Окружной этап всероссийской олимпиады школьников по экологии
Ответы и система оценивания 9 класс. 2013/14 уч. год
Задание 1.
Определите правильность представленных ниже утверждений
(ответ «да» или «нет»)
(правильный ответ – 1 балл)
1. Термин «ноосфера» был предложен В. И. Вернадским.
да – нет +
2. Эвтрофикaция – процесс повышения содержания питательных веществ в водной
экосистеме.
да + - нет
3. Наибольшее биологическое разнообразие в Евразии характерно для арктического
биогеографического региона.
да – нет нет
4. Первый национальный парк был создан в Соединенных Штатах Америки. да – нет
да
5. Растения в пищевой цепи выполняют функцию первичных потребителей. да – нет
нет
6. Более половины населения Европы проживает в городах.
да – нет да
7. Действие ультрафиолетового излучения солнца можно уменьшить с помощью
солнцезащитных очков и одежды с длинными рукавами.
да – нет да
8. Озоновый слой Земли расположен в ионосфере.
да – нет нет
9. Использование экологической маркировки поощряет экологически
благоприятное потребление.
да – нет да
10. Плотины электростанций улучшают гидрологический режим рек, повышают
качество воды водохранилищ.
да – нет нет
Задание 2.
Выберите один правильный вариант ответа из четырёх возможных
(правильный ответ – 1 балл)
ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ
11. Совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на другие называется:
а) биотоп;
б) экотоп;
в) экосистема;
г) биотический фактор. +
12. Признак, взятый за основу датским ботаником К. Раункиером за основу
классификации жизненных форм растений, предложенной им в 1905 году:
а) местообитание растений;
б) положение и способ защиты почек возобновления у растений в течение
неблагоприятного периода – холодного или сухого; +
в) внешняя морфология растений;
г) отношение к какому-нибудь фактору среды, имеющему важное
формообразовательное значение.
13. Организмы, переносящие значительные колебания температуры окружающей
среды, называются:
а) эвритермные; +
б) стенотермные;
в) пойкилотермные;
г) гомойотермные.
14. Суточный ритм отсутствует:
а) у речного окуня;
б) у глубоководного удильщика; +
в) у озерной лягушки;
г) у серой вороны.
15. Гидрохория представляет собой:
а) абиотический фактор; +
б) биотический фактор;
в) антропогенный фактор;
г) все ответы верные.
16. Диапазон между минимально и максимально переносимыми значениями
экологического фактора, действующего на тот или иной организм, – это:
а) зона угнетения;
б) зона оптимума;
в) экологическая валентность; +
г) предел выносливости.
17. Территория, занимаемая видом, называется:
а) жилая площадь;
б) пространство;
в) ареал; +
г) акватория.
18. Эвтрофикация водоемов – это:
а) чрезмерное обогащение водной среды кислородом;
б) повышение температуры водоемов;
в) зарастание водоемов высшей водной растительностью;
г) чрезмерное обогащение водной среды питательными веществами. +
19. Вещество, сформировавшееся при участии живых организмов и неживой природы,
В. И. Вернадский назвал:
а) биокосным; +
б) живым;
в) косным;
г) биогенным.
20. Независимость от среды обитания – это:
а) альтруизм; б) эмансипация; + в) урбанизация; г) симбиоз.
21. Живых организмов в открытых районах Мирового океана мало, потому что там:
а) на поверхности наблюдается избыток света;
б) на поверхности наблюдается недостаток света;
в) вода содержит избыточное количество биогенных элементов;
г) вода содержит недостаточное количество биогенных элементов. +
22. Самые крупные и массивные животные обитают:
а) в водной среде; +
б) в наземно-воздушной среде;
в) почвенной среде;
г) биотической среде.
23. Взвешенные, парящие в воде организмы объединяются в особую экологическую
группу гидробионтов:
а) нейстон;
б) планктон; +
в) нектон;
г) бентос.
24. Растения или животные с крайне узким ареалом и ограниченные в своём
распространении отдельной областью или страной называются:
а) реликты; б) эндемики; + в) индикаторы; г) эдификаторы.
25. Живые организмы по наличию, состоянию и поведению которых можно судить о
степени изменений окружающей среды, называются:
а) реликты; б) эндемики; в) индикаторы; + г) эдификаторы.
26. Синантропизация – это:
а) совместная жизнь двух и более особей разных видов;
б) совместная жизнь двух и более популяций разных видов в дикой природе;
в) обитание в пределах одной территории (акватории) представителей двух близких
видов;
г) приспособление организмов к обитанию вблизи человека. +
27. Сообщества пустырей носят название:
а) рекультивационных;
б) рекультивированных;
в) рудеральных; +
г) реликтовых.
28. Примером конкуренции могут служить отношения между:
а) хищниками и жертвами;
б) паразитами и хозяевами;
в) особями одного вида; +
г) симбиотическими организмами.
Примером отношений типа «хищник – жертва» НЕ могут служить пары
организмов:
а) щука и карась;
б) лев и зебра;
в) пресноводная амеба и бактерия;
г) шакал и гриф. +
30. Наука о популяциях и их взаимоотношениях со средой получила название:
а) аутэкология;
б) демэкология; +
в) синэкология;
г) урбаэкология.