V. Правописание предлогов с местоимением

— Найдите местоимение с предлогом в предложении, написанном на доске: Надо мной небо синее, облака лебединые. Докажите, что надо является предлогом, а не приставкой.

Знакомим учащихся с беглым гласным о в предлогах.

VI. Склонение местоимения я с предлогами. На доске написаны предлоги, которые надо употребить при склонении.

И.—

Р. от, для, до

Д. к (ко)

В. про, через, сквозь

Т. над (надо), под (подо), перед (передо), с (со)

П. при, в (во), о, об (обо)

Учитель ставит перед предлогами подходящие по смыслу глаголы, называет надежные вопросы, ученики хором проговаривают местоимение с предлогом; например, сделал (для кого?) для меня; затем на доске и в тетрадях записываются словосочетания, во второй части которых — предлоги с беглым гласным о: приходит ко мне; шефствует надо мной и т. д.

VII. Склонение местоимения он с предлогами. Повторяется правило о «прибавлении» н после предлогов к местоимениям 3-го лица, а также о правописании окончаний глаголов 2-го лица ед. числа (ь после ш).

VIII. Творческое списывание. З а д а н и е: восстановить опущенные местоимения, устно указать, вместо каких существительных они употреблены, а также какого они лица и числа.

1. С ... одним она была

Добродушна, весела.

2. Перед ... во мгле печальной

Гроб качается хрустальный.

3. Только месяц показался,

Он за ... с мольбой погнался.

(А. Пушкин.)

Домашнее задание: § 21; упр. 108 (устно), 65 (письменно).

Урок 16. Местоимение

I. Словарно-орфографическая работа.

(20) Пра́здник. Праздь — ‘свобода’, ‘не занятый работой день’ (слав.)

Пра́здничный.

Пра́зднично.

II. Диктант с последующей самопроверкой по заранее оформленной (и пока закрытой) записи на доске.

В полях созрел ячмень.

Он радует меня.

Брожу я целый день

По волнам ячменя.

(И. Северянин.)

З а д а н и я: 1. Рассказать о связи предложений в тексте. 2. Подчеркнуть сцепляющие слова.

III. Синтаксический разбор предложения На улице во всем чувствовалось приближение праздника.

IV. Склонение местоимений мы и они (устно).

V. Зрительный диктант.

Караваны птиц надо мною летят. (А. Ф а т ь я н о в.)

VI. Упражнение на замену. З а д а н и е: заменить местоимение 3-го лица мн. числа местоимением 1-го лица ед. числа по о б р а з ц у: не сомневаешься в них — не сомневаешься во мне.

обратишься к ним заботишься о них

встретишься с ними шефствуешь над ними

VII. Творческий диктант. З а д а н и е: заменить местоимение 1-го лица мн. числа местоимением 1-го лица ед. числа.

1. Мы стоим на берегу Волги. 2. Перед нами — зеркальная гладь реки. 3. Над нами — голубое небо. 4. Справа от нас — городской парк, слева—областная библиотека.

Домашнее задание: упр. 110.

Урок 17. Глагол. Неопределенная форма.

Спряжение глагола

I. Словарно-орфографическая работа.

(21) Кома́нда. Ср.: ко́мполка, ко́мсостав.

Команди́р.

Команди́рский.

II. Зрительный диктант.

1. Команда должна встретиться с противником через неделю.

2. Команда встретится с противником через неделю.

III. Характеристика глаголов встретиться и встретится. В беседе подчеркиваем: спряжение глагола по личным окончаниям узнается только в том случае, если это окончание ударное.

IV. Выборочный диктант на материале словосочетаний. З а д а н и е: выбрать из диктуемых словосочетаний глаголы с ударными личными окончаниями и записать их в две колонки (по спряжениям: I, II).

Приедешь рано, войдешь в класс, позвонишь другу, услышишь музыку, объяснит задание, напишет письмо, решите задачи, доставят почту, принесут газеты, построят стадион, сошьют форму.

V. Выборочный диктант с грамматическим заданием: выбрать глаголы с безударными окончаниями b записать их в неопределенной форме.

Говорим с бригадой, строим вместе, красит стены, готовит пищу, отдохнете летом, шьют одежду, лечат больных.

VI. Повторение правила: глаголы на -ить с безударными личными окончаниями относятся ко II спряжению. Например: строить — ты строишь, он строит, мы строим, вы строите, они строят.

VII. Образование глагольных форм. З а д а н и е: от глаголов, записанных в ходе выборочного диктанта (см. V), образовать формы 2-го лица ед. числа; обозначить в них окончания.

VIII. Конструирование предложений. З а д а н и е: составить предложения, употребив в них в качестве сказуемых глаголы, выписанные в ходе выборочного диктанта (см. V). О б р а з е ц: Корабелы строят корабли.

IХ. Повторяется спряжение глаголовсмотреть и видеть (по таблице или записи на доске). Письменно спрягается глагол увидеть.

Х. Выборочный диктант с последующим пунктуационным разбором первого предложения и пересказом второго. З а д а н и е: выбрать из текста диктанта глаголы с безударным личным окончанием; указать их спряжение.

1. Ветры клонят медуницу,

Спелой озимью горчат...

2. Чем больше ходишь по земле, тем больше видишь, тем богаче становятся такие простые слова, как «лес», «поле», «речка», тем прекраснее становится самое древнее из всех слов — Родина.

(Т. Белозеров.)

Домашнее задание: § 15; упр. 72.

Урок 18. Безударные личные окончания глаголов.

Правописание -тся и -ться в глаголах

I. Словарно-орфографическая работа.

(22) Костю́м. Ср.: ко́смос.

Костю́мный (жакет).

Костюме́р.

У с т н о: слова костюм и космос далекие родственники; общее в их значении — «упорядоченное целое».

Наши рекомендации