Объем и продолжительность практики

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящая программа предназначена в качестве руководящего документа при прохождении педагогической практики студентами очной и заочной форм обучения. Настоящая программа разработана на основе Закона Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-III ЗРК (с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.04.2016 г.), Правил организации и проведения профессиональной практики и правил определения организаций в качестве баз практики. (приказ МОН РК от 29 января 2016 г № 107), Правил организации учебного процесса по кредитной технологии обучения, утвержденные приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 апреля 2011 года №152 (с изменениями и дополнениями Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 2 июня 2014 года № 198), Государственного общеобязательного стандарта образования соответствующих уровней образования" от 23 августа 2012 года № 1080 (с изменениями и дополнениями от 13 мая 2016 года № 292). и устанавливает требования к прохождению педагогической практики студентами специальности «Иностранный язык: два иностранных языка».

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

Педагогическая практика студентов является составной частью учебного процесса и подготовки квалифицированных бакалавров по специальности 5В011900 «Иностранный язык: два иностранных языка».

Целью педагогической практики является закрепление и углубление знаний по общенаучным, культурологическим, психолого-педагогическим, методическим и специальным дисциплинам, а также формирование на основе теоретических знаний педагогических умений, навыков и компетенций.

Основными задачами педагогической практики являются:

1) приобретение первоначального опыта педагогической деятельности;

2) овладение методикой преподавания и обучения;

3) знание основ педагогического мастерства;

4) привитие умений и навыков самостоятельного ведения учебно-воспитательной и преподавательской работы;

5) освоение навыков научно-психологического и педагогического исследования;

6) овладение методикой воспитательной работы;

7) знание инновационных технологий обучения;

8) осуществление индивидуального подхода к учащимся в ходе учебной и воспитательной работы с учетом особенностей их развития.

Педагогическая практика проводится на каждом курсе в течение всего периода обучения обучающихся и включает в себя:

1) педагогическую практику обучающихся 1 курса;

2) психолого-педагогическую практику обучающихся 2 курса;

3) учебно-воспитательную педагогическую практику обучающихся 3 курса;

4) производственную педагогическую практику обучающихся 4 курса.

Педагогическая практика является непрерывной и проводится параллельно с теоретическим обучением.

Педагогическая практика закрепляется за кафедрой иностранных языков КАСУ совместно с кафедрой педагогики и психологии.

Пререквизиты педагогической практики:Введение в педагогическую профессию, Педагогика, Этнопедагогика, Психология и развитие человека, Самопознание, Возрастная физиология и школьная гигиена, Теория и методика воспитательной работы, учебная практика

Постреквизиты педагогической практики: Методика преподавания иностранных языков, Стандартизированное тестирование/Основы критериального оценивания учебных достижений учащихся, Основы теории множественного интеллекта/Специально-ориентированная методика обучения иностранному языку, преддипломная практика, дальнейшая профессиональная деятельность

БАЗЫ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ

В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании», «Положением о педагогической практике студентов вузов» практика студентов проводится на предприятиях, в учреждениях и организациях на основе договоров КАСУ в соответствии с которыми они обязаны предоставить места для прохождения практики студентам.

Согласно требованиям Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан по специальности, базами педагогической практики являются:

1) дошкольные организации;

2) общеобразовательные организации (начального, основного среднего, общего среднего);

3) организации технического и профессионального образования, организации образования, дающие среднее общее образование, начальное профессиональное, среднее профессиональное образование.

Самостоятельный выбор студентом очной формы обучения базы практики разрешается в индивидуальном порядке (специфика тематики выпускной квалификационной работы и невозможность ее подготовки на имеющейся базе практики, опыт работы в данном учреждении и др.). Целесообразность индивидуального прохождения практики студентом определяется заведующим выпускающей кафедрой на основании договора заключенного между Университетом и организацией о приеме студента на практику с указанием названия организации, ее адреса, телефона и руководителя практики от организации. На основании анализа данных об организации заведующий кафедрой определяет, достаточен ли потенциал организации для практики студента высшего учебного заведения, и могут ли быть предоставлены данные, необходимые студенту для изучения деятельности организации согласно программе практики и для написания отчета по практике.

Если студент совмещает работу в вузе с работой в одной из сфер образования, вуз имеет право разрешить прохождение профессиональной практики по месту работы студента при условии, что характер работы, выполняемой студентом, соответствует профилю специальности, по которой он проходит обучение в вузе.

ОБЪЕМ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРАКТИКИ

Прохождение практики осуществляется в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса. Дата начала и окончания практики устанавливается в академическом календаре. Приказ о прохождении практики издается на основании договора, заключенном между университетом и предприятием.

Программа производственной практики (по первому иностранному языку) предусматривает разработку и проведение 20 уроков английского языка, из общего количества уроков, планируемых на весь период практики – 4 зачетных в старшем звене средней школы (8-11 классы).

Программа производственной практики (по второму иностранному языку) предусматривает разработку и проведение 10 уроков вторых иностранных языков, из общего количества уроков, планируемых на весь период практики – 2 зачетных в среднем или старшем звене средней школы (5-11 классы).

Студенты-практиканты во время производственной практики (по первому иностранному языку) проводят всю воспитательную работу в закрепленном классе, предусмотренную планом классного руководителя. Из всей выполняемой воспитательной работы по классному руководству студент проводит 3 зачетных воспитательных мероприятия (одно из которых – по языку).

Студенты-практиканты во время производственной практики (по второму иностранному языку) проводят всю воспитательную работу в закрепленном классе, предусмотренную планом классного руководителя. Из всей выполняемой воспитательной работы по классному руководству студент проводит 2 зачетных воспитательных мероприятия (одно из которых – по языку).

Прохождение производственной практики (по первому и второму иностранным языкам) отражается в написании текущей документации.

РУКОВОДСТВО ПРАКТИКОЙ

Организация и учебно-методическое руководство практикой со стороны КАСУ осуществляется Кафедрой иностранных языков, которая назначает руководителей-преподавателей практикой из числа наиболее опытных преподавателей кафедры, хорошо знающих специфику профессии и деятельность баз практики. В местах прохождения практики ответственность за организацию практики возлагается на руководителя практики от учреждения. Работа руководителя практики должна быть направлена на обеспечение условий для овладения студентами практическими навыками работы и профессиональными компетенциями.

СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

В ходе практики студенты осуществляют следующие виды деятельности:

- анализируют и обобщают педагогический опыт;

- используют различные способы целеобразования, решения проблем в педагогической деятельности;

- проектируют различные модели уроков иностранного языка с использованием традиционных и нетрадиционных приемов, методов и организационных форм;

- используют различные способы рефлексии и оценивания в педагогической деятельности;

- изучают коллектив учащихся, используя исследовательские методики, составляют психолого-педагогическую характеристику классного коллектива с целью диагностики и проектирования его развития;

- вовлекают учащихся во внеурочную совместную деятельность.

Исходя из перечисленных функций, область содержания педагогической практики может быть описана как совокупность видов деятельности по обучению школьным предметам специальности, воспитательной деятельности, коммуникативной деятельности, научно-исследовательской и диагностической деятельности, а также управленческой деятельности.

В процессе педагогической практики перечисленные виды деятельности конкретизируются при осуществлении студентами следующей деятельности:

- знакомство с организацией учебно-воспитательного процесса в школе и классе, с работой учителей-предметников и классных руководителей, классными коллективами (изучают методический фонд класса учителя-предметника, классного руководителя, школы, технические средства и наглядные пособия, календарно-тематические планы, поурочные планы и конспекты учителей, другую школьную документацию);

- подготовка, анализ, проведение уроков, а также внеклассных занятий по специальности и внеклассных воспитательных занятий, разработка и изготовление наглядных пособий и дидактических материалов;

- посещение и анализ пробных и зачетных уроков, внеклассных занятий по специальности и внеклассных воспитательных занятий;

- выполнение исследовательских заданий по педагогике, психологии, методике преподавания.

Исходя из перечисленных видов деятельности, осуществляемых студентами-практикантами, в содержание программы практики студентов включены следующие разделы:

- общее ознакомление с системой учебно-воспитательной работы в школе, с основными звеньями управления учебно-воспитательным процессом, деятельностью учителей-предметников и классных руководителей;

- учебная работа по подготовке и анализу уроков;

- воспитательная работа в школьном ученическом коллективе;

- психолого-педагогическое изучение учащихся;

- творческо-исследовательская деятельность.

Студент в период педагогической практики выполняет ряд практических заданий, объем которых определяется конкретным планом прохождения практики.

1) студенты самостоятельно подготавливают уроки раз­личных типов, используя инновационные методики;

2) организуют и проводят уроки, внеклассные мероприятия;

3) анализируют не только отдельные уроки преподавателей, но и систему уроков: осуществляют анализ своих собственных уроков и уроков коллег;

4) студенты самостоятельно разрабатывают и научно-методически обосновывают систему целостной методической деятельности и ее дидактическое оснащение;

5) изучают систему внеклассной работы по предмету и готовят различные внеклассные мероприятия;

6) знакомятся с опытом передовых учителей.

В ходе практики студенты должны овладеть следующими умениями:

- планировать уроки и внеклассные занятия по предмету, разрабатывать конспекты уроков, внеклассных и воспитательных занятий;

- работать с методической литературой, школьными учебниками и программами, отбирать материал, наглядные пособия и ТСО к урокам и внеклассным занятиям;

- применять наиболее эффективные формы, методы и приемы проведения уроков и внеклассных занятий с учетом особенностей физического и психического развития учащихся;

- разрабатывать и изготавливать наглядные пособия и дидактический материал к урокам и внеклассным занятиям;

- проводить диагностику уровня развития личности и коллектива учащихся, сформированности у школьников знаний, умений и навыков по предметам специальности, общих учебных умений и навыков;

- осуществлять самоанализ и самооценку результатов собственной деятельности, а также анализировать пробные уроки и внеклассные занятия других практикантов;

- осуществлять научно-исследовательскую деятельность.

Студент, прошедший практику, должен

иметь представление:

- об образовании как о социокультурном феномене и непрерывно развивающемся процессе, обусловленном изменениями в социально-экономической сфере;

- о факторах, детерминирующих языковую образовательную политику в Республике Казахстан и в странах изучаемых языков;

- о международных тенденциях в обучении иностранным языкам на современном этапе;

- о роли Совета Европы в разработке вопросов обучения иностранным языкам;

- о принципе языкового плюрализма и его реализации;

- о международных тенденциях в области стандартизации уровней владения иностранными языками;

знать:

- основные этапы исторического развития и современное состояние психолого-педагогических наук и методики обучения иностранным языкам;

- Концепцию развития иноязычного образования Республики Казахстан;

- формы вариативного языкового образования в Республике Казахстан;

- специфику предмета «иностранный язык»;

- современные теории, методы, формы и способы организации учебного процесса в области преподавания иностранных языков на разных этапах возрастного и индивидуального развития;

- психолого-педагогические основы преподавания иностранных языков;

- методические проблемы изучения ИЯ как одного из средств межкультурного общения;

- принципы и методы преподавания ИЯ в контексте межкультурной коммуникации;

- уровни владения иностранными языками и их отражение в программах и учебниках для разных условий обучения;

уметь:

- на основе научного анализа прогнозировать целесообразный выбор методической системы, технологий и средств обучения;

- организовывать учебно-воспитательный процесс с учетом закономерностей обучения, воспитания и развития личности;

- решать типовые профессионально-ориентированные задачи на основе интеграции знаний теории и методики обучения иностранным языкам и смежных с ней науками;

- управлять познавательной деятельностью учащихся:

- пользоваться современными педагогическими технологиями, в том числе информационными и мультимедийными средствами обучения;

- наблюдать, анализировать педагогическую систему, психологические свойства и уровень развития личности каждого ученика; мотивы, интересы, национальные особенности, волю, эмоциональную регуляцию, самооценку;

- формировать у учащихся положительное отношение к иностранному языку как средству межкультурной коммуникации, уважение к достижениям национальных культур (собственной и стран изучаемого языка) в развитии общечеловеческой культуры;

владеть:

- методологией методической науки и смежных с ней наук;

- понятийно-терминологическим аппаратом психолого-педагогических дисциплин и методики обучения иностранным языкам;

- профессиональной компетенцией - способностью эффективно осуществлять функции педагогической деятельности;

- общепедагогическими и профессионально-методическими умениями, обеспечивающими реализацию функций педагогической деятельности, ориентированной на личность ученика;

- методами, в том числе интерактивными, взаимосвязанного обучения языку и культуре;

- механизмами контроля, самоконтроля, оценки, самооценки;

- навыками и умениями самовоспитания и самообразования с целью профессионального совершенствования;

- культурой педагогического общения;

- формами и приемами педагогического сотрудничества;

- профессионально- и личностно-значимыми качествами;

- гражданской позицией, гуманностью, познавательной направленностью, педагогическим тактом, коммуникабельностью, общественной активностью, нравственной и эстетической воспитанностью.

Наши рекомендации