Беседа на тему: «Откуда дождь пришёл?»

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе

на тему:

«Откуда дождь пришёл»

Интеграция образовательных областей:«Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей) «Коммуникация»,

«Музыка», «Чтение художественной литературы»

Виды детской деятельности:познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, продуктивная.

Задачи:

- Развивать поисковую деятельность детей: способность к определению задач на основе поставленной проблемы; умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор.

- Выявить, обогатить и закрепить знание о дожде, облаках, их видах.

- Развивать наблюдательность, творческое воображение, познавательный интерес к окружающему миру, а также память, связную речь, умение анализировать и делать выводы.

- Формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам как средство развития основ экологической культуры

Предварительная работа:

· Беседа с детьми о значении воды

  • Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ» и других стихотворений о дожде ,облаках, воде.
  • Чтение сказки Т.А Шорыгина «Приключения Кап и Ли»
  • Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»
  • Чтение сказки «Круговорот воды в природе»
  • Проведение отдельных опытов с водой (состояния воды, свойства воды)
  • Дидактическая игра «Кому нужна вода»
  • Рисование на тему « Путешествие Капельки»
  • Познавательная игра «Где, какая вода бывает?», «Хорошо или плохо».

· Презентация на тему: «Какие бывают облака», «Какие бывают дожди»

· Эксперимент «Круговорот воды в природе на примере сада в банке»

Планируемые результаты:

Имеет представления о возникновении облаков и дождя, знает виды дождя и облаков, знает о пользе дождя для всего живого, выполняет этапы эксперимента, умеет делать выводы.

Оборудование и материалы:

Презентация: «Какие бывают дожди», «Какие бывают облака», картинки с изображением разных видов облаков и дождя.

Для опыта «Домашнее облако» трёхлитровая банка, кубики льда, кипяток.

Содержание организованной деятельности:

Вводное слово воспитателя.

Отгадайте загадку:

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется во мгле

Только ноги на земле (дождь).

Звучит музыкальная запись: звуки дождя.

С мамой мы пошли гулять,

Стал он землю поливать.

Поливал, да поливал,

Всех под зонтики загнал (дождь).

Беседа на тему: «Откуда дождь пришёл?»

-Кому нравится дождь и почему?

-Дождик песенку поет:
Кап, кап...
Только кто ее поймет -
Кап, кап?
Не поймем ни я, ни ты,
Да зато поймут цветы,
И весенняя листва,
И зеленая трава...

Лучше всех поймет зерно:
Прорастать

Начнет оно.

( Б. Заходер)

Кому ещё нравится дождь?

Дождик, дождик,
Глянь, глянь!
Дождик, дождик,
Грянь, грянь!
Ждут тебя в саду цветы,
Дождик, дождик,
Где же ты?
Ждут поля,
И ждут берёзы ,
Тополя,
Дубы и розы,
Незабудки,
И быки,

Куры, утки,
Индюки.
И мы тоже,
Дождик ждём,-
Бегать будем под дождём!

( Александр Введенский)

-Что такое дождь? (ответы детей)

-Откуда дождь приходит? (ответы детей)

- Солнечное тепло испаряет воду в океанах, реках и озерах, и водяной пар поднимается в воздух. На очень большой высоте воздух слишком холодный, чтобы весь водяной пар оставался в газообразном состоянии. Он конденсируется в холодном воздухе, образуются капли воды, из которых получается облако. Капли висят высоко в воздухе до тех пор, пока не станут слишком тяжелыми. Тогда они падают, идет дождь.

-Сейчас мы с вами проведём опыт «Домашнее облако»

-Почему он так называется?

На дно трёхлитровой банки наливаем кипяток и накроем тарелкой с кубиками льда. Понаблюдаем, как водяной пар, поднимаясь вверх, и

охлаждаясь, будет превращаться в крошечные капельки воды, образуя облако.

Облака, облака - кучерявые бока.

Облака кудрявые, целые, дырявые,

Лёгкие, воздушные, ветерку послушные.

- Вы видели облака? На что они бывают похожи?

Я видела такую картину:

Облако за облаком

По небу гналось:

За облаком-мишуткой-

Облако-лось

А ветер гонит, гонит

Торопит облака.

То с налёта тронет,

То шевельнёт слегка…

Давайте пофантазируем.

Закроем глаза и представим себе небо с плывущими по нёму облаками.

Звучит запись песни «Облака» Музыка: В. Шаинский Слова: С. Козлов

-Расскажите о том, что вы видите.

3.Презентация: «Какие бывают облака»

Облака могут быть разной формы, цвета, размера. Внешний вид облаков зависит от того, как быстро они образуются, и сколько в них содержится воды.

Множество разнообразных облаков можно разделить на три основные группы – низкие, средние и высокие облака.

Перистые облака, образующиеся из ледяных кристаллов, формируются на большой высоте в очень холодном воздухе. Они часто кажутся легкими и тонкими.

Слоистые облака формируются низко над землей. Они серого цвета, часто наблюдаются в низких прибрежных зонах.

Белые пушистые кучевые облака (которые также встречаются довольно низко) украшают голубое небо в хорошую погоду. Кучевые облака названы так за свою форму. Они выглядят как кучи ваты, всё время, меняя свои очертания. А еще летом и чаще осенью бывают туманы.

Туман - это тоже облако из водяных капелек, которое возникает в холодном воздухе около земли и он чаще образуется в низинах.

Дождевые облака – это тучи. Они темного цвета, поскольку капельки воды (или ледяные кристаллы), из которых они состоят, увеличились в размерах и стали настолько крупными, что сила тяжести заставляет их падать на Землю. (Когда водяные капельки маленькие, они отражают свет, но, увеличиваясь в размере, они поглощают свет и выглядят более темными.) Дождевые облака могут быть низкими и плоскими или высокими, нависающими. Нависающие дождевые облака, имеющие форму наковальни, называются кучево-дождевыми, и именно они приносят действительно плохую погоду – грозы, ливни с градом и смерчи.

Туча по небу ходила

Туча солнышко закрыла.

Только солнце спряталось-

Туча и расплакалась…

Это пошёл дождь.

А что такое дождь?

4.Презентация: «Какие бывают дожди?

Дождь- это осадки, выпадающие из облаков в виде капель. (0.5-7 мм.)

Солнечное тепло испаряет воду в океанах, реках и озерах, и водяной пар поднимается в воздух. На очень большой высоте воздух слишком холодный, чтобы весь водяной пар оставался в газообразном состоянии. Он конденсируется в холодном воздухе, образуются капли воды, из которых получается облако. Капли висят высоко в воздухе до тех пор, пока не станут слишком тяжелыми. Тогда они падают, идет дождь.

Если дождь мельче его называют моросью.

-Какие ещё бывают дожди?

-Грибной дождь – самый любимый в народе дождик. Льется сквозь солнечные лучи иногда при почти чистом голубом небе. Грибным его называют, т.к. этот дождик летний, теплый и короткий, считается, что после него начинают расти грибы. По народным приметам под таким дождем растут не только грибы, но и маленькие дети. Весело бежать под крупными блестящими на солнце каплями. Еще про такой дождь говорят “царевна плачет”

Кружит тучка надо мной.
Дождь весёлый, дождь грибной.
А грибы меня смешат:
От дождя под зонт спешат

Ливень или проливной дождь, обильный частый дождь, который обычно льет летом. Когда говорят “льет как из ведра” имеют в виду именно ливень. Плотность струй в ливне может составлять по 10-15 на 1 кв.см. Ливневые дожди характерны для лета. Кратковременные ливни способствуют очищению воздуха, хорошему смачиванию почвы, освежают зеленые насаждения. Если же ливневый дождь затягивается, то это чревато наводнением.

Косой дождь – дождь при сильном постоянном ветре.

-Какой бывает дождь?

Наши рекомендации