Экологическая проблема российской федерации
Вторая половина ХХ в. - это время невиданных ранее темпов экономического развития. Однако оно во все большей мере стало осуществляться без надлежащего учета возможностей окружающей природной среды, допустимых хозяйственных нагрузок на нее, потенциальной емкости биосферы.
Характеризуя общее состояние окружающей природной среды, ученые разных стран обычно употребляют такие определения, как «деградация глобальной экономической системы», «разрушение природных систем жизнеобеспечения» и т.п. Многие пишут о нарастающем глобальном экологическом кризисе, который в отдельных регионах принял уже самые отчетливые формы.
Условно всю проблему деградации мировой экологической системы можно разделить на две составные части: деградация окружающей природной среды в результате нерационального природопользования и загрязнение ее отходами человеческой деятельности.
Не приходится уже говорить о некоторых количественных параметрах экологической ситуации, несопоставимых с предшествующими периодами. XX век принес человечеству уничтожение более 1/4 обрабатываемых земель и 2/3 лесов. По оценкам специалистов, в 2000г. объем промышленных отходов достигнет 10 млрд.т., увеличившись за 30 лет в 2,5 раза. Загрязнение воды возрастет за это же время более, чем в 10 раз.
По прогнозам, среднегодовая температура на Земле повысится к середине XXI века на 1,5-4,5 градуса, а уровень Мирового океана уже к 2012г. - на 1,4-2,2м. Кстати, данный аспект пока не нашел широкого обсуждения в среде специалистов, во всяком случае на страницах специализированной литературе, в части касающейся будущего портов.
Приведенные данные подтверждают исключительную масштабность экологической проблемы, ее значение для настоящего и будущего мировой цивилизации, трудно поддающийся оценке колоссальный объем средств, необходимых для преодоления и уменьшения ее негативных последствий. Речь идет о национальных и международных расходах. Практически годовые затраты только на охрану природы в последнем 30-летии XX века составляли: в 1970 г. - 40 млрд.долл., в 1980 г. - 75, а в 1990 - примерно 150 млрд.долл. На 2000 г. они намечались в 250 млрд.долл., что соответствует приблизительно 0,8% от мирового ВВП. Между тем стоимость ущерба, наносимого окружающей среде (а здесь ведь не учитывается вред здоровью, рост заболеваемости и т.п., а тем более потери в будущем), составляет 4-6% ВВП только в развитых странах.
Из приведенных данных можно сделать вывод: основные негативные экологические показатели за немногие годы увеличились не менее, чем на порядок, тогда как расходы на природоохранные цели возросли лишь в 3,5 раза и этот разрыв в последнее время неуклонно увеличивается. Вопрос ресурсов имеет и еще один немаловажный аспект, предопределяющий необходимость и важность международного сотрудничества в преодолении экологической угрозы. Если развитые страны по состоянию экономики могут выделять крупные средства на экологические цели, то развивающиеся и страны с переходной экономикой, в частности Россия, такой возможностью в настоящее время не располагают, усугубляя собственную и общемировую экологическую ситуацию.
Между тем первая в указанных группах стран становится особенно острой: ускоренный демографический рост в «третьем мире» обусловливает расширенное потребление природных ресурсов, загрязнение окружающей среды. Сейчас объем вредных выбросов в атмосферу составляет, по некоторым оценкам, 22 млрд.т. в год. Из них почти половина приходится на Северную Америку и более 1/3 на Западную Европу и Японию. Если среднемировой показатель выброса углекислого газа на душу принять за 100, то в странах Запада он составлял 72, в странах переходной экономики - 186, а в развивающихся - 153. В развивающихся странах эмиссия СO2 на каждый доллар ВВП в полтора раза выше, чем в странах переходной экономики и в 4 раза, чем в промышленных странах Запада.
Как предполагают эксперты ООН, «вклад» развивающихся стран в атмосферных выбросах углекислого газа увеличится с теперешних 28 до 40% к середине XXI века. Подобные и многие другие загрязнения среды обитания (почв, воздушного и водного пространства), как правило, не ограничиваются национальными пределами, а затрагивают близлежащие и не редко более отдаленные страны. В результате возникает не простая экономико-правовая проблема выявления причин и источников трансграничного загрязнения пространства, определения ответственности за него, порядка и способов возмещения нанесенного ущерба.
Не случайно поэтому, еще в 1983г. в рамках ООН была создана Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию, а в 1992г. в Рио-де-Жанейро была проведена представительная конференция (ЮНСЕД) по развитию и окружающей среде, обозначившая задачи мирового сообщества в данной области в принятом документе: «Повестка дня на XXI век». Основные тезисы указанного документа сводятся к следующему:
· все внимание и усилия мирового сообщества должны быть обращены на людей, имеющих полное право на здоровье и плодотворную деятельность в гармонии с природой;
· обязательной составляющей процесса развития человечества, всякой жизнедеятельности является охрана окружающей среды;
· задачи поддержания окружающей среды должны определяться интересами настоящего и будущих поколений;
· устойчивое развитие стран и всего мирового сообщества не может быть обеспечено без изменения методов производства и потребления.
Влияние на развитие экологической ситуации оказывают три основных компонента:
· общество (население, его состав и распределение, уровень и условия жизни);
· жизнедеятельность в хозяйственной и бытовой сфере;
· окружающая природная среда, с одной стороны, как объект жизнедеятельности, с другой, как важный фактор последней и человеческого существования вообще.
Совершенно очевидно, что современные экологические проблемы не только технологические, экономические, правовые и нравственные, но и политические. Это подчеркивает необходимость международного сотрудничества в создании и обеспечении экономико-правовых, организационно-институциональных условий решения экологической и других глобальных проблем, механизмов реализации соответствующих мер и контроля за их осуществлением. Нельзя, к тому же, не учитывать, что необходимые ограничения в области окружающей среды часто оказываются в противоречии с национальными интересами отдельных стран.
В условиях рыночной экономики основные уровни решения экологических проблем (предприятие, государство, международные или наднациональные структуры) не в полной мере состыкованы, их интересы далеко не всегда совпадают. Чисто рыночные принципы оказываются неприемлемыми для решения глобальной экологической проблемы, как, кстати, и других проблем глобального характера. Практически на всех уровнях оказывается необходимым государственное и международное регулирование с использованием прямых административных (запреты, ограничения, стандарты и нормативы, обязательные экспертизы и разрешения, санкции) и косвенных (платежи и штрафы, специальные налоги и сборы, природоохранные фонды).
Это дополняется экономическими мерами регулирования, включающими: продажу прав (квот) на загрязнение природы, субсидии, льготные кредиты и целевые займы на деятельность по охране окружающей среды, налоговые льготы и поощрительные тарифы предприятиям и структурам, обеспечивающим экологическую чистоту продукции, сферы своей хозяйственной деятельности, поощрение ускоренной амортизации экотехники и т.д.
Конференция в Рио-де-Жанейро, последующий период дальнейшего обострения экологических проблем, серьезные природные катаклизмы недавнего времени предопределили концентрацию усилий отдельных стран и мирового сообщества на обеспечении национальной и международной экологической безопасности.
Этому должны способствовать:
· осознание особой сложности и остроты, исключительной масштабности и глобального характера экологической проблемы;
· последовательное осуществление на всех уровнях адекватных этому экономико-финансовых, правовых, организационно-институциональных, кадровых, психологических и политических мер по ее решению;
· обеспечение структурной перестройки экономики с ориентацией на экологическую безопасность;
· установление действительной ответственности всех природопользователей за нарушение природоохранного законодательства и международных соглашений по соответствующим вопросам;
· налаживание систематического мониторинга и контроля за состоянием природной среды; создание и поддержание специально охраняемого биосферного фонда;
· организация обязательной, в том числе международной, независимой экспертизы объектов потенциальной экологической опасности;
· создание действенной правовой среды обеспечения охраны окружающей среды;
· формирование эффективной системы экологического воспитания и профессиональной подготовки в этой области.
Но реализация этих задач требует консолидации ресурсов как на национальном, так и на международном уровне. Именно этим вопросам и была посвящена международная конференция под эгидой ООН, состоявшаяся в дек. 1997г. в Киото с участием более 120 стран. Здесь обсуждались практические меры и рекомендации по привлечению средств отдельных стран для решения наиболее острых экологических проблем, в частности, был определен уровень отчислений на эти цели в группах стран (ЕС) и в некоторых странах. «Договор Киото», подготовленный участниками конференции, предусматривал меры по уменьшению парникового эффекта с помощью, в частности, установления лимитов выброса углекислого газа для отдельных стран, что позволило бы сократить такие выбросы к 2010 г. на 7% против нынешнего уровня.
Страны, укладывающиеся в эти лимиты, могли бы продавать часть своих квот другим странам, превышающим их. Тем самым было положено начало международному экономическому механизму ограничения вредных воздействий на окружающую среду. Не по всем указанным вопросам было достигнуто полное согласие. Тем не менее, мировое сообщество намерено последовательно и скоординировано бороться за решение этой приоритетной глобальной проблемы современности.