III. Экологическая остановка
Ход урока
I. Викторина «Почему их так назвали?».
– Сегодня мы повторим основные вопросы по курсу «Мы и окружающий мир».
Ученики отгадывают загадки, поясняя названия растений и животных. За каждый правильный полный ответ выдается фишка. По окончании викторины ученики подсчитывают количество своих фишек. Победителю вручается приз.
1. Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок.
(Лиственница.)
2. Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
(Медведь.)
3. На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.
(Одуванчик.)
4. Из-под снега вышел друг –
И весной запахло вдруг.
(Подснежник.)
5. Я родился в день дождливый
Под осинкой молодой.
Круглый, гладкий и красивый,
С ножкой тонкой и прямой.
(Подосиновик.)
6. Он соло пел среди ветвей,
Его назвали ... (соловей).
7. Нарядные сестренки
Весь день гостей встречают,
Медом угощают.
(Цветы.)
8. Дикая роза с ярко-красными ягодами.
(Шиповник.)
9. В лесу на поляне стоит кудрявый Ваня
В зеленом кафтане;
Богач невелик, а орешками наделит.
(Орешник.)
10. Черненькая, маленькая, сладенькая.
Ребятам миленькая.
(Черника.)
11. Не солнце, не огонь, а светит.
(Светлячок.)
12. У какой птицы дитя еще не родилось,
А уже отдано на воспитание?
(Кукушка.)
13. Летит, урчит, по-бычьи мычит,
По-медвежьи рычит,
На землю падет – землю дерет.
(Жук.)
14. Вертится Антошка на одной ножке;
Где солнце стоит, туда он и глядит.
(Подсолнух.)
II. Фронтальная беседа «Значение леса».
– Подумайте, что такое лес. (Лес – это множество деревьев, растущих на больших пространствах.)
– Чем он вас привлекает?
– Что вам не нравится в лесу?
– Почему считается, что жизнь человека неразрывно связана с лесом?
– Стоит ли человеку заботиться о лесе?
– Как он это делает? (Оберегает от вредителей, от браконьеров, подкармливает животных зимой, тушит пожары, вырубает засохшие деревья и кустарники, сажает молодые деревца.)
– Вспомните, в каком лесу вы бывали.
– Какие животные живут в этих лесах?
– Давайте представим, что мы вошли в лес. Закройте глаза и попытайтесь нарисовать в воображении картину леса. Нас окружают высокие деревья, зеленая листва, мягкая трава. Сквозь листья просачивается солнечный свет. Прохлада, полумрак, чистый, как будто медовый воздух наполняет наши легкие. Далеко сейчас от нас городской шум машин и людской суеты. Тишина и покой…
Учитель включает запись голосов птиц. Прослушивание длится 1–2 минуты.
– Каких птиц вы узнали по голосу?
– Идем дальше... Мы вернулись домой. Ребята, какие пословицы и поговорки о лесе вы знаете?
· Лес нас согревает, кормит и одевает, зеленая крыша от жары укрывает.
· Кто дерево посадит, тот человеку друг.
· Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
· Срубить дерево – пять минут, вырастить – сто лет.
· Сосны – наши зеленые друзья.
· Разоряя муравейник, ты разоряешь дом друзей.
· Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
· Деревья скоро садят, да не скоро с них плод едят.
· Лес сечь – не жалеть плеч.
· Лес сплошь рубить – себя оголить.
· Без леса не житье, а вытье.
· Лес по старому дереву не плачет, а по молодняку сохнет.
По лесу шел я. Кругом ни звука.
Утреннее затишье. И вдруг
Дятел вдали равномерно затукал:
Тук-тук, тук-тук.
Сколько забот у тебя, непоседа, –
Только работать да поспевать!
Ну, берегитесь, жуки-короеды,
Всем вам сегодня несдобровать!
Н. Старшинов
III. Экологическая остановка.
Учитель предлагает ученикам прослушать экологический рассказ. В него намеренно включены ошибки. Задача учащихся – найти эти ошибки во время чтения. Однако мало отметить ошибки, надо еще объяснить, почему так нельзя делать.
Воскресенье в лесу
За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор.
Веселой музыкой мы оповестили лес: «Мы прибыли!». Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Саша повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы все равно их разрушат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали в руках теплые голубоватые яички и положили их обратно.
Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Саша решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.
Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.
Оживленные, мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. «Это гадюка!» – закричал Саша и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка, – тихо сказала Маша, – это уж». «Все равно – гадина!» – ответил Саша.
С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошел день!
Ошибки, совершенные школьниками:
1. В лесу громкая музыка распугивает птиц и зверей.
2. Вырывать, а также сбивать даже несъедобные грибы не следует: разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество «грибы – деревья».
3. Для костра собирается сушняк, а не ломаются ветки. В жаркую погоду в лесу разводить костры вообще запрещается.
4. Полиэтилен плохо разрушается микроорганизмами (полностью разрушается 220 лет), металлические банки разрушаются 100 лет.
5. Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой до полного прекращения горения.
6. Трогать яйца птиц не следует – птица может бросить гнездо.
7. Брать зверят и птенцов из леса в город не надо: если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите их снова отвезти в лес.
8. Не следует что-либо проталкивать в муравейник – нарушаются взаимоотношения в этом сложном сообществе.
9. Прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно – в него может попасть молния.
10. Нельзя бить змей, даже гадюк.
11. Луговые и лесные цветы рвать не следует – жизнь сорванных цветов недолговечна. Кроме того, в букеты могут попасть редкие и охраняемые растения.