Процедура оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС)
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЯДЕРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ « НИЯУ МИФИ»
Обнинский институт атомной энергетики филиал НИЯУ МИФИ
Кафедра экологии
Дипломная работа:
Оценка воздействия на компоненты окружающей среды процесса строительства узла доочистки промывных вод станции обезжелезивания водозаборных сооружений Смоленской АЭС и расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду
Дипломник ______________ Дияшина В.А.
гр.ЭКЛ-С07
Руководитель ______________ Латынова Н.Е.
к.б.н.
Рецензент ______________ Аксёнова С.Г
Начальник ОООС Смоленской АЭС
Дипломную работу к защите допустить
Зав.кафедрой экологии к.т.н. ______________ Игнатенко Г.К.
Обнинск,2012
Реферат
Дипломная работа на тему: «Оценка воздействия на компоненты окружающей среды процесса строительства узла доочистки промывных вод станции обезжелезивания водозаборных сооружений Смоленской АЭС и расчет платежей за негативное воздействие на окружающую среду».
Объектом исследования явилась площадка строительства узла доочистки промывных вод станции обезжелезивания водозаборных сооружений Смоленской АЭС.
В дипломной работе были изучены характеристики природных компонентов площадки строительства, а именно приведены краткие сведения о геологическом строении исследуемой площадки, климатических и метеорологических характеристиках исследуемого района, поверхностных и подземных водах, растительного и животного мира, а также почвенного покрова площадки строительства. Изучены проектные решения по проведению строительства узла доочистки промывных вод. Изучены и освоены методики, используемые при оценке воздействия на компоненты окружающей среды. Проведена оценка воздействия на компоненты окружающей среды в процессе строительства узла доочистки промывных вод. В качестве экономической составляющей процедуры оценки воздействия на окружающую среды был произведен расчет плат за негативное воздействие на компоненты природной среды в процессе строительства.
Ключевые слова: оценка воздействия на окружающую среду, площадка строительства узла доочистки промывных вод станция обезжелезивания водозаборных сооружений, природные компоненты, процесс строительства, плата за негативное воздействие, загрязняющие вещества.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ. 5
Сокращения. 7
1.ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ.. 8
1.1 Процедура оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) 8
1.2 Прогноз воздействий на окружающую среду как этап ОВОС. 14
2. ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. 16
2.1 Характеристика природных компонентов. 16
2.1.1 Геологическое строение и рельеф.. 16
2.1.2 Климатические и метеорологические характеристики. 17
2.1.3 Поверхностные и подземные воды.. 25
2.1.4 Характеристика растительного и животного мира. 27
2.1.5. Характеристика почвенного покрова. 28
2.2 Описание проектируемого узла по очистке промывных вод и обработке осадка станции обезжелезивания водозаборных сооружений. 31
2.3 Обзор методик, используемых при оценке воздействия процесса строительства на компоненты окружающей среды.. 34
2.3.1.Методики оценки воздействия на атмосферный воздух. 34
2.3.2.Методики оценки воздействия на поверхностные и подземные воды. 38
2.3.3.Методики оценки воздействия на почвы.. 42
2.3.4.Методики оценки воздействия отходов. 42
3. Результаты и обсуждение. 44
3.1 Оценка воздействия процесса строительства на компоненты окружающей среды 44
3.1.1 Воздействие на атмосферный воздух. 44
3.1.2 Воздействие на поверхностные и подземные воды.. 50
3.1.3 Воздействие на растительный и животный мир. 52
3.1.4 Воздействие на почвы.. 52
3.1.5 Воздействие отходов на состояние окружающей среды.. 53
3.2. Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду. 55
3.2.1 Расчет платы за негативное воздействие на атмосферный воздух. 55
3.2.2 Расчет платы за негативное воздействие на поверхностные и подземные воды. 60
3.2.3 Расчет платы за негативное воздействие на почвы. 62
3.2.4 Расчет платы за размещение отходов, образующихся в процессе строительства. 62
Заключение. 63
Список литературы.. 66
Приложения. 69
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время экологическая ситуация в экономически развитых регионах и городах РФ часто является неблагополучной, что обусловлено повышенной антропогенной нагрузкой. В связи с этим действующие законодательные и нормативно-правовые акты РФ направлены на постоянное ужесточение требований к сохранению качества окружающей среды, побуждая тем самым природопользователей к внедрению природоохранных мероприятий и эколого-экономическому обоснованию вложенных инвестиций.
Разработка материалов оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду на территории Российской Федерации является обязательной процедурой, направленной на определение негативных последствий намечаемой деятельности и предупреждение возможной деградации окружающей среды.
Начиная с 2006 года на Смоленской АЭС, как и на других предприятиях атомной отрасли, существенно возросло внимание к экологическим проблемам, экологическая безопасность стала одним из высших приоритетов предприятия. В связи, с чем наряду с реализацией других природоохранных мероприятий, возникла необходимость модернизации станции обезжелезивания водозаборных сооружений (ВЗС) Смоленской АЭС и строительства узла доочистки промывных вод. Необходимость встраивания дополнительного водоочистного оборудования непосредственно на производственной площади станции водоподготовки заставляет решать вопросы размещения, монтажа и эксплуатации. От выбранной технологии зависит не только качество отработанной воды, но и габариты станций, затраты на монтаж и эксплуатацию оборудования, а также плата за водоотведение. Опыт эксплуатации действующей станции обезжелезивания САЭС показывает, что существует проблема использования устаревших технологий и оборудования, отсутствуют системы повторного использования промывных вод. Введенная в эксплуатацию в 1985 году станция обезжелезивания Смоленской АЭС (САЭС), по проекту не предусматривала промывку фильтров и обработку осадка, сброс осуществлялся непосредственно «на рельеф», оказывая негативное воздействие на почвы, грунтовые воды. Действующие экологические нормы запрещают сброс загрязнённых промывных вод в открытые водные источники, а действующие правила приёма сточных вод ограничивают их приём в сети водоотведения. Эффективная очистка загрязненных промывных вод на станции обезжелезивания позволит полностью исключить их сброс, устранить загрязнение водных объектов и почв, улучшить экологическую обстановку в месте расположения станции и выполнить требования природоохранного законодательства в области охраны окружающей среды (ст. 60 Водного кодекса РФ №74-ФЗ). Однако сам процесс модернизации, а именно строительство узла доочистки промывных вод станции обезжелезивания, окажет негативное воздействие на ОС, в связи с чем возникает необходимость оценки такого воздействия и разработки мероприятий по его снижению.
Данная работа посвящена оценке воздействия на компоненты окружающей среды процесса строительства узла доочистки промывных вод станции обезжелезивания ВЗС САЭС.
Цель работы: Провести оценку воздействия на компоненты окружающей среды процесса строительства узла доочистки промывных вод модернизации станции обезжелезивания водозаборных сооружений Смоленской АЭС.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- ознакомление с современными отечественными и зарубежными подходами к оценке воздействия объекта на окружающую среду;
- изучение и освоение методик, используемых при оценке воздействия на компоненты окружающей среды;
- оценка влияния процесса строительства на компоненты окружающей среды,
- расчет платы за негативное воздействие на компоненты ОС в процессе строительства узла доочистки промывных вод.
Сокращения
АС – атомная станция
БД – база данных
ВЗС – водозаборные сооружения
ВСВ – временно-согласованный выброс
ГОСТ – государственный стандарт
ЗВ – загрязняющие вещества
НДС – нормативы допустимых сбросов
ОВОС – оценка воздействия на окружающую среду
ОБУВ – ориентировочно-безопасный уровень воздействия
ОНД – общенормативный документ
ОС – окружающая среда
ОС – очистные сооружения
ПДК – предельно – допустимая концентрация
ПС – природная среда
РФ – Российская Федерация
СНиП – Санитарные нормы и правила
СанПиН – санитарные правила и нормы
САЭС – Смоленская Атомная Станция
СЗЗ – санитарно-защитная зона
ТБО – твердые бытовые отходы
ФЗ – Федеральный Закон
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Процедура оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС)
Важным инструментом предотвращения негативного влияния на состояние окружающей среды является процедура оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС).
Под ОВОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду понимается процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.
Проведение ОВОС основано на принципе презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности, т.е. потенциальной экологической опасности любой деятельности. Проведение оценки обязательно на всех этапах подготовки документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, до ее представления на государственную экологическую экспертизу [1].
Материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности разрабатываются в соответствии с требованиями: федерального закона РФ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»[29], федерального закона РФ от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»[28], приказа «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (приложение к приказу МПР РФ от 16.05.2000г. №372)»[20], а также других законодательных актов, нормативных документов, регулирующих природоохранную деятельность в намечаемом районе размещения объекта
Разработка материалов ОВОС должна быть основана на «Положении об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» и практическом пособии к СП 11-101-95 по разработке раздела «Оценка воздействия на окружающую среду».
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС, EIA, (англ. Environmental Impact Assessment) — термин Международной ассоциации по оценке воздействия на окружающую среду. В современном понимании ОВОС - это, прежде всего, систематический процесс, охватывающий как планирование (проектирование), так и осуществление (реализацию) намечаемой деятельности [2].
Цели выполнения ОВОС:
- выполнить комплексную оценку воздействия на окружающую среду и здоровье населения предлагаемых проектных решений намечаемой деятельности в соответствии с требованиями законодательства РФ;
- разработать рекомендации по предотвращению или минимизации воздействий, возникающих при строительстве и эксплуатации объектов намечаемой деятельности, на окружающую среду и связанные с этим социальные, экономические и иные последствия для территории;
- подготовить базу для разработки раздела «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» в составе проектной документации [7].
Задачи ОВОС:
- выполнить предварительную экологическую оценку современного состояния территории размещения объекта в соответствие с Положением об ОВОС.
- на основе предварительной экологической оценки разработать проект Технического задания на выполнение ОВОС для обсуждения с заинтересованными сторонами.
- обсудить с заинтересованными сторонами и общественностью предварительную экологическую оценку и проект Технического задания на выполнение ОВОС с целью получения рекомендаций и предложений к выполнению ОВОС и последующему проектированию.
- выполнить анализ экологических законодательных требований к проектированию намечаемой деятельности.
- выполнить комплексную оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС) с учетом выявленных требований.
- подготовить окончательные результаты ОВОС с учетом замечаний и предложений.
- сформировать и подготовить в виде отдельного тома «Материалы общественных обсуждений».
- сопровождать разработанную экологическую документацию при прохождении согласований, в том числе при прохождении государственной экспертизы [25].
Эффективная система ОВОС базируется на следующих основополагающих принципах:
- демократичность - обеспечение участия и доступа к процессу ОВОС для всех заинтересованных сторон;
- прозрачность - все решения по ОВОС и основания для их принятия должны быть открыты и доступны для участников процесса;
- определенность - процедура и временные рамки оценки должны предварительно согласовываться и соблюдаться всеми участниками;
- надежность - оценка выполняется профессионально и объективно;
- целесообразность (рентабельность) - процесс ОВОС и его результаты обеспечивают защиту окружающей среды с наименьшими затратами для общества;
- гибкость - возможность адаптации процесса ОВОС с учетом специфики объекта, для оценки воздействия которого она используется;
-практическая применимость - информация и результаты, полученные в процессе оценки, должны быть использованы при планировании и принятии решений.
Процедура ОВОС включает (не в порядке проведения) следующие этапы:
- анализ (прогноз) потенциальных воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду и оценку их значимости на всех этапах ее планирования и реализации;
- консультации с заинтересованными в экологических, социальных, экономических и иных аспектах планируемой деятельности сторонами с целью поиска взаимоприемлемых решений;
- документальное оформление процедуры проведения оценки, всех согласований (обсуждений, консультаций) и результатов оценки воздействия;
- использование результатов оценки воздействий в процессе принятия решений, относящихся к намечаемой деятельности.
Данная работа заключается в проведении одного из основных этапов составляющих процесса ОВОС – прогноз (анализ) воздействий на компоненты окружающей среды в процессе строительства и разработка мер по их смягчению.
Для проведения оценки воздействия объекта строительства на окружающую среду необходимо выявить:
- существующие характеристики состояния окружающей среды в районе расположения объекта;
- виды, основные источники и интенсивность существующего техногенного воздействия в рассматриваемом районе;
- характер, объем и интенсивность предполагаемого воздействия проектируемого объекта на компоненты окружающей среды в процессе строительства;
- изменения параметров окружающей среды под воздействием процесса строительства (намечаемой хозяйственной деятельности);
- экологические и социальные последствия строительства объекта.
Степень полноты и достаточности информации о характере природных условий территории рассматривается с позиций ее изученности, особой чувствительности к уже имеющимся воздействиям и тем из них, которые могут произойти в случае реализации проектных решений. Детальность исследований определяется на их начальной стадии и подразумевает наличие информации о характере предполагаемого воздействия на окружающую среду [7].
При оценке экологического состояния территории необходим выбор наиболее емких и информативных критериев оценки состояния биотической и абиотической составляющих экосистем. Особое внимание необходимо обратить на выбор и обоснование критериев, по которым оценивают экологическое состояние отдельных территорий.
Считается, что в начале проведения ОВОС, когда существуют только принципиальные решения по объекту, не получено разрешение на проведение изыскательских работ, точные методы прогноза изменений состояния окружающей среды применять невозможно и не нужно, достаточно экспертных прогнозных оценок, потому что сами решения по объекту могут быть подвергнуты изменениям и, соответственно, изменяться параметры воздействия, а так же по причине нецелесообразности (из экономических соображений) точных методов прогнозирования на данном этапе.
На основе проделанной работы и собранной информации подготавливается проект перечня экологических условий для выработки решений по объекту при проектировании, который включает предложения по экологическим ограничениям реализации хозяйственной деятельности по выбранной альтернативе.
Под экологическими условиями понимают - количественные и качественные ограничения хозяйственной деятельности, которые обусловлены нормами качества окружающей среды. Здесь следует понимать условия, предъявляемые природоохранными и другими органами государственного управления и контроля к организации и ведению хозяйственной деятельности [25].
Существующая практика природоохранной деятельности основывается на нормировании воздействий и прогнозе изменения природных компонентов. Нормативным расчетом в настоящий момент подвергается лишь очень ограниченное число видов воздействий на окружающую среду. Большая же их часть ни допустимых «порогов», ни критериев оценки в рамках нормативного подхода не имеет. Нет даже адекватных средств выявления этих воздействий [28].
ОВОС позволяет результативно использовать весь накопленный опыт природоохранной деятельности и вырабатывать экологически обоснованные хозяйственные решения, осуществление которых гарантированно не приведет к неприемлемым экологическим и связанным с ними социальным, экономическим и другим последствиям [17].