Урок 13. Правописание корней с чередующимися

гласными и — е

I. Словарно-орфографическая работа.

(163) Блесте́ть, блестя́щий, блестя́ще, но: блесну́ть блесну́вший.

II. Правописание корня -лаг- — -лож- (повторение правила).

III. Упражнение на лексическую сочетаемость слов. Задание: подобрать к существительным просьба, старания, услуги, на отдых подходящие по смыслу глаголы с корнем -лаг-; указать для каждого глагола его видовую пару.

IV. Объяснение нового материала: правописание корней с чередующимися гласными и—е. Для наблюдения и выводов используется таблица, на которой представлены глаголы с чередующимися гласными и—е в корне: собираю — соберу, растираю — растереть.

Повторяется один из выводов первого урока по видам глагола: суффикс -а- характерен для глаголов несовершенного вида.

V. Первичное закрепление изучаемого материала строим таким образом, чтобы ученики сразу убедились в том, что правило о чередовании и написании и—е в корне слова действует не только в глаголах, но и в словах других частей речи глагольного происхождения. Поясняя задания, подчеркиваем: когда орфограмма в корне слова, принадлежность слова к той или другой части речи значения не имеет.

1. Упражнение на словообразование.

Задание: образовать как можно больше слов от глаголов зажигать и замирать; указать, к каким частям речи относятся образованные вами слова.

2. Осложненное списывание. Задание: вставить пропущенные буквы; обозначить корни слов; указать, к какой части речи относится каждое слово.

Выч..тание, заж..гательная смесь, изб..рательный участок, расст..лать, обт..рание, неразб..риха, заж..галка, зам..рание, уд..рают.

VI. Диктант с орфографическим и пунктуационным заданием.

1. Рябиновый свет заката умирал над степью. (Б. Лавренев.) 2. Окно захлопнулось со звоном, блеснула молния огнем. (И. Бунин.) 3. Простор поднебесья рванули грачи, и тысячью лезвий блеснули лучи. (Н. Берендгоф.)

Задание: объяснить правописание слов на изучаемое правило и постановку знаков препинания.

VII. Чтение (наизусть) учеником или учителем стихотворения С. Я. Маршака «Текла, извивалась, блестела река...» Задание классу: выбрать из текста стихотворения слова на изучаемое правило; запомнить предложения, в которых они употреблены.

Синтаксический и пунктуационный разбор этих предложений.

1. Текла, извивалась, блестела река меж зеленых лугов. 2. Лишь где-нибудь в проруби зыбко играет и дышит река, и в ней красноперая рыбка блеснет чешуей иногда. (С. Маршак.)

VIII. Орфографический разбор слов блестела — блеснет, извивалась, в проруби, дышит.

Домашнее задание: § 112; упр. 653, 654.

Урок 14. Правописание корней с чередующимися

гласными и — е (закрепление)

I. Словарно-орфографическая работа.

(164) Блиста́ть.

Блиста́ние.

Блиста́тельный.

Блиста́тельно.

II. Упражнение на слово- и формообразование. Задание: к данным глаголам (они диктуются учителем) подобрать видовую пару; образовать от глаголов совершенного вида форму прошедшего времени.

Образец: зажигать — зажечь — зажег.

Поджигать, разжигать, сжигать, обжигать, пережигать.

III. Синтаксический разбор предложений.

1. Зажигают светлячки золотые огоньки. (Б. Белова.) 2. Дом на солнце заблистал, украшает весь квартал. (А. Барто.)

Морфемный и орфографический разбор слов зажигают, заблистал.

IV. Чередование -им- — -я-, -ин- — -а-.

Несов. вид Сов. вид Несов. вид Сов. вид

Принимать — принять. Начинать — начать.

Обнимать — обнять. Зажимать — зажать.

Наблюдения и выводы: 1) для глаголов несовершенного вида характерен суффикс -а-; 2) в корне с чередующимися -им- — -я-, -ин- — -а- пишется и, если после корня суффикс -а-.

V. Осложненное списывание на материале отдельных слов. Задание: вставить пропущенные буквы, обозначить корни слов.

Изб..ратель, пон..мание, расст..латься, бл..стеть, бл..снуть, бл..стательный, бл..стяще, запом..нание.

VI. На этом же уроке начинается рассредоточенная подготовка к сочинению «Как я... (что-то делаю)». Читаем текст примерного сочинения на тему «Как я убираю комнату», на материале которого далее проводится выборочный диктант. Перед чтением текста учитель предлагает детям обратить внимание на то, в какой последовательности автор сочинения рассказывает о своей работе, о своих действиях, как он избегает неоправданного повторения слов потом или затем.

VII. Выборочный диктант на материале текста примерного сочинения. Ученики выбирают из него слова с чередующимися -и- — -е-, -им- — -я-, -ин- — -а- в корне.

Как я убираю комнату

Уборкой комнаты я занимаюсь обычно в субботу, после обеда.

Сначала я скатываю и выношу на улицу ковер, снимаю с подоконника цветы и поливаю их.

Потом я начинаю чистить окна, стараясь оттереть со стекол все пятна. В этом мне помогают разные моющие средства. Вот окна уже блестят, сверкают. В комнате стало светлее, просторнее. Теперь я беру чистую мягкую тряпку и вытираю пыль с мебели. Потом приступаю к мытью полов. Воды не жалею, обязательно добираюсь до всех углов. Наконец последний раз отжимаю тряпку и вешаю ее сушить. Выбиваю на улице ковер, расстилаю его на чистом полу и облегченно вздыхаю: «Ух! Устала немножко. Но как приятно отдыхать теперь в чистой, уютной комнате».

Домашнее задание: упр. 651.

Наши рекомендации