Как живут и работают суффиксы

Жили суффиксы -тель-, -ист- и -щик-. Были они очень дружные. Каждое утро ходили вместе с учениками в школу и образовывали новые слова: учить + -тель- = учитель; руководить + -тель- = руководитель; пианино + -ист- = пианист; виолончель + -ист- = виолончелист; барабан + -щик- = барабанщик. Но вот друзьям-суффиксам попалось новое и очень трудное слово доктор. Как ни старались они образовать новое слово, ничего не получалось. Пробовал и -тель-, и -ист-, и -щик-, но у них получались какие-то странные и никому не понятные слова. «Что же делать? Как образовать новое слово?» — спросил -щик-. Молчание... Минуты через две раздалось: «У меня есть прекрасная идея, давайте позовем на помощь суффикс -ш-, он обязательно поможет нам!» — это, радуясь, говорил -ист-. «Давайте! Давайте!» — в два голоса кричали -щик- и -тель-. И вот друзья уже у суффикса -ш-. -Ш- не заставил себя долго упрашивать, а сразу же пошел и образовал слово докторша: доктор + -ш- = докторша. «Ура! Ура!» — орали но все горло наши суффиксы, а закончив кричать, задумались. Кого же так называют — доктор-ша? Жену доктора или женщину-доктора?

(Марина Кузьмина.)

Дождик

(О том, как поссорились суффикс с корнем.)

Шел на улице дождик. И все были ему рады. «Дождик, дождик, пуще!» — кричали малыши и бегали по теплым лужицам.

— Видишь, Корень, как мы с тобой всем нужны, — радовался суффикс Ик.

— Кто это «мы»? Если кого здесь и хвалят, то только меня. Ты же ничего не значишь! — сказал Корень.

— Я... я не значу?! — задохнулся от возмущения Ик. — Посмотрим, что ты будешь делать без меня. И он ушел.

— Подумаешь, я своих друзей суффиксов позову. Вон Ищ и Ишк стоят.

И Корень позвал суффикс Ищ. Вскоре полил такой дождище, что по лужам запрыгали белые пузыри.

«Какой дождище! На улицу носа не высунешь: сыро, холодно, скорей бы он кончился!» — говорили все.

«Нет, Ищ, не идет у нас с тобой дело. Позову-ка я Ишк», — решил Корень.

И вот заморосил мелкий надоедливый дождишко. «Так мы до осени не прорастем!» — заволновались в земле семена.

— Нет, не обойтись мне без суффикса Ик, — подумал Корень.

А Ик — вот он: рядом стоит.

— Знаешь, Ик, ты прости меня. Теперь я понял, что ты тоже много значишь. Может, даже больше меня, — виновато сказал Корень.

— Ладно уж, — миролюбиво проворчал Ик, — все равно ты главный — ведь без тебя и слова бы не было.

И в городе опять пошел теплый дождик.

(Оля Соловьева.)

Фонарь

Когда мне было восемь лет, произошла одна смешная история. Однажды, это было в выходной, мы встали от резкого звонка.

— Кто это мог так рано к нам пожаловать? — спросил папа. Но мама уже держала руках принесенную почтальоном телеграмму. Она прочитала:

— Встречайте. Поезд 89. Вагон 7. Вова.

— Ура! — закричал я.

Приезжает мой старший двоюродный брат Вова. Он живет в Нижегородской области, ему четырнадцать лет, и он едет к нам на летние каникулы.

Мы с мамой занялись уборкой, приготовлением праздничного обеда, а папа поехал встречать Вову. Они явились как раз к обеду. Обняв и поцеловав Вову, мама спросила:

— А что это ты, Вова, в черных очках?

— Так просто,— с усмешкой ответил он и снял очки. Папа так и ахнул:

— Ну и красивый у тебя «фонарь»!

Я не понял, о чем они говорили. После обеда подошел к Вове и попросил:

— Вон, дай, пожалуйста, поглядеть твой «фонарь».

Он засмеялся и показал на темно-синее пятно под глазом:

— Вот это и называется «фонарь»,— объяснил Вова.

Так я узнал, что у слова «фонарь» два значения:

1. Осветительный прибор, в котором источник света окружен стеклом или слюдой.

2. Синяк на лице от побоев или ушиба.

(Саша Артамонов.)

[1] В скобках указаны номера орфографических правил по школьному учебнику для V класса: одной чертой подчеркнуты номера правил, которые изучались в III классе, двумя — во II классе.

[2] Не раз приходилось наблюдать, как дети, проверив написание суффиксов существительных -ик, -ек, произносили слова, «глотая» гласные («нет шалашка», «нет карандашка»), и делали вывод — суффикс -ек и т. п.

[3] См.: Шанский Н. М., Иванов В. В., Шанская Т. В. Краткий этимологический словарь русского языка / Под ред. С. Г. Бархударова.— 3-е изд., испр. и доп.— М., 1975.— С. 326.

[4] Точнее этот вид работы следовало бы назвать так: выборочное списывание с использованием графических схем, однако для краткости здесь и далее слова «с использованием графических схем» опускаются.

[5] Конкретные примеры изложений с использованием графических схем см. в конспектах уроков.

[6] Термин п р и д а т о ч н а я ч а с т ь вводится нами в V классе.

[7] См.: Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык: 5-9 кл. — М.: Просвещение, 1999.

[8] Термины основа и нулевое окончание вводятся нами до изучения раздела «Морфемика».

[9] Здесь и далее страницы, номера параграфов и упражнений указаны по учебнику: «Русский язык. 5 класс» / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба. — 26-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1999.

[10] Здесь и далее цифры в скобках обозначают: 1-я — количество часов, отводимых на изучение раздела; 2-я — количество часов, отводимых на работу по развитию связной речи, предусмотренных программой по русскому языку.

[11] Слова, используемые для словарно-орфографической работы, даются под номерами в порядке их изучения и записи в словариках учащихся.

[12] Здесь и далее в текстах тренировочных работ орфограммы выделяются шрифтом. Учащиеся графически оформляют их так же, как в учебнике.

[13]См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. — 14-е изд. — М., 1982.

[14] Вопросы к наречиям вписываются во вторую колонку в ходе беседы.

[15]Основа сюжета заимствована из рассказа В. Бианки «Плавунчик». Рисунки были изготовлены студентами — шефами класса.

[16] Предложения для наблюдений написаны на доске до урока.

[17] Разбор предложений здесь частичный: подчеркиваются грамматические основы предложений указываются главная и зависимая (придаточная) части.

[18] Программа отводит на изучение данного раздела 18 часов, из них 2 часа мы передаем предыдущему разделу и 2 часа последующему по фонетике и графике ученики получают в начальных классах несравнимо большую подготовку, нежели по синтаксису и лексике.

[19] См.: Сладков Н. Под шапкой-невидимкой. — Л., 1968. — С. 122.

[20] См.: Чарушин Е. Как мальчик Женя научился говорить букву р. — М., 1960.

[21]К 10 часам, отводимым на данный раздел Программой, прибавляем 2 часа, сэкономленных при изучении темы «Фонетика и графика».

[22] На данном уроке дети знакомятся с однозначными и многозначными словами на примере только существительных.

[23]Можно использовать иллюстрации Г. Макеевой, см.: Демыкина Г. Капризный день. — М., 1970.

[24] См.: Фетисов В. Берестяной кузовок. — Л., 1966, и др. изд.

[25] Криноли́н — широкая юбка на тонких обручах модная в 1860-х годах.

[26] Существует легенда о том, как появилось слово гитара. Мастер, который сделал первую гитару, назвал ее сначала первым слогом своего имени — Ги (от Гийола), подумал: «Слишком коротко». И добавил к этому слогу имя своей жены — Тара. Получилось: гитара. (С. Блохина.)

[27] Уместно также использовать фрагменты из рассказа В. Драгунского «Друг детства».

[28] Ср.: почерк чёткий — линия четка́.

[29]См.: Павлышские сказки.— М.: Детская литература, 1979. Очень желательна демонстрация этой уникальной книги на уроке: детей она не только интересует, но и вдохновляет: «Давайте и мы напишем книгу!»

[30] Внимание детей акцентируется на том, что по данной теме для них является новым, т. е. на существительных, обозначающих действие и признак.

[31]На уроке демонстрируются рисунки с изображением животных.

[32]Топаз — блестящий драгоценный камень различной окраски.

[33]Калан — камчатский бобр, морская выдра; хищное млекопитающее.

Наши рекомендации