессов; бытовые – образующиеся при сжигании топлива для отопления и приготовления пищи, а также при переработке бытовых отходов.

В качестве основы для классификации загрязнений атмосферы берутся различные свойства: происхождение загрязнений, их природа, типы и виды источников.

Природа загрязнений может быть физической. К таким загрязнениям относятся твердые частицы (пыль), радиоактивное излучение и изотопы, различные виды электромагнитных волн, громкие звуки и низкочастотные колебания, а также выбросы тепла.

К химическим загрязнениям относят попадание в атмосферу газов и аэрозолей. Среди основных видов загрязнений атмосферы подобного рода – выбросы оксида углерода, оксидов азота, диоксида серы, углеводородов, альдегидов, тяжёлых металлов, аммиака, радиоактивных изотопов.

Биологическое загрязнение имеет, в основном, микробную природу. Это, прежде всего, споры бактерий и грибов, вирусы, а также продукты жизнедеятельности живых организмов.

Другой способ классификации – по источникам и составу загрязнения атмосферы. Источники антропогенных загрязнений делятся на транспортные, промышленные и бытовые.

Классификация источников загрязнения:

1. В зависимости от природы заргязнителя:

-Химичекие

-Физические

-Радиактивные.

2. По высоте:

- Высокие(выше 50м)

- Низкие(ниже 50 м)

3. По контролю и очистке:

-организованные

-неорганизованные

4. По площади:

-точечные.

- линейные.

- площадные.

Наши рекомендации