Базовые концепции экомаркетинга
В современных условиях важное значение приобретает взаимосвязь трех факторов "экономика - политика - экология" . Экономика определяет процветание государства, политика направлена на стабилизацию ситуации в различных регионах, а нарушение экологии может привести к значительным материальным потерям как на локальном и региональном, так и на глобальном уровнях.
Оптимизация экологических механизмов, стимулирующих природоохранную деятельность, включает в себя следующие меры:
- создание благоприятных условий для предприятий, компаний, фирм, специализирующихся на охране окружающей среды;
- содействие отечественным и иностранным инвестициям в производство экологически чистых товаров и услуг на основе экологически безопасных технологий и методов управления;
- определение экономически и социально оптимального соотношения гибких схем компенсации при реализации принципов "загрязнитель платит" и "пользователь платит";
- обеспечение конкурентоспособности и рентабельности предприятий, реализации экономических механизмов, учитывающих стимулирование охраны окружающей среды;
- использование дифференцированного подхода к ценообразованию на продукцию предприятия с учетом экологических издержек на сокращение объема отходов, их утилизацию, удаление и переработку;
- экономическое и экологическое обоснование финансирования расходов на охрану окружающей среды из средств предприятий, фирм и компаний, а также государственного, региональных и местных бюджетов;
- организация эффективных систем кредитования природоохранных проектов с учетом инвестирования, прежде всего, в экологически чистые технологии, а не в технологии очистки в конце производственного цикла.
Взаимоотношения экономики и экологии можно представить себе следующим образом:
Экономические цели без ограничения
Экономические цели с экологическими ограничениями
Экологические цели с экономическими ограничениями
Экологические цели без ограничений
Неизбежность природоохранных ограничений предпринимательской деятельности и регулирующей роли государства в природопользовании и охране окружающей среды все чаще рассматривается как единственно реальный путь выхода из прогрессирующего экологического кризиса. Управление охраной природных ресурсов и среды обитания человека реализуется на основе использования административных и экономических мер государственного природоохранного регулирования. С методами государственного регулирования природоохранной деятельности связаны экологизация внутрифирменного управления предприятием, деятельность которого может оказывать определенные воздействия на окружающую среду. Неотделимы от этих методов вопросы формирования экологического рынка в Украине и экологического предпринимательства с ориентацией на эффективный отечественный и зарубежный опыт.
Согласно опубликованным в Интернете отчетам Всемирного банка, до настоящего времени Украина развивалась, ставя перед собой экономические цели без ограничения. Страна имеет большие запасы каменного уголя, медь, хром, вольфрам, цинк. Имеются обширные площади пахотных земель, причем доля сельского хозяйства в валовом национальном продукте (ВНП) составляет 15% , промышленности - 30%. Промышленный сектор развивается в направлении эксплуатации богатых природных ресурсов. Для переориентации с роли сырьевого донора на роль равноправного партнера на международном рынке, Украине следует предпринять определенные шаги по реструктуризации. Реструктуризация промышленности предполагает следующую последовательность мероприятий:
- учет воздействия структурных изменений в промышленности на использование природных ресурсов и уровень загрязнения;
- реализация в ходе реструктуризации мер, способствующих совершенствованию комплексного управления природоохранной деятельностью предприятий и отраслей, предусматривающих смену технологий, экономию ресурсов, энергосбережение, внедрение новых видов обслуживания, повышение конкурентоспособности продукции (в том числе экологической), совершенствование предпринимательства и новых методов управления, повышение квалификации работников;
- создание в ходе реструктуризации на предприятии (в отрасли) экономики замкнутого цикла, основанной на экологически рациональной циркуляции материалов, сбережений и замещении не возобновляемых ресурсов, минимизации, повторном использовании, переработке и утилизации отходов, внедрении малоотходной, безотходной и экологически чистой технологии производства;
- внедрение систем экологической маркировки продукции предприятий и компаний.
Программа комплексной реструктуризации, направленная на переход к рыночной экономике, началась в Украине в 1991 г.
В связи с ухудшением экономических условий правительство начало ускорять реформы. Согласно антикризисной программе 1994 года в действие был введен новый комплекс структурных реформ. Стабилизация экономики и фундаментальные структурные реформы торгового режима улучшили внешнеэкономическое положение Украины. Проведение приватизации и обеспечение эффективной работы промышленности с учетом охраны окружающей среды основано на реализации таких мероприятий, как:
- создание при приватизации рабочих мест, способствующих улучшению качества окружающей среды;
- реализация в ходе приватизации функций экологического регулирования со стороны государства и владельца предприятия;
- обоснованный расчет рисков для состояния окружающей среды при реализации предприятиями программ по очистке и другим природоохранным мероприятиям;
- организация инвестирования в приватизацию экологически небезопасных предприятий с временным предоставлением налоговых и других льгот с целью их санации и реконструкции;
- использование экологического аудита при приватизации предприятий и реализации приватизационных программ.
Часть 1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ
1. СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА
Благодаря крупным запасам углеводородных и минеральных ресурсов, Украина имеет привлекательные экономические перспективы. С введением нового законодательства об иностранных инвестициях, налогообложении, правах на подземные ресурсы условия для иностранных инвесторов улучшатся. Это должно привести к развитию экономики на новом уровне с экологическими ограничениями, то есть будет принято во внимание существование у каждого региона предельного уровня эксплуатации, который определяется природным потенциалом. Истощение природного потенциала и нарушение экологического равновесия ведет к резкому обеднению экономических возможностей. Поэтому региональное планирование должно включать и экологические задачи, а именно :
- выдачу разрешений на хозяйственную деятельность с учетом требований окружающей среды;
- мониторинг соблюдения условий реализации этих разрешений и экологического риска;
- учет территориальных, демографических и иных особенностей при проведении природоохранной деятельности в регионах;
- обеспечение права доступа на территорию любых производств для оценки экологического состояния, экономики природопользования.
Проверочный тест к разделу 1. [Крылова Г.Д. Соколова М.И., 1995 г.]
1.Экомаркетинг - это
а) производить и продавать то, что нужно потребителю с учетом экологических последствий;
б) продавать то, что уже произведено без учета потребностей.
2.Какую систему представляет собой экомаркетинг?
а) производственную;
б) сбытовую;
в) производственно-сбытовую.
3. Управление экологическим маркетингом основано на концепции:
а) совершенствования производства;
б) интенсификации коммерческих усилий;
в) маркетинга;
г) социально-этичного маркетинга;
д) совершенствования товара.