VII. Краткое пояснение к работе над первым сочинением
Первое сочинение мы проводили в основном для того, чтобы получить хотя бы приблизительное представление об общем уровне развития связной речи учащихся своего конкретного V класса. Поэтому подготовка к нему была минимальной, чтобы каждый учащийся проявил самостоятельность, показал, на что он способен. Детям была предоставлена полная свобода в выборе тем: напиши, о чем бы тебе хотелось рассказать одноклассникам, друзьям, родителям и т. д.
Забегая несколько вперед, кратко скажем о результатах этой работы. Как говорится, они превзошли все ожидания: почти во всех сочинениях, озаглавленных «Летние каникулы», избранная тема практически была подменена другой («Памятный случай», «Интересная поездка (прогулка, находка)» и т. п.). Эти работы впоследствии использовались нами в беседе о теме сочинения, о необходимости осмысливать и соблюдать ее границы.
Домашнее задание: написать сочинение.
Урок 14. Правописание падежных окончаний
Прилагательных
I. Словарно-орфографическая работа.
(18) Ряби́на. Ряб — ‘пестрый’, ‘рябой’ (слав.)
Ряби́нка.
Ряби́нник.
Ряби́нный.
Ряби́новый.
II. Осложненное списывание. Задание: дописать окончания прилагательных, указать их падеж и род.
1. — Какую мы песню споем?
Какую мы сказку расскажем?
— Красив.. песню споем.
Хорош.. сказку расскажем.
(Из детского фольклора.)
×
2. В дожде закатн..м
Радуга сияла.
(И. Бунин.)
3. Любил я
×
Осень поздн.. в России.
(И. Бунин.)
З а д а н и я: 1. Отметить знаком × существительные, от которых задается вопрос к прилагательным; в скобках написать эти вопросы. 2. Дописать окончания прилагательных.
III. Комментированное выборочное списывание на материале предложений, в которых словосочетания имеют прямой порядок слов.
З а д а н и е: выписать словосочетания существительных с прилагательными по образцу: .
Используется текст упр. 101 (первое и второе предложения).
IV. Комментированный выборочный диктант, используется текст упр. 101 (третье и четвертое предложения). Задание и образец записи те же, что и в предыдущей работе, но текст предложений воспринимается детьми на слух.
V. Объяснительный диктант.
Под малиновым кусточком шелкова трава растет. Под рябиновым кусточком цветик розовый цветет. Под калиновым кусточком наша Катя платье шьет.
(Детская русская народная песенка.)
Задание: объяснить правописание падежных окончаний прилагательных, а также безударных гласных в корне слов малиновый и рябиновый.
VI. Составление предложений по учебным рисункам на тему «Что нарисовали девочки?», грамматическое задание — употребить в предложениях прилагательные женского рода в винительном падеже, а мужского — в предложном. (Например: Лена на рисовала синюю астру на белом фоне, а Таня — красную на светло-зеленом.)
Домашнее задание: упр. 107.
Урок 15. Местоимение
I. Словарно-орфографическая работа.
(19) Печа́ль. Пе́ча — ‘забота’ (слав.)
Печа́льный.
Печа́льно.
II. Фронтальный опрос.
III. Зрительный диктант.
На белом песочке
у маленькой речки
птенцы отдохнут.
(Детская русская народная песенка.)
В ходе подготовки к зрительному диктанту ученики объясняют правописание надежных окончаний существительных и прилагательных.
IV. Диктант с последующей самопроверкой по плакату.
Медуницы
В сырой тени доцветают высокие синие уже выбросили шершавые ланцетные хлопотливо мечутся муравьи.
(Н. Никонов.)
З а д а н и я: 1. Составить схему связи предложений в тексте диктанта. 2. Заключить в рамки (или подчеркнуть) сцепляющие слова.
Вывод из наблюдений: местоимения могут быть сцепляющими словами, потому что местоимение замещает существительное из предыдущего предложения. (Вспомним повторяющиеся существительные в роли сцепляющих слов.)