Объём практики и её продолжительность
Общий объём практики составляет 12 зачетных единиц.
Период проведения практики – 6-й семестр.
Продолжительность практики составляет 8 недель.
4 Место практики в структуре образовательной программы
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков входит в вариативную часть Блока 2 «Практики» учебного плана направления подготовки 05.03.06 Экология и природопользование.
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков базируется на освоении таких профессиональных дисциплин как: Общая экология, Экологический мониторинг, Основы природопользования, Техногенные системы и экологический риск, Экологическое картографирование, Экологический мониторинг и других.
Навыки и опыт, полученные в ходе учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, являются основой при прохождении производственной и преддипломной практик.
В результате прохождения практики, обучающийся приобретает общекультурные и профессиональные компетенции, предусмотренные ФГОС ВО по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование.
5 Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесённых с планируемыми результатами освоения ОПОП
По итогам прохождения практики обучающийся должен продемонстрировать результаты обучения (знания, умения, владения), приведенные таблице 1.
Таблица 1 – Формируемые компетенции
Название ОПОП ВО (сокращенное название) | Код компетенции | Название компетенции | Составляющие компетенции | |
05.03.06 Экология и природопользование | ОПК-7 | способностью понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования | Знания: | - теоретические основы общей экологии - методы и средства снижения загрязнения окружающей среды |
Умения: | - применять экологические методы при решении типовых профессиональных задач; - идентифицировать негативные воздействия среды обитания; - оценивать показатели состояния функциональной целостности экосистем и среды обитания человека; выявлять причины изменения этих показателей и оценивать последствия таких изменений | |||
Владения: | - навыками проведения экологического анализа конкретной территории; проведения кратковременного мониторинга и экологического анализа имеющихся данных с использованием экосистемного метода | |||
ОПК-8 | владением знаниями о теоретических основах экологического мониторинга, нормирования и снижения загрязнения окружающей среды, техногенных систем и экологического риска, способностью к использованию теоретических знаний в практической деятельности | Знания: | - теоретические основы экологического мониторинга, техногенных систем и экологического риска; - методы нормирования и снижения загрязнения окружающей среды | |
Умения: | - использовать теоретические знания в практической деятельности; - идентифицировать негативные воздействия среды обитания; оценивать показатели состояния функциональной целостности экосистем и среды обитания человека; выявлять причины изменения этих показателей и оценивать последствия таких изменений | |||
Владения: | -методами поиска и обмена информацией в глобальных и локальных компьютерных сетях; - основами безопасности при проведении полевых и лабораторных исследований; методами контроля и биомониторинга в оценке качества среды | |||
ОПК - 9 | способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности | Знания: | основы информатики и современных геоинформационных технологий | |
Умения: | - создавать базы данных и использовать ресурсы Интернет; - соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны; - использовать геоинформационные системы для решения экологических задач | |||
Владения: | основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации |
Содержание практики
Содержание учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, структурированное по разделам и видам работ с указанием форм текущего контроля, приведено в таблице 2.
Таблица 2 – Содержание практики по разделам и видам работ
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды работ на практике, включая самостоятельную работу студентов | Формы текущего контроля |
Подготовительный этап | Организационное собрание, инструктаж по технике безопасности | Отметка в календарный план-график | |
Исследовательский и практический этап | Знакомство с предприятием, его организационной структурой, видами деятельности, изучение вопросов, предусмотренных индивидуальным заданием руководителя | Отметки в календарный план-график | |
Сбор фактического и аналитического материала | |||
Выполнение поручений руководителя практики на предприятии (в организации) | |||
Аналитический этап | Подготовка отчета по практике | Отметка в календарный план-график | |
Сдача и защита отчета по практике | Сдача отчета руководителю практики от кафедры, защита отчета | Дифференцированный зачет |
Задание по учебной практике
Собрать, структурировать и проанализировать информацию, раскрывающую особенности деятельности предприятия (организации).
Индивидуальное задание, например, по более углубленному изучению отдельных направлений работы или видов управленческой деятельности, а также методика его выполнения, определяется научным руководителем от кафедры совместно с руководителем от предприятия (организации). Если учебная практика проводится на кафедре или в других подразделениях университета, то также руководитель практики от кафедры выдает студенту индивидуальное задание.
7 Методические рекомендации по организации практики
Руководство учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков осуществляется преподавателями кафедры ТЭ, назначенными зав. кафедрой.
Руководители практики от кафедры своевременно оповещают студентов о предстоящей практике и до начала практики проводят организационные собрания, на которых знакомят студентов с содержанием практики.
Для закрепления базы практики соответствующим приказом по студенческому составу студенты подают заявление (приложение 1), где указывают предприятие (организацию) прохождения практики. Студенты имеют право самостоятельно определить место практики или обратиться за помощью в Региональный центр «Старт-карьера» ВГУЭС (электронный адрес страницы РЦ «Старт-карьера» http://cpo.vvsu.ru/).
Студенты, совмещающие обучение с трудовой деятельностью, вправе проходить производственную практику по месту трудовой деятельности в случаях, если профессиональная деятельность, осуществляемая ими, соответствует требованиям к содержанию практики.
Перед началом практики студент получает программу практики, индивидуальное задание (при необходимости) и путевку на практику (приложение 2)[1].
В процессе прохождения практики студент регулярно заполняет календарный план-график прохождения учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков студента ВГУЭС, в который заносит описание и сроки выполняемых работ (приложение 3). В календарном плане-графике руководитель практики от предприятия (организации) оценивает качество работы студента и ставит подпись.
При прохождении практики студент обязан своевременно и качественно выполнять задания, предусмотренные программой практики, и указания руководителя практики от предприятия (организации), подчиняться действующим на предприятии (в организации) правилам внутреннего распорядка, по окончании практики составить отчет о ее прохождении.
По всем вопросам организации и прохождения практики студент имеет право консультироваться у руководителя практики от кафедры (очно, по телефону, по электронной почте).
Студент имеет право вносить свои предложения по совершенствованию процесса прохождения практики.
8 Методические рекомендации по подготовке отчета по практике
В качестве источников информации при выполнении отчета по практике студент использует официальную отчетность предприятия, нормативную, справочную и учебную литературу (раздел 10 настоящей программы).
Отчет составляется в печатном виде с выполнением требований нормоконтроля и состоит из следующих разделов:
Введение. Во введении обосновывается цель и задачи прохождения практики.
1 Изучение первичных сведений о предприятии:
1.1 История создания и развития предприятия;
1.2 Ознакомление с учредительными документами, нормативными материалами;
1.3 Организационно-правовая форма предприятия и форма собственности;
1.4 Организационно-управленческая структура и взаимодействие подразделений (в виде схемы);
1.5 Ознакомление с работой основных категорий работников, их должностными инструкциями;
1.6 Основные задачи, виды деятельности предприятия;
2 Технология обслуживания в предприятии:
2.1 Изучение культуры межличностного общения;
2.2 Особенности услуг предприятия;
2.3 Содержание процесса обслуживания.
Заключение. В заключении обобщается изложенный в отчете материал, делаются выводы.
Объем отчета составляет 10-12 страниц.
К отчету прилагается календарный план-график с отметками и подписями руководителя практики от предприятия (организации), заверенный печатью предприятия (организации) (приложение 2).
Отчет по практике оформляется в соответствии с Требованиями к оформлению текстовой части выпускных квалификационных работ, курсовых работ (проектов), рефератов, контрольных работ, отчетов по практикам, лабораторным работам (СК-СТО-ТР-04-1.005–2015).
Отчеты по учебной практике представляются руководителям от кафедры в течение первой учебной недели 7 семестра. Защита отчетов проводится на кафедре перед комиссией.
В процессе защиты выявляется:
- качественный уровень прохождения практики,
- инициативность студентов, проявленная в период прохождения практики, высказанные предложения по улучшению работы организации.