Курса факультета экологии
В О П Р О С Ы
НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
КУРСА ФАКУЛЬТЕТА ЭКОЛОГИИ
1. Виды внеклассной работы. Методика их проведения.
2. Методы и методология.
3. Развитие экологического образования в России. Организация экологического образования в Краснодарском крае.
4. Выдающиеся ученые, разрабатывавшие методические идеи преподавания биологии и экологии.
5. Универсальная этика, биоцентризм.
6. Требования, предъявляемые к уровню усвоения знаний по экологии. Основная школа.
7. Методы научных исследований, применяемые в методике преподавания.
8. Этапы становления психологии как науки.
9. Содержание экологического образования.
10. Главные задачи и проблемы методики преподавания биологии и экологии.
11. Значение психологических знаний для обучения и воспитания детей.
12. Стандарты экологического образования.
13. Система изучения биологических дисциплин в школе. Основные принципы построения программ по биологии и экологии.
14. Связь психологии с другими науками о человеке.
15. Задачи экологического образования.
16. Структура урока, его цели и содержание. Типы уроков.
17. Психологическая служба в системе образования.
18. Методы учебно-практических исследований в основной школе.
19. Урок - основная форма учебной работы. Основной подход к планированию урока.
20. Понятие «способность», классификация способностей.
21. Требования, предъявляемые к уровню усвоения знаний по экологии. Средняя школа.
22. Формы проверки знаний учащихся по биологии и экологии. Методика проведения опроса.
23. Развитие способностей в учебной деятельности.
24. Принципы экологического образования.
25. Место естествознания в российской школе. Развитие методики преподавания биологии и экологии в России.
26. Основные отрасли психологии, ее задачи.
27. Модели экообразования.
28. Формы организации учебной работы по биологии и экологии, их взаимосвязь и единство.
29. Понятие «мышление», виды и формы мышления.
30. Цели экологического образования.
31. Планирование работы школы и учителя. Виды планов и их значение.
32. Педагогическое общение.
33. Методы учебно-практических исследований в старшей школе.
34. Организация и методика проведения фенологических наблюдений, их место и значение.
35. Основные мыслительные операции.
36. Требования, предъявляемые к уровню усвоения знаний по экологии. Начальная школа.
37. Внешкольное образование.
38. Понятие «память», классификация вида памяти, процессы памяти.
39. Понятия, обеспечивающие функциональную полноту описания экосистемы в общем виде.
40. Организация и методика проведения массовых тематических работ: биологических вечеров, экологических мероприятий и тд.
41. Отрасли и разделы педагогики.
42. Системный подход и его основания.
43. Методы и методические приемы обучения биологии и экологии, их многообразие и взаимосвязь.
44. Возникновение и развитие педагогики.
45. Экология как наука. Особенности научного познания в экологии.
46. Экскурсии в природу, их место и значение в системе обучения биологии и экологии, методика их организации и поведения.
47. Понятие «внимание», виды и свойства внимания.
48. Структура содержания общеобразовательной области «Экология».
49. Основные методические требования к ответам и знаниям учащихся.
50. Понятия «ощущение», классификация ощущений, общие свойства и закономерности ощущений.
51. Стандарты экологического образования.
52. Лабораторные занятия, их виды, место и значение и системы обучения биологии и экологии, методика проведения.
53. Социализация личности.
54. Принципы экологического образования.
55. Особенности изучения экологии в школе. Варианты экологического образования. Задачи и функции школьной экологии.
56. Психологические особенности личности.
57. Требования к профессиональной компетенции преподавателя экологии.
58. Место и значение экскурсии. Особенности проведения осенней и весенней экскурсии по ботанике.
59. Понятие личности в психологии.
60. Понятия, обеспечивающие функциональную полноту описания взаимодействий в экосистеме в общем виде.
61. Массовые внеклассные мероприятия по биологии и экологии, методика их проведения.
62. Методы воспитания.
63. Уровни учебного содержания на основных этапах обучения. Средняя школа.
64. Материально-техническое оснащение преподавания биологии и экологии, оборудование кабинета. Организация учебно-опытного участка и методика работы на нем.
65. Сущность процесса воспитания.
66. Характеристика научного творчества в экологии.
67. Экосистемный подход при изучении многообразия живых организмов.
68. Методы психолого-педагогического исследования.
69. Учебники и учебно-методические пособия по экологии.
70. Система профессионального образования.
71. Сущность процесса обучения.
72. Четыре компонента научного познания в экологии. Вернадский о научном познании.
73. Организация и методика проведения факультативных занятий по биологии и экологии, кружка юных биологов и экологов.
74. Формирование и развитие личности.
75. Содержание экологического образования.
76. Методика преподавания как учебная дисциплина. Предмет методики преподавания биологии и экологии.
77. Понятие «восприятие», виды и свойства восприятия.
78. Аналитический и функциональный подход в познании природы.
79. Внеурочная работа по биологии и экологии, ее формы и значение, методика преподавания.
80. Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства.
81. Задачи экологического образования.
82. Внеклассная работа, ее виды и значение в системе обучения биологии и экологии.
83. Развивающее обучение. (Д.В. Эльконик – В.В. Давыдов).
84. Структура научного познания в экологии.
85. Классификация методов обучения. Выбор методов обучения в зависимости от содержания темы, возраста учащихся, условий и форм занятий.
86. Понятие «содержания образования».
87. Требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки преподавателя.
88. Содержание, структура и значение календарно-тематических и тематических планов.
89. Теория поэтапного формирования умственных действий
(П.Я. Гальперин).
90. Уровни учебного содержания на основных этапах обучения. Основная школа.