Специальная часть включает

Международные нормы защиты окружающей среды

1. Концепции взаимодействия человека и природы:

1.Полное подчинение человека природе

2.Господство человека нал природой

3.В настоящее время – взаимодействие человека и природы, охрана природы

2. Что такое экологический кризис?:

Экологический кризис может быть определен как нарушение равновесия в экологических системах и в отношениях человеческого общества с природой.

Основные черты экологического кризиса:

1. нарушение экологического равновесия в процессе антропогенной деятельности;

2. неспособность человеческого общества преломить тенденцию ухудшения состояния окружающей среды;

3. высокий уровень загрязнения.

Экологический кризис есть закономерный результат неразрешенного пока противоречия между утвердившейся в истории цивилизации практикой потребительского отношения общества к окружающей среде и способностью биосферы поддерживать систему естественных биогеохимических процессов самовосстановления.

3. Понятие экологического права:

Экологическое право - одна из отраслей в системе российского права.

Иногда эту отрасль называют правом окружающей среды. Бринчук М.М. Введение в экологическое право. М., 1996. С.3.

Экологическое право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по охране окружающей среды от вредных химических, физических, биологических, радиационных воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности (оказывающей названное вредное воздействие на природную среду), а также по рациональному использованию природных ресурсов.

4. Предмет экологического права:

Предметом экологического права являются общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования.

Основополагающим нормативным правовым актом здесь выступает ФЗ от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

По своей структуре ФЗ "Об охране окружающей среды" состоит из преамбулы и 16 глав. (см. содержание общей части «Экологическое право» М.М. Бринчук, до юридической ответственности за экологическое правонарушения).

5. Система экологического права (совокупность институтов общей, особенной и специальной части):

Под системой экологического права понимается структура основных элементов, частей этой отрасли – подотраслей, институтов, норм.

Основные институты экологического права:

1. нормы, регулирующие отношения собственности на природные ресурсы;

2. права природопользования;

3. организации государственного управления в сфере взаимодействия общества и природы,

4. экологическое нормирование, экспертиза, лицензирование юридическая ответственность и др.

Структура (система) экологического права, как учебной дисциплины включает:

1. Общая часть:

(основные положения, обосновывающие наличие отрасли экологического права, и институты данной отрасли);

2. Особенная часть:

(содержание специфических правовых мер по обеспечению рационального использования и по охране земель, недр, вод, лесов и др. природных ресурсов, правовой режим особо охраняемых природных территорий, экологически неблагоприятных территорий, правовое регулирование обращения с химическими и иными веществами, материалами и отходами и др.);

3. Специальная часть:

(право окружающей среды в зарубежных государствах и международное право окружающей среды).

Примечание:

При изучении, в качестве примера, земельного, водного и иного природоресурсного права могут определяться его Общая, Особенная и Специальная части, являясь структурной частью данной отрасли права. (мат. «Экологическое право М.М. Бринчук»).

6. Методы экологического права:

Метод экологического права - это определенные приемы, способы и средства воздействия на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования.

Указанные методы закрепляются в нормативных правовых актах и подкрепляются соответствующими мерами юридического воздействия на участников таких отношений. В свою очередь, именно методы правового регулирования лежат в основе деления права на частное и публичное, которое уходит своими корнями к римскому праву.

Диспозитивный методэто способ регулирования отношений между участниками, являющимися равноправными сторонами. Диспозитивный метод предоставляет им самим решать вопрос о формировании своих взаимоотношений, урегулированных нормами права экологического права. (включает в себя три способа регулирования общественных отношений):

· дозволение совершить определенные действия, имеющие правовой характер;

· предоставление участникам общественных отношений, урегулированных нормами права, определенных прав;

· предоставление лицам, участвующим в определенных взаимоотношениях, возможности выбора варианта своего поведения.

Императивный метод - это способ властного воздействия на участников общественных отношений, урегулированных нормами права. В таких общественных отношениях одной из сторон всегда выступает государственный орган или его должностное лицо, что предопределяет его властный характер:

· частное право;

· публичное право.

Примечание: методы раскрыты в качестве ознакомления, учить нет необходимости. Задача состоит только в перечислении 3 (трех) методов!

1. Метод "экологизации", характеризуется проникновением экологических требований во все сферы жизнедеятельности общества. Так, законодательством РФ требования в области охраны окружающей среды и природопользования устанавливаются не только в отношении конкретных компонентов природной среды, но и в отношении хозяйственной и иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В действующем законодательстве прослеживается интеграционный подход в принятии органами государственной власти управленческих решений и осуществлении контрольных мероприятий. Характерный пример тому - изменения в градостроительном законодательстве, внесенные в конце 2006 г.

2. Метод административно-правового регулирования, характеризуется юридическим неравенством сторон и властной сущностью публичного управления, осуществляется, как правило, императивными нормами (обязательными), а усмотрение сторон допускается лишь в установленных ими пределах или случаях. Так, взаимоотношения органов государственной власти и юридических лиц при осуществлении государственного контроля и надзора регулируются именно императивными нормами.

3. Метод гражданско-правового регулирования основан на равенстве сторон, свободе волеизъявления, осуществляется, как правило, диспозитивными нормами.

Так, законодательством предусмотрена возможность заключения Соглашения между органами государственной власти разного уровня, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды как одна из правовых и наиболее действенных форм взаимодействия.

7. Экологическое право комплексная отрасль права – часть публичная (природоохрана), часть – частная отрасль права (природопользование):

Природопользование – природоресурсное право (частная отрасль права):

1) использование природной среды для удовлетворения экологических, экономических и культурно-оздоровительных потребностей общества;

2) наука о рациональном (для соответствующего исторического момента) использовании природных ресурсов обществом – комплексная дисциплина, включающая элементы естественных, общественных и технических наук.

Задача обеспечивать охрану и рациональное использование отдельных природных ресурсов – земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха.

Природоохранное право, регулирующее общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общих природоохранных правовых институтов, решения концептуальных вопросов охраны всей окружающей среды. Сюда относятся нормы Закона РФ об охране окружающей природной среды, федеральных законов об экологической экспертизе, о радиационной безопасности населения, об особо охраняемых природных территориях.

Главное назначение этой части экологического права – обеспечивать регулирование всего природного дома, естественного жилища людей в комплексе, в целом.

8. Источники экологического права. (перечислить конкретные законы):

В систему источников права окружающей среды входят конституции, законы, подзаконные акты, судебные решения.

Источник нижеперечисленных законов – М.М. Бринчук «Экологическое право», 2.2.Основные источники права окружающей среды:

Иные федеральные законы источники экологического права:

· Федеральные законы, регулирующие общие институты экологического права (общая часть)

· Федеральный закон от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;

· Федеральные законы, регулирующие отношения в сфере экологической безопасности

· Федеральный закон от 09.01.1996 №3-ФЗ «О радиационной безопасности населе­ния»;

· Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребле­ния»;

· Федеральный закон от 19.07.1997 №109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицида­ми и агрохимикатами»

· Федеральный закон от 21.12.1994 №68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

· Федеральный закон от 21.07.1997 №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"

· Федеральный закон от 10.07.2001 №92-ФЗ «О специальных экологических про­граммах реабилитации радиационно-загрязненных участков тер­ритории»;

· Федеральные законы, регулирующие отношения по поводу охраны отдельных природных объектов

· Федеральный закон от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных тер­риториях»;

· Федеральный закон от 23.02.1995 №26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»;

· Федеральный закон от 30.11.1995 №187-ФЗ «О континентальном шельфе Россий­ской Федерации»;

· Федеральный закон от 17.12.1998 №191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»;

· Федеральный закон от 31.07.1998 N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, терри­ториальном море и прилежащей зоне»;

· Федеральный закон от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал»;

· Федеральный закон от 07.05.2001 №49-ФЗ «О территориях традиционного приро­допользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»

· Федеральный закон от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

9. Виды органов государственного управления. (Конкретно перечислить – общие (Президент, Федеральное Собрание, Правительство) и специальные (Роспотреб надзор и т.д.):

Виды органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Органы общей компетенции.

Их можно подразделить на три вида: органы общей компетенции, органы специальной компетенции, функциональные органы.

К органам общей компетенции, осуществляющим государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся:

· Федеральное Собрание РФ;

· Президент России;

· Правительство России;

· администрация субъектов РФ;

· органы местной администрации (ОМСУ).

Специальные органы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды (5. Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды функциональными и иными органами):

Найти в интернете……..

………………………….

10. Принципы экологического права; (специфический принцип - презумпция виновности):

Краткое перечисление принципов (раскрытие, найдете в учебнике, если интересно).

· принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

· принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы;

· принцип комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду;

· принцип обязательности учета требований экологической безопасности;

· принцип достоверности и полноты информации;

· принцип независимости экспертов;

· принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

· принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

· принцип ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц.

11. Объекты экологического права; (по закону перечислить – вода, земля, воздух и т.д.:

В Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» проведено разделение объектов охраны:

· экосистемы (закрытые единые совокупности элементов природы на общей территории, способные длительно устойчиво существовать при замк­нутом кругообороте веществ);

· природные ресурсы (части природы, которые используются для удов­летворения экономических, материальных потребностей общества - земли, леса, воды, животный мир и др.);

· природные комплексы (системы взаимосвязанных природных элементов, которые охраняются как единое целое - заповедники, заказники, наци­ональные парки, ландшафты и др.);

· озоновый слой Земли, микроорганизмы, генетический фонд.

Наши рекомендации