Задачи (задача) для самоподготовки

Тема № 18

МЕТОДИКА ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ПОЧВЫ ПО ДАННЫМ

САНИТАРНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА И

РЕЗУЛЬТАТАМ ЛАБОРАТОРНОГО АНАЛИЗА ПРОБ

Учебная цель

1.1. Усвоить гигиеническое, эпидемическое и эндемическое значение почвы.

1.2. Овладеть методикой санитарного обследования территории и отбора проб почвы для лабораторного анализа.

1.3. Овладеть методикой оценки уровня загрязнения почвы и степени его опасности для здоровья населения на основании данных санитарного обследования земельного участка и результатов лабораторного исследования проб почвы.

Исходные знания и умения

2.1. Знать:

2.1.1. Гигиеническое, эпидемическое и эндемическое значение почвы.

2.1.2. Показатели и шкалу оценки санитарного состояния почвы.

2.1.3. Роль почвы как среды обезвреживания отходов хозяйственно-бытовой и производственной деятельности человека.

2.2. Уметь:

2.2.1. Выполнить санитарное обследование участка земельного с учетом его функционального назначения (территория детского учреждения, больницы, очистных сооружений и т.п.).

2.2.2. Определить места отбора и отобрать пробы почвы для санитарно-химического, бактериологического и гельминтологического исследования.

2.2.3. Составить гигиенический вывод о санитарном состоянии почвы на основании данных санитарного обследования земельного участка и результатов лабораторного исследования.

2.2.4. Сделать ориентировочный прогноз уровня здоровья населения в зависимости от степени загрязнения почвы экзогенными химическими веществами (ЭХВ).

Вопросы для самоподготовки

3.1. Почва, определение понятия. Гигиеническое, эпидемическое и эндемическое значение почвы.

3.2. Основные физические свойства почвы (механический состав, влажность, пористость, водопроницаемость, фильтрационная способность, воздухопроницаемость, капиллярность, влагоемкость). Их гигиеническое значение.

3.3. Основные абиотические составные почвы (твердое вещество, почвенная влага, почвенный воздух), их естественный химический состав и гигиеническая характеристика.

3.4. Биоценозы почвы, их классификация и гигиеническая характеристика.

3.5. Почва как фактор передачи возбудителей инфекционных заболеваний.

3.6. Источники загрязнения почвы, их классификация и гигиеническая характеристика.

3.7. Факторы и механизмы, принимаемые участие в самоочищении почвы.

3.8. Использование почвы для обезвреживания отходов хозяйственно-бытовой и производственной деятельности человека.

3.9. Гигиеническая характеристика методов сбора (планово-поквартирной, планово-подворной), удаления и обезвреживания твердых отходов коммунально-бытового, промышленного, строительного происхождение.

3.10. Вывозная система сбора, удаления и обезвреживания жидких отходов (поля ассенизации, поля запахивания).

3.11. Методика санитарного обследования земельного участка с учетом ее функционального назначения.

3.12. Правила, методы и средства отбора и подготовки проб почвы для лабораторного исследования.

3.13. Показатели санитарного состояния почвы, их классификация и гигиеническое значение.

3.14. Методика определения физико-механических показателей почвы.

3.15. Принципиальная схема определения химических показателей санитарного состояния почвы.

3.16. Методика определения наличия в почве яиц геогельминтов.

3.17. Принципиальная схема определения бактериологических показателей санитарного состояния и загрязнения почвы.

3.18. Ориентировочная оценочная шкала уровня загрязнения почвы и степени его опасности для здоровья населения.

3.19. Методика гигиенической оценки санитарного состояния почвы по результатам санитарного обследования участка и лабораторного анализа проб.

Задачи (задача) для самоподготовки

На окраине населенного пункта для строительства новой школы-интерната отводится участок площадью 3 га бывшего пахотного поля. На самом участке при санитарном обследовании не выявлены источники загрязнения. В то же время почва может быть загрязнена минеральными удобрениями и пестицидами при использовании участка для сельскохозяйственных целей. Рельеф местности с уклоном в южную сторону. На расстоянии 20 м от северной границы участка выявлена неупорядоченная свалка бытовых отходов, на расстоянии 100-130 м находятся усадьбы населения. В центре участка проба почвы была отобрана методом “конверта” размером 40 х 20 м2. В каждой точке отобрано по 1 кг почвы.

Данные лабораторного исследования:

Физические свойства почвы: физического песка (частиц размером больше 0,01 мм) - 85%, посторонних примесей - до 9%.

Показатели загрязнения экзогенными химическими веществами: ДДТ (сумма изомеров) - 0,05 мг/кг (ПДК - 0,1 мг/кг), гексахлорциклогексан (ГХЦГ) - 0,01 мг/кг (ПДК - 0,1 мг/кг).

Санитарно-химические показатели эпидемической безопасности: азота аммиака – 4,5 мг/100 г, органического азота – 0,6 мг/100 г, нитритов – 0,5 мг/100 г, нитратов – 3,3 мг/100 г, хлоридов – 75 мг/100 г, санитарное число Хлебникова – 0,78.

Санитарно-микробиологические показатели эпидемической безопасности: микробное число – 5 х 105, коли-титр – 0,01, титр анаэробов – 0,001, яйца гельминтов – 7 в 1 кг почы, число личинок и кукол мух – 5 на 0,25 м2.

Составьте обоснованный вывод о санитарном состоянии почвы и дайте рекомендации относительно отвода участка под строительство школы.

При решении ситуационной задачи следует пользоваться нормативами, приведенными в приложениях 3 и 5 и рекомендованной литературе.

Структура занятия

Занятие семинарско-лабораторного типа. Первая половина занятия отводится для изучения теоретических вопросов (Приложение 1-6) и обсуждение решения ситуационной задачи. Завершается первая половина занятия демонстрацией оборудования для отбора проб почвы и оборудования, используемого для лабораторного исследования проб почвы (буры, набор сит Кнопа, шютель-аппарат, центрифуга, мембранные фильтры, фильтродержатель Зейтца, воронка Гольдмана), предметные стекла с препаратами яиц геогельминтов. Во второй половине занятия преподаватель знакомит студентов с методикой гигиенической оценки почвы на основании данных санитарного обследования участка и лабораторного анализа пробы почвы (Приложение 7). Образец ситуационной задачи для рассмотрения ее на занятии с активным привлечением студентов приведен в приложении 8.

Литература

6.1. Основная:

6.1.1. Гончарук Е.И., Кундиев Ю.И., Бардов В.Г.и др. /Общая гигиена: пропедевтика гигиены/ Под ред. Е.И. Гончарука - К.: Высшая школа, 1995. - С. 129-130; 316-324 (на укр. языке).

6.1.2. Гончарук Е.И., Кундиев Ю.И., Бардов В.Г. и др. /Общая гигиена: пропедевтика гигиены/ - К.: Высшая школа, 2000. - С.144-145; 382-391.

6.1.3. Гончарук Е.И., Бардов В.Г., Гаркавый С.И.,. Яворовский О.П и др./Коммунальная гигиена/ Под ред. Е.И. Гончарука - К.: Здоровье, 2006. - С. 332-384.

6.1.4. Габович Р.Д., Познанский С.С., Шахбазян Г.Х. /Гигиена./ - К.: 1983. - С. 86-97, 98-100.

6.1.5. Даценко И.И., Габович Р.Д. /Профилактическая медицина. Общая гигиена с основами экологии./ - К.: Здоровье, 1999. - С. 220-236 . (на укр. языке).

6.1.6. Даценко И.И., Денисюк О.Б., Долошицький С.Л.и др. /Общая гигиена. Пособие к практическим занятиям./ Под ред. И.И. Даценко - Львов.: “Мир”, 1992. - С. 79-89 (на укр. языке).

6.2 . Дополнительная:

6.2.1. Минх А.А. /Методы гигиенических исследований./ - Г.: Медицина, 1990. - С. 203-215.

6.2.2. Даценко И.И., Габович Р.Д. /Основы общей и тропической гигиены./ - К.: Здоровье, 1995. - С. 176-207 (на укр. языке).

6.2.2. Гончарук Е.И., Габович Р.Д., Гаркавый С.И. и др. /Руководство к лабораторным занятиям по коммунальной гигиене: Учеб. пособие/ Под ред. Е.И. Гончарука - М.: Медицина, 1990. - С. 218, 229-261.

Оснащение занятия

1. Принадлежности для отбора проб почвы (совок, бур Некрасова).

2. Сита Кнопа (7 номеров).

3. Мерный цилиндр на 100 мл.

4. Таблицы: - Классификация почвы по механическому составу;

- Показатели санитарного состояния почвы;

- Состояние почвы по “санитарному числу ” Хлебникова.

5. Ситуационные задачи по результатам лабораторного анализа почвы.

Приложение 1

Наши рекомендации