Ситуационные задачи для ИЗС и СР
Меняющиеся требования и ожидания потребителей означают, что если компании желают в будущем иметь предприятия, соответствующие концепции устойчивого развития, то они должны переосмыслить свои отношения с поставщиками. Во многих компаниях значительное количество исходных материалов поступает извне. Руководители предприятий должны следить за нормативами качества и стоимости материала, а также соответствия их экологическим стандартам.
Управление жизненным циклом продукции не ограничивается оценкой воздействия исходного материала на окружающую среду, а предусматривает также проверку соответствия конечного продукта экологическим нормам. Хотя включение в контракты с поставщиками экологических требований может показаться дополнительной проблемой, как и в случае с критериями качества, компании считают, что охрана окружающей среды может стать дополнительным стимулом в деле повышения качества продукции и укрепления связей.
Компания S.C. Johnson, американский производитель продукции бытовой химии, в 1990 году начала промышленное производство нового экологически безвредного упаковочного материала:
- начала использовать так называемые экоупаковки, на изготовление которых требуется на 92% меньше различных материалов;
- улучшила переработку упаковочного материала для своей продукции по уходу за полом;
- разработала новые, полностью утилизированные бутыли "РЕТ" для продукции "Future";
- сократила на 90% использование упаковочного материала для своей новой продукции "Shout";
- наладила выпуск полностью перерабатываемой упаковки средств для чистки ковров.
Компания считает, что именно благодаря сотрудничеству с поставщиками ей удалось первой предложить на рынок экологически улучшенные виды упаковки.
В прошлом году S.C.Johnson поставила перед собой ряд долгосрочных целей мирового масштаба, соответствующих концепции устойчивого развития. Эти цели включали отказ от использования экологически вредных химикатов, что неизбежно означало для поставщиков необходимость поиска приемлемых заменителей. Было решено на самом высоком уровне созвать конференцию для руководителей предприятий и поставщиков, цель которой - привлечение внимания к новым задачам в области экологии и стимулирование их выполнения.
Конференция стала естественным продолжением программы "Партнеры в борьбе за качество", разработанной в США .. Она выявляла поставщиков, желающих сотрудничать с компанией в деле дальнейшего улучшения качества продукции и услуг. 73 поставщика приняли участие в этой программе, 23 из них были отмечены специальными призами за постоянное улучшение качества поставляемых ими материалов.
95 представителей от 57 компаний из числа 70 ведущих поставщиков компании "S.C.Johnson" участвовали в работе конференции "Сотрудничество во имя лучшего будущего" в 1991 году в г. Расин, штат Висконсин. 20% поставщиков, участвовавших на конференции прибыли из своих штаб-квартир за рубежом. Сотрудники компании составили половину аудитории из 168 человек. Это были руководители трех крупнейших подразделений вместе с ведущими менеджерами по научно-исследовательским разработкам и технологии, маркетингу, сбыту и производству продукции.
В основном докладе президент и генеральный директор компании Ричард Карпентер осветил те случаи, когда экологически более чистое производство принесло компании наибольшие практические выгоды, в частности, переход в производстве моющих средств на исследование воды и отказ от растворителей. Карпентер призвал к расширению сотрудничества в практической экологии для достижения конкретных целей. Поставщики должны внимательно изучить существующие экологичные технологии, искать новые способы их применения, чтобы в первую очередь удовлетворить нужды потребителей, а не вкладывать все ресурсы в разработку новых технологий.
На конференции присутствовали видные представители правительственных, деловых и экологических структур. Некоторые клиенты компании изложили свои надежды, связанные с ООС. Это способствовало усилению основной идеи руководства компании о возрастающей экологической взаимозависимости компаний, сотрудничающих в производстве продукции. Участники конференции разделились на 10 рабочих комиссий, чтобы разработать стратегию поддержки согласованных экологических целей. Дискуссии сосредоточились на вопросах биохимического разложения, уменьшения источников загрязнения, переработки материалов и сокращения выброса летучих органических соединений. Конференция показала, что успешное решение поставленных задач может быть достигнуто только в сотрудничестве с теми поставщиками, которые могут добиться прогресса в продвижении к поставленной цели конкретно в определенные временные рамки. Покидая конференцию, поставщики имели полное представление о том, что и как они должны делать, чтобы поддержать компанию S.C. Johnson на ведущих ролях на рынке и в области экологии. Поставщики предоставили литературу об их достижениях в экологии и подали многочисленные заявки на продолжение сотрудничества в обмене информацией. Эта работа велась отделом исследований и разработок и отделом закупок компании S.C. Johnson .
Все участники конференции получили сборник материалов конференции, в который вошли доклады и основные заключения рабочих групп. Было решено издавать информационный бюллетень, в котором содержались бы примеры успешного сотрудничества при решении экологических проблем. Эти материалы будут содержать информацию о приверженности компании курсу устойчивого развития, реальными примерами свидетельствуя о возможности ответственного подхода к производству.
По мнению представителей компании, одним из результатов конференции стала возможность ускорить реализацию проектов, направленных на усовершенствование упаковочного материала, которые послужат выполнению намеченных планов на ближайшие 3-5 лет. К концу десятилетия они предусматривают сокращение на 50 % общего объема упаковочного материала, используемого компанией, а также отказ от применения некоторых видов экологически вредных химических веществ. Новая пластиковая упаковка многоразового пользования для товаров бытовой химии уже была опробована на рынках Австралии и Новой Зеландии. Кроме того, дискуссии на коференции уже привели к тому, что на рынках США и Канады появилась улучшенная упаковка.
Компания S.C. Johnson и ее поставщики считают также, что конференция будет стимулировать другие компании на повышение экологической безопасности производства. По мнению представителя крупной компании-поставщика упаковочных материалов, эта конференция "определенно даст импульс не только развитию нашего сотрудничества с компанией S.C. Johnson, но и улучшит работу в других отраслях промышленности". Компания уверена, что такие конференции компаний-потребителей и поставщиков способствуют достижению устойчивого развития и могут проводиться другими компаниями.
Вопросы и задания.
1. Какой способ продвижения экоупаковки предложили бы Вы?
2. Достигла ли всех возможных целей конференция? Какие еще цели могли быть достигнуты?