II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ. В результате самоподготовки студент должен знать:

В результате самоподготовки студент должен знать:

- роль этиологического фактора в патогенезе;

- характер первичного повреждения и роль его локализации в патогенезе;

- роль морфологических и функциональных изменений в патогенезе;

- сущность основного звена патогенеза, причинно-следственные отношения и значение "порочного круга" в патогенезе;

- общие патогенетические механизмы и их взаимодействие в развитии болезни;

- взаимоотношения между разрушительными и защитно-приспособи-
тельными механизмами в патогенезе;

- механизмы выздоровления и восстановления нарушенных функций организма.

III. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ.

Для усвоения темы "Общий патогенез" необходимо знать основные положения темы "Общая этиология" и болезнетворные действия факторов внешней среды.

IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.

1. Роль этиологического фактора в патогенезе: роль толчка; решающий фактор болезни; обязательный, но меняющийся фактор патогенеза; способствующий фактор патогенеза.

2. Основные механизмы развития болезни.

А. Первичное повреждение в патогенезе. Роль морфологических и функциональных изменений в патогенезе. Сущность понятия "функциональные заболевания".

Б. Вторичные изменения в патогенезе. Местные и общие изменения в патогенезе. Причинно-следственные отношения в патогенезе. Основное звено патогенеза. "Порочный круг" и его значение в патогенезе.

В. Общие патогенетические механизмы (нервно-рефлекторные, гормональные, гуморальные, иммунные) и их взаимодействие в развитии болезни. Концепция Селье о стрессе.

3. Разрушительные и защитно-приспособительные механизмы в патогенезе. Взаимоотношения между ними. Относительность понятий "разрушительные" и "компенсаторно-приспособительные" явления.

4. Механизмы выздоровления и восстановления нарушенных функций организма.

А. Выздоровление как активный процесс жизнедеятельности организма, направленный на восстановление нарушенных отношений со средой.

Б. Механизмы выздоровления (устранение причинного фактора, разрыв причинно-следственных отношений, мобилизация защитно-приспособительных механизмов, ликвидация последствий органических повреждений, перестройка регуляции жизнедеятельности организма, перестройка функции регуляторных систем). Роль компенсации и репаративной регенерации в восстановлении нарушенных функций организма.

V. ЛИТЕРАТУРА:

а) основная:

1. Конспект лекции.

2. Методические разработки кафедры "Основные положения общей нозологии". - Курск, 1996. - С. 16-24.

3. Патологическая физиология / Под ред. А.Д. Адо и В.В. Новицкого. - Томск, 1994. - С. 19-22.

4. Патологическая физиология / Под ред. А.Д. Адо, В.И. Пыцкого, Г.В. Порядина, Ю.А. Владимирова. – М.: Триада–Х, 2000. – С. 11-15.

5. Северьянова Л.А., Бобынцев И.И., Блинков Ю.А. и др. Тестовые задания по патофизиологии. – Курск: КГМУ, 1998. – С. 10-11.

б) дополнительная:

1. Патофизиология / Под ред. П.Ф. Литвицкого. – Изд. ГЭОТАР–МЕД, 2002. – Т. 1. – С. 45-50.

2. Патологическая физиология / Под ред. Н.Н. Зайко. – 1994. - С. 35-38.

VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

1. Роль этиологического фактора в патогенезе.

2. Значение локализации и характера первичного повреждения в патогенезе.

3. Основное звено и ведущие факторы патогенеза.

4. Причинно-следственные отношения и "порочный круг" патогенеза.

5. Нервно-рефлекторные механизмы патогенеза.

6. Сущность кортико-висцеральной теории в патологии.

7. Гуморальные механизмы патогенеза.

8. Гормональные механизмы патогенеза.

9. Сущность концепции Селье о стрессе.

10. Взаимоотношения нервных и гормональных механизмов в патогенезе.

11. Роль иммунных механизмов в патогенезе.

12. Значение соединительной ткани в патогенезе.

13. Взаимоотношения разрушительных и защитно-приспособитель-
ных явлений в патогенезе.

14. Взаимодействие местных и общих изменений в патогенезе.

15. Взаимосвязь морфологических и функциональных изменений в патогенезе.

16. Сущность представления о функциональных заболеваниях.

17. Выздоровление и его механизмы.

18. Механизмы восстановления нарушенных функций.

VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ЗАДАНИЯ.

Начертить одну из схем взаимодействия патогенетических факторов.

1. Взаимодействие между местными и общими изменениями в патогенезе.

2. Взаимоотношения между разрушительными и защитно-приспособи-
тельными явлениями при кровопотере.

3. Образование "порочного круга" при ожоговом шоке.

VIII. ПЛАН РАБОТЫ СТУДЕНТА НА ЗАНЯТИИ. Занятие практическое.

1. Контроль самоподготовки и проверка правильности ответов по тестовой методике.

2. Фронтальный разбор и анализ основных положений темы в объеме вопросов самоконтроля.

3. Самостоятельное выполнение студентами экспериментальных работ по изучению влияний температуры окружающей среды и функционального состояния нервной системы на течение кислородного голодания у животных.

4. Самостоятельное решение проблемных задач.

5. Фронтальный разбор решений проблемных задач.

ООД

к выполнению работы "Влияние температуры внешней среды
на течение кислородного голодания у мышей"

Последовательность действий Способ выполнения действий
1. Подготовка к эксперименту.   2. Выполнение эксперимента.     3. Анализ результатов опыта.     4. Оформление протокола.   1. Отобрать 3 мышки одного веса, приготовить 3 колбы по 100 мл с корковыми пробками и расплавить парафин. Мышек посадить в колбы, герметически закрыть с помощью пробок и парафина и засечь время.   2. Далее одну колбу сразу поместить в сосуд с водой, температура которой на протяжении всего опыта поддерживается на уровне 38-40ОС. Вторую колбу поставить в сосуд со смесью воды и льда, а третью оставить на столе при комнатной температуре. Наблюдение за поведением и состоянием мышек вести до их гибели.   3. При обсуждении и анализе данных опыта необходимо учесть данные из лаборатории профессора Галкина о содержании кислорода в колбах в момент гибели мышей. При температуре 40ОС в момент гибели мышки кислорода остается 13-14%, при комнатной температуре - 7-8% и при температуре около 0ОС - 3-4%.   4. Протокол оформить по общей схеме. Данные опыта представить в виде таблицы, написать объяснение и вывод.

ООД

к выполнению работы "Влияние наркоза на течение
кислородного голодания у мышей"

Последовательность действий Способ выполнения действий
1. Подготовка к эксперименту.     2. Выполнение эксперимента.     3. Анализ результатов эксперимента.   4. Оформление протокола. 1. Взять 4 мышки одинакового веса и двум ввести под кожу 1% раствор гексенала из расчета: вес мышки количество раствора (г) (мл) 15 0,16 16 0,18 17 0,19 18 0,21 19 0,23 20 0,25 21 0,28 22 0,30 23 0,33 24 0,36 25 0,38 26 0,40 2. Через 12-15 мин (когда мышки уснут) двух мышек (наркотизированную и контрольную) поместить в отдельные колбы объемом по 100 мл, а двух других (контрольную и наркотизированную) - в одну колбу объемом 200 мл. Колбы с помощью пробок и парафина закрыть герметически. Наблюдение за мышками вести до момента их гибели. 3. Объяснить полученные результаты с позиции влияний нервной системы на общее состояние организма и на развитие патологических процессов. 4. Протокол оформить по общей схеме. Данные опыта представить в виде таблицы.

Наши рекомендации