Правовое регулирование охраны и рационального использования животного мира
Комплексным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения по использованию и охране объектов животного мира, является Федеральный закон № 52-ФЗ от 24 апреля 1995 г. «О животном мире». Предметом регулирования законодательства в области использования и охраны животного мира являются только совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию РФ и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской федерации.
Охрана животного мира представляет собой деятельность, направленную на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также на создание условий для устойчивого использования и воспроизводства объектов животного мира.
Животный мир в пределах РФ является государственной собственностью. Животный мир может быть представлен в пользование юридическим и физическим лицам для следующих видов пользования: охота; рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих; добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства; использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира – почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтратов и других; изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных эстетических целях без изъятия их из среды обитания; получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира.
Пользование животным миром осуществляется посредством изъятия объектов животного мира из среды их обитания либо без такового. Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находиться в собственности:
- частной;
- государственной;
- муниципальной.
Видами прав на пользование животным миром является:
- долгосрочное пользование (для юридических лиц);
- краткосрочное пользование (для граждан).
Правоудостоверяющими документами соответственно являются: долгосрочная и краткосрочная лицензии, а также договор о предоставлении территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.
В соответствии со ст. 35 Федерального закона «О животном мире» пользование животным миром осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензии в течение срока, указанного в лицензии по соглашению сторон и зависящего от вида пользования животным миром в границах определенной территории и акватории. Пользование животным миром осуществляется гражданами на основании именных разовых лицензий на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте или на конкретный срок.
Основными государственными мерами, обеспечивающими рациональное использование и охрану животного мира, являются:
- ведение государственного учета и государственного кадастра объектов животного мира;
- ведение государственного мониторинга объектов животного мира;
- осуществление государственного контроля в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;
- установление лимитов использования объектов животного мира;
- установление стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны животного мира и среды его обитания;
- разработка и реализация специальных государственных программ;
- проведение обязательной государственной экологической экспертизы, в том числе материалов, обосновывающих объемы изъятия объектов животного мира и др.;
- установление ограничений и запретов на использование объектов животного мира;
- осуществление мероприятий по регулированию численности объектов животного мира;
- государственный учет зоологических коллекций и др.
Правовые меры охраны атмосферного воздуха.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды являются:
1) атмосферный воздух и озоновый слой атмосферы;
2) околоземное космическое пространство.
Основным нормативно-правовым актом законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха является ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
В рамках правовых мер, направленных на охрану атмосферного воздуха, законодатель установил:
ПДВ – нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
ПДК – нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и нормативы предельно допустимых уровней вредных физических воздействий и ряд других.
Ответственность за совершение экологических правонарушений.
Экологическая ответственность – это вид юридической ответственности, которая означает обязанность претерпевать неблагоприятные последствия за совершенное экологическое правонарушение в соответствии с санкцией нарушенной нормы права.
Основанием экологической ответственности является совершение экологического правонарушения, которое представляет собой виновное противоправное деяние (действие или бездействие), посягающее на установленный экологический правопорядок и причиняющее вред природной среде либо создающее реальную угрозу такого причинения.
В состав экологического правонарушения входят: субъект (субъекты), субъективная сторона, объект и объективная сторона.
Статья 79 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закрепляет положение, согласно которому вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме.
Возмещение вреда жизни и здоровью граждан является в своей основе гражданско-правовым отношением. К нему можно в полной мере применить все принципы возмещения вреда, предусмотренные гражданским законодательством, разумеется, с теми особенностями, которое налагает на них такое основание ответственности, как экологическое правонарушение.
В целом экологический вред, причиненный жизни и здоровью, может возмещаться тремя способами:
1) административный порядок возмещения вреда, который включает в себя социальные выплаты, льготы и пособия, выплачиваемые потерпевшим;
2) договорный порядок возмещения, выражающийся в системе экологического страхования;
3) судебный порядок, предполагающий обычный гражданско-правовой способ взыскания причиненного вреда.
Экологический вред жизни и здоровью обладает некоторой спецификой по сравнению с вредом, имеющим иное происхождение, в частности его «вторичность» по отношению к экологическому правонарушению, сложность доказывания факта противоправного поведения причинителя вреда и причинной связи. Это обусловливает необходимость закрепления в Гражданском кодексе отдельных норм о возмещении экологического вреда здоровью и норму о взыскании суммы возмещения экологического вреда жизни и здоровью граждан за счет соответствующих средств государства при невозможности установления причинителя вреда.
Административным экологическим правонарушением признается противоправное, виновное действие либо бездействие, посягающее на установленный в РФ экологический правопорядок, здоровье и экологическую безопасность населения, причиняющее вред окружающей природной среде или содержащее реальную угрозу причинения, за которое предусмотрена административная ответственность.
Кодекс об административных правонарушениях (глава 8) предусматривает административную ответственность за такие экологические правонарушения, как нарушение законодательства об экологической экспертизе, сокрытие или искажение экологической информации, порча земель, нарушение требований по охране недр, нарушение правил водопользования, нарушение правил охраны атмосферного воздуха, нарушение правил лесопользования, уничтожение мест обитания животных, нарушение правил охраны рыбных запасов и др.
Самым распространенным видом административной ответственности за экологические проступки является штраф. Цель штрафа воспитательная, предупредительная. Штраф не рассматривается как мера компенсации. Поэтому, сумма штрафа может превышать причиненный вред или, наоборот, быть меньше него, или может назначаться при отсутствии какого-либо вреда. Штраф не освобождает виновного от обязанности возмещения причиненного вреда.
Наиболее общественно-опасные правонарушения в сфере экологического права признаются законодателем экологическими преступлениями. Уголовный кодекс РФ выделил экологические преступления в отдельную главу (ст. ст. 246-262). Уголовная ответственность предусмотрена за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, загрязнение вод, порча земли, незаконную добычу водных животных и растений, незаконную охоту и др.