Организационный момент. Опыт «Откуда берется дождь».

Уточнение естественнонаучных представлений. Создание эмо­ционального положительного фона занятия. Подготовка детей к восприятию содержания сказки.

Педагог сообщает детям о начале занятия и приглашает их в центр экспериментирования.

Педагог. Мы с вами уже много говорили о круговороте воды в природе, проводили опыты. Сегодня я хочу предложить вам провести еще одно наблюдение. Опыт называется «Откуда берется дождь». Я включаю чайник.

Педагог включает чайник.

Педагог. Что сейчас будет происходить с водой?

Дети. Она будет нагреваться, а потом закипит.

Педагог. Что произойдет, когда вода закипит?

Дети. Над чайником появится пар.

Педагог. Почему появится пар?

Дети. Пар появится, потому что вода начнет испаряться.

Над чайником появляется пар.

Педагог. Посмотрите, вода закипела, и над чайником действительно появился пар. Теперь я возьму тарелку и по­держу ее над паром.

Педагог держит прозрачную стеклянную тарелку над чайни­ком.

Педагог. Что происходит?

Дети. Пар оседает на тарелке. Тарелка запотела. На та­релке появились капельки. Они стали капать с тарелки обрат­но в чайник.

Педагог. Точно так же происходит и круговорот воды в природе. Под воздействием солнца вода испаряется с поверх­ности Земли, пары поднимаются в воздух и собираются вы­соко в небе в облака, а потом в тучи. Потом из туч выпадают осадки: дождь, снег, град. И вода снова попадает на поверх­ность Земли.

Педагог предлагает детям пройти на стульчики, стоящие перед мольбертом.

Педагог. Мы провели этот опыт сегодня не случайно. Он напрямую связан со сказкой, которую вы сейчас услы­шите.

2. Прослушивание сказки с иллюстрированием на мольберте без нацеливания на пересказ. Развитие речевого слуха. Воспи­тание чувства языка.

Педагог предлагает детям сесть удобно и включает запись сказки, иллюстрируя ее с помощью картинок на мольберте.

3.Беседа по сказке. Развитие диалогической речи, памяти. Уточнение и расширение глагольного словаря.

Беседа начинается после небольшой паузы. Педагог выясняет, как дети поняли содержание сказки, и задает им вопросы.

Педагог. Где начинается действие сказки?

Дети. Действие сказки начинается в Африке, на реке Нил.

Педагог. Опишите раннее утро в Африке, на реке Нил. Что делала в это время капелька?

Дети. Было раннее утро. Ласковое солнышко пригревало нежно и нежарко. Капелька лежала на листе лотоса, который тихо покачивался на волнах. Капелька подставляла солнышку то один бочок, то другой.

Педагог. Чего не знала капелька? И что с ней произо­шло?

Дети. Капелька и не знала, какое коварное это африкан­ское солнышко. Оно припекало все сильнее и сильнее, и на­конец капелька почувствовала, что начинает испаряться. Она поднялась над листком лотоса и превратилась в крошечное, почти невидимое облачко.

Педагог. Что произошло дальше с капелькой-облач­ком?

Дети. Капелька-облачко поднялась над рекой и медленно поплыла в горячем воздухе. Ей хорошо были видны огромный город Каир, раскинувшийся по берегам реки, древние пира­миды и загадочный сфинкс.

Педагог. Кого встретила капелька-облачко вечером? Что они стали делать?

Дети. К вечеру капелька-облачко встретила много других таких же кап еле к-облачко в. Они стали собираться вместе, пре­вратились в легкие белые облака и полетели над бескрайним синим морем.

Педагог. Какие приключения ждали капельку в путеше­ствии?

Дети. Она проливалась на землю теплым дождем, летела в бурном потоке горной реки, снова поднималась в небо, ста­новилась белым облаком или грозовой тучей.

Педагог. Какое необыкновенное приключение произо­шло с капелькой однажды?

Дети. Капелька проснулась, посмотрела на себя и ахнула. Она была уже вовсе и не капелькой, и даже не облачком. Она превратилась в кружевную ослепительно белую снежинку. Но самое главное заключалось в том, что лежала снежинка на огромной лапе загадочного сфинкса. У ног сфинкса раскину­лась большая река. По берегам реки поднимался величествен­ный город.

Педагог. Что подумала капелька-снежинка?

Дети. «Интересно, — подумала капелька. — Я отпра­вилась в путешествие от большой реки Нил в Африке, из города Каира, где стоит загадочный сфинкс. А где же я оказалась? Здесь тоже большая река, огромный город и даже два сфинкса».

Педагог. Что предстояло узнать капельке-снежинке? Дети. Ей еще предстояло узнать, что оказалась она на берегу полноводной Невы в самом прекрасном на свете городе Санкт-Петербурге.

Педагог. Понравилась ли вам сказка про путешествие капельки?

Дети. Понравилась.

Педагог. Почему?

Ответы детей.

4.Пальчиковая гимнастика «Снежинки». Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.

Педагог приглашает детей пройти на ковер и предлагает им сделать пальчиковую гимнастику.

Стою и снежинки Ритмичные удары пальцами левой руки,

в ладошку ловлю. начиная с указательного, по ладони пра­вой руки.

Я зиму, и снег, Ритмичные удары пальцами правой руки,

и снежинки люблю, начиная с указательного, по ладони левой руки.

Но где же снежинки? На первый вопрос сжать кулаки, на второй -разжать

В ладошке вода,

Куда же исчезли снежинки? На первый вопрос сжать кулаки, на второй - разжать

Куда?

Растаяли хрупкие Мелкие потряхивания расслабленными ладонями

льдинки-лучи...

. Как видно, ладошки мои горячи.

Н. Нищева

Организационный момент. Опыт «Откуда берется дождь». - student2.ru

Педагог. Сейчас вы подумаете одну минуту, подготови­тесь и будете пересказывать сказку, глядя на картинки.

Педагог помещает на мольберт перед детьми мнемотехническую таблицу.

Пересказ сказки детьми по частям. Развитие связной речи, творческих способностей, просодики, мимики, пантомимики.

Педагог обязательно предупреждает детей, что говорить они должны правильно и красиво. Дети рассказывают сказку по частям с опорой на картинки.

8. Изготовление поделки «Снежинка» в технике оригами[12]. Развитие конструктивных навыков.

Педагог приглашает детей к столу, на котором приготов­лено все для изготовления поделки (по 6 белых и бледно-голубых квадратов размером 10x10 см на каждого ребенка и по одному кружку диаметром 2 см).

Педагог. Сложите квадраты «конфетками».

Дети выполняют задание.

Педагог. Теперь приклейте две «конфетки» к кружку: одна деталь внизу, другая вверху. Их углы должны встретиться в центре круга.

Дети выполняют задание.

Педагог. Приклейте еще две детали справа.

Дети выполняют задание.

Педагог. Приклейте еще две детали слева.

Дети выполняют задание.

Педагог. В центре можно приклеить маленький кружок.

Дети выполняют задание.

Педагог. Вот как много чудесных снежинок! Молодцы! Похлопайте себе.

Дети хлопают, а потом убирают рабочие места и проти­рают руки влажными салфетками.

9.Пересказ сказки одним ребенком. Развитие связной речи, творческих способностей, просодики, мимики, пантомимики.

Один из детей повторяет пересказ сказки целиком с опорой на таблицу.

10. Окончание занятия. Оценка работы детей.

По предложению педагога дети рассказывают о том, чему они научились на занятии, что нового узнали. Педагог оценивает работу каждого ребенка.

Занятие 5

Тема. Пересказ рассказа «Зеленые питомцы».

Образовательные задачи. Учить детей передавать содержа­ние текста полно, последовательно, выразительно, совершен­ствовать навык пересказа. Уточнять естественнонаучные пред­ставления. Совершенствовать грамматический строй речи. Со­вершенствовать конструктивные навыки.

Развивающие задачи. Развивать связную речь, общую мо­торику, координацию речи с движением.

Воспитательные задачи. Воспитывать эстетические чувства, любовь и бережное отношение к живой природе, навыки со­трудничества на занятии.

Оборудование. Мольберт, рассказ «Зеленые питомцы»[13], CD, музыкальный центр, комнатные растения и оборудование для ухода за ними, цветная бумага, ножницы, клеевой карандаш, крышка от бутылки с минеральной водой, влажные салфетки.

Предварительная работа. Экскурсия в ботанический сад, оранжерею, зимний сад, магазин «Цветы». Помощь взрослым в уходе за комнатными растениями дома и в детском саду. Рассматривание слайдов с комнатными растениями. Разучи­вание загадок о комнатных растениях и упражнения «Живой уголок».

Ход занятия

1. Организационный момент. Создание эмоционального фона занятия. Сообщение темы занятия.

Педагог сообщает детям о начале занятии и приглашает их в уголок природы, где на столе расставлены комнатные растения: финиковая пальма, герань, циперус, гортензия, глоксиния и др.

Педагог. Сегодня мы с вами будем говорить о комнат­ных растениях, об уходе за ними, о том, как их можно раз­множать. Посмотрите на растения, которые я приготовила. Знакомы ли они вам?

Дети называют и показывают некоторые растения.

Педагог. Молодцы. Вы узнали многие растения. А зна­ете ли вы, что почти все они — жители далеких теплых стран? Например, финиковая пальма и герань родом из Африки, гор­тензия попала к нам из Китая, а глоксиния — из Бразилии. Именно потому, что они выходцы из жарких стран, почти все комнатные растения нуждаются в ярком свете и тепле. Я хочу предложить вам послушать рассказ об одном из этих растений. Садитесь на стульчики.

2. Прослушивание рассказа с иллюстрированием на моль­берте без нацеливания на пересказ. Развитие речевого слуха. Воспитание чувства языка.

Педагог предлагает детям сесть удобно и включает за­пись рассказа, иллюстрируя его с помощью картинок на мольберте.

3.Беседа по прочитанному. Развитие связной речи. Совер­шенствование умения пользоваться косвенной речью. Словар­ная работа.

Педагог помещает на мольберт картинку с изображением финиковой пальмы.

Педагог. Как начинается рассказ? Что говорится в нем о зиме?

Дети. Зима была в разгаре. По ночам трещали морозы, пели песни голубые метели. А по утрам город просыпался в сверкающем снежном уборе.

Педагог. Как вы понимаете выражение «Зима была в разгаре»?

Дети. Это значит, что была середина зимы.

Педагог. А что значит «пели песни метели»?

Дети. Значит, метели выли, завывали.

Педагог. Что сказала Ване мама однажды утром?

Дети. Мама сказала Ване, что они с папой улетают в отпуск в Африку. Она просила Ваню не скучать и обещала привезти африканские подарки.

Педагог. Что делал Ваня, пока родители были в отпуске?

Дети. Он ходил в детский сад, гулял с бабушкой в парке, кормил белок.

Педагог. Что привезли Ване мама и папа?

Дети. Мама и папа привезли Ване большого игрушеч­ного верблюда в серебристой упряжи и африканские фи­ники.

Педагог. Что рассказала Ване мама про финики?

Дети. Мама сказала, что финики растут на высоких паль­мах в оазисах посреди пустыни.

Педагог. А что такое оазис?

Дети. Оазис — это место в пустыне, где есть вода, где растут пальмы и другие растения.

Педагог. Что папа предложил сделать Ване?

Дети. Папа предложил Ване вырастить финиковую паль­му из косточки.

Педагог. Что дальше сделали Ваня и его родители?

Дети. Мама велела Ване вымыть косточки. А папа надпилил их напильником с одной стороны. Ваня с мамой положили косточки во влажную салфетку. Через несколько дней Ваня посадил косточки в горшки с землей и полил их. Мама поставила горшки в полиэтиленовые мешки и придвинула горшки к батарее, чтобы в них было жарко как в Африке. Потом в горшках появились ростки.

Педагог. Какими были ростки вначале и какими стали потом?

Дети. Сначала ростки были бледными и слабыми, а потом на солнечном подоконнике они стали мощными и зелеными. Из них стали выкручиваться листья.

Педагог. Что сказала о них мама?

Дети. Мама сказала, что через несколько лет ростки пре­вратятся в настоящие пальмы. Она посоветовала Ване не за­бывать поливать их и рыхлить землю в горшках.

Педагог. Как заканчивается рассказ?

Дети. Так у Вани явились зеленые питомцы, которые росли вместе с ним.

Педагог. Как вы понимаете слово питомцы?

Дети. Это те, о ком нужно заботиться, ухаживать за ними, кормить и поить их.

Педагог. Правильно. Вы внимательно слушали рассказ и смогли ответить на все мои вопросы.

4. Повторное чтение рассказа педагогом с нацеливанием на последующий пересказ. Развитие речевого слуха.

Педагог читает рассказ, предупредив детей о последующем пересказе.

5.Коллективное составление плана пересказа. Развитие па­мяти, планирующей функции речи.

Педагог предлагает детям всем вместе составить план пере­сказа.

Педагог. С чего вы начнете рассказ?

Дети. Мы расскажем о том, что зима была в разгаре; о том, каким просыпался по утрам город.

Педагог. О чем вы будете рассказывать дальше?

Дети. Потом мы расскажем о том, что однажды утром сказала Ване мама.

Педагог. Как вы продолжите рассказ?

Дети. Мы расскажем о том, что делал Ваня, пока роди­тели были в Африке.

Педагог. Что вы опишете потом?

Дети. Потом мы опишем подарки, которые привезли Ване папа и мама.

Педагог. Что следует рассказать дальше?

Дети. Мы будем рассказывать, как Ваня, папа и мама готовили косточки фиников к посадке, как Ваня посадил их.

Педагог. Чем вы закончите рассказ?

Дети. Мы опишем, какие ростки появились в горшках, как Ваня ухаживал за растениями, что посоветовала ему мама.

Педагог. Отлично! Вот вы и составили план рассказа.

6. Подвижное упражнение «Живой уголок». Координация речи с движением.

Педагог предлагает детям пройти на ковер и встать в круг. Дети выполняют знакомое упражнение.


 


Любят ребята живой уголок — Дети идут по кругу, взявшись за руки

Каждую птицу и каждый цветок.

Как-то зимой здесь гостил соловей Бегут на носочках, взмахивая руками, поменяв направление.

И не скучал меж веселых друзей.

Много зверюшек живет в уголке: вновь идут по кругу

Рыжая белка сидит на сучке, Приседают. Руки сгибают перед грудью.

Рыбки в воде затевают игру, Выполняют волнообразные движения сло­женными ладонями.

Кролик грызет на поляне кору. Делают «ушки» из ладоней

Здесь черепаха и ежик живут Показывают панцирь черепахи из сто­женных ладоней и иголки ежа из

перекре­щенных пальцев

Каждому дети гостинцы несут. Вновь идут по кругу.

Рады зверюшки гостям дорогим, останавливаются, тянутся вверх, подняв руки

Даже цветы словно тянутся

И. Молчанов

Много зверюшек живет в уголке: Вновь идут по кругу.



7. Пауза для подготовки детей к пересказу. Развитие пла­нирующей функции речи.

Педагог предлагает детям сесть и дает им пару минут для подготовки к пересказу.

8. Пересказ текста детьми по частям'. Развитие связной речи.

Педагог предлагает детям пересказать текст по частям. В завершение данного этапа работы он оценивает деятельность каждого ребенка или предлагает детям рассказать о том, чей рассказ им понравился больше и почему.

9.Коллективное изготовление поделки «Финик канарский»[14]. Развитие конструктивных навыков, навыков работы с ножницами.

Педагог приглашает детей к столу, на котором приготов­лено все необходимое для изготовления поделки (6—7 прямоуголь­ников 1,5x10,5 см из светло-зеленой двусторонней бумаги, нож­ницы, клеевой карандаш, пробка от бутылки с минеральной водой, заполненная коричневым пластилином, зубочистка).

Педагог. Возьмите по одному прямоугольнику. Закругли­те правый нижний и правый верхний углы прямоугольника (1).Дети выполняют задание.

Педагог. Левую сторону заготовки отогните, немного от­ступив от края (2).

Дети выполняют задание.

Педагог. Правую надрежьте до сгиба.

Дети выполняют задание.

Педагог. Отогните надрезы через один в противополож­ные стороны (3).

Дети выполняют задание. Педагог берет готовые ваи, дети выбирают 7—8 штук самых красивых из них. Педагог наклеива­ет ваи вокруг деревянной зубочистки и вставляет зубочистку в крышечку с пластилином.

Педагог. Теперь и в вашем кукольном уголке есть фи­никовая пальма.

Организационный момент. Опыт «Откуда берется дождь». - student2.ru

Дети относят поделку в кукольный уголок и устанавливают там, а потом наводят порядок на рабочем месте.

10. Окончание занятия. Оценка работы детей. Педагог предлагает детям рассказать о том, чем они зани­мались, а потом оценить работу друг друга.

Детская художественная литература

1. Данько В. Я. С утра до вечера. Стихи для самых малень­ких. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.

2. Дерягина Л. Б. Путешествие в город Сломанных Игру­шек. Сказка, - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.

3. Железнова К Р. Волшебная черепашка. Волшебные сказ­ки и необыкновенные истории. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.

4. Маура Г. А. Хрустальный зайчик. Стихи для детей.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.

5. Иищева И. В. Поюшая лесенка. Сказки и истории для тех, кто еще не ходит в школу. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.

6. Онисимова О. И. Самое прекрасное на свете. Сказки и истории для маленьких, - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.

Специальная и методическая литература

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: Учебное пособие. — М., 1997.

2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. — М., 1999.

3. Бородич А. М. Методика развития речи детей. — М., 1981.

4. Дубровская Н. В. Новый год. Рождество. Поделки своими руками. — СПб., 2008.

5. Короткова Э. П. Обучение рассказыванию в детском саду, - М., 1978

Петрова И. М. Кукольная оранжерея. — СПб., 2008.

6. Рождественская В. И., Радина Е. И. Воспитание правиль­ной речи у детей дошкольного возраста. — М., 1968.

7. Салагаева Л. М. Объемные картинки. Ручной труд для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрас­та. - СПб., 2007.

8. Соколова С. В. Оригами для самых маленьких, — СПб., 2008.

9. Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. — М., 1966.

10. Тихеева Е, И. Развитие речи детей раннего и дошколь­ного возраста. — М., 1981.

11. Федоренко Л. П., Фомичева Г. А., Лотпарев В. К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. — М., 1977

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие................................................................................... 3

Конспекты занятий по пересказу в старшей группе............. 10

Конспект занятия по сказке «Путешествие в город

Сломанных Игрушек».......................................... 10

Конспект занятия по сказке «Приключения розовых

босоножек»............................................................ 18

Конспект занятия по сказке «Трусливый котенок»........... 24

Конспект занятия по сказке «История о бездомном

щенке, который нашел себе хозяйку»................. 29

Конспект занятия по рассказу «Волшебный

колпак».................................................................. 35

Наши рекомендации