Изучение среды маркетинга

Прежде чем решиться на организацию сбыта за рубежом, фирме необходимо многое узнать. Фирма должна разобраться как в ограничениях, так и в возможностях, присущих системе международной торговли экотоварами. Организуя сбыт в другой стране, фирма сталкивается с самыми разными торговыми ограничениями. Самым распространенным ограничением является таможенный тариф, представляющий собой налог, которым иностранное правительство облагает некоторые ввозимые в страну товары. Таможенный тариф может преследовать цели увеличения поступлений (фискальный тариф) или защиты интересов отечественных фирм (протекционистский тариф). Кроме того, экспортер может столкнуться с квотой, то есть количественным пределом товаров определенных категорий, разрешенных к ввозу в страну. Целями квоты являются сохранение иностранной валюты, защита местной промышленности и охрана занятости. Предельной формой квоты выступает эмбарго, при котором отдельные виды импорта оказываются полностью запрещенными. Не благоприятствует торговле и валютный контроль, посредством которого регулируется объем наличности в иностранной валюте и ее обменный курс на другие валюты. Фирмы могут столкнуться с нетарифными барьерами, например, с дискриминацией ее предложений и наличием производственных стандартов, дискриминационных по отношению к товарам фирмы.

Каждая страна имеет свою специфику. Готовность страны к восприятию тех или иных товаров и услуг и ее привлекательность в качестве рынка для зарубежных фирм зависят от существующей экономической, политико-правовой и культурной среды.

Экономическая среда. Планируя выход на международный рынок, нужно изучить экономику каждой интересующей страны. Привлекательность страны в качестве экспортного рынка выражается двумя характеристиками. Первым экономическим показателем является хозяйственная структура страны, которая определяет ее потребности в товарах и услугах, уровне доходов и занятости и т.п.

Существуют 4 типа хозяйственных структур:
1.Страны с экономикой типа натурального хозяйства (Бангладеш, Эфиопия). В таких странах большинство населения занимается простейшим сельскохозяйственным производством. Большую часть продуктов потребляют сами, а остальное - напрямую обменивают на простые товары и услуги. В этих странах экспортеру открывается не много возможностей.
2.Страны-экпортеры сырья богаты одним или несколькими видами природных ресурсов (например, Чили - оловом, медью; Заир - каучуком; Саудовская Аравия - нефтью), зато обделены в других отношениях. Большую часть средств они получают за счет экспорта своих природных ресурсов. Подобные страны являются хорошими рынками для сбыта добывающего оборудования, инструмента и вспомогательных материалов, погрузочно-разгрузочного оборудования, грузовых автомобилей. В зависимости от численности постоянно проживающих в стране иностранцев и состоятельных местных правителей и землевладельцев, она может явиться также рынком сбыта товаров широкого потребления западного типа и предметов роскоши.


3.Промышленно развивающиеся страны (Бразилия, Филиппины, Египет). В рамках промышленно развивающейся экономики обрабатывающая промышленность дает уже от 10 до 20 % валового национального продукта страны. По мере развития обрабатывающей промышленности такая страна все больше полагается на импорт текстильного сырья, стали и изделий тяжелого машиностроения, и все меньше на импорт готовых текстильных изделий, бумажных товаров и автомобилей. Индустриализация вызывает появление нового класса богачей и небольшого, но постоянно растущего среднего класса, которому нужны товары нового типа и чаще всего только импортные.
4.Промышленно развитые страны (США и страны Западной Европы) являются основными экспортерами промышленных товаров. Они торгуют между собой и вывозят товар в страны с другими типами хозяйственной структуры в обмен на сырье и полуфабрикаты. Большой размах и многообразие производственной деятельности делают промышленно развитые страны с их внушительным средним классом богатыми рынками сбыта для любых товаров.

Вторым экономическим показателем страны является степень распределения доходов, на которой сказываются не только особенности хозяйственной структуры, но и особенности политической системы страны. По характеру распределения доходов последние делятся на:

1.Страны с очень низким уровнем семейных доходов.

2.Страны с преимущественно низким уровнем семейных доходов.

3.Страны с очень низким и очень высоким уровнями семейных доходов.

4.Страны с преимущественно средним уровнем семейных доходов.

Так, например, автомобиль "Ламборджини" стоимостью более 50 тысяч долларов имеет самый крупный единичный рынок в Португалии, наиболее бедной стране Европы, где, однако, немало богатых, заботящихся о своем положении людей.

Политико-правовая среда. При установлении деловых отношений с той или иной страной нужно учитывать следующие 4 фактора:
- отношение к закупкам из-за рубежа. Некоторые страны относятся благожелательно, другие - резко отрицательно. Например, Мексика на протяжении ряда лет привлекает к себе капиталовложения из-за рубежа, предлагая иностранным вкладчикам льготы и услуги при выборе мест размещения предприятий. В то же время Индия требует от экспортеров соблюдения импортных квот, блокирует некоторые валюты, ставит условием введение в руководство создаваемых предприятий большого числа своих граждан и т.д.
- политическую стабильность. Правительства сменяют друг друга и меняется экономический курс. Могут конфисковать собственность иностранной фирмы, заблокировать ее валютные резервы, ввести импортные квоты или новые обложения.
- валютные ограничения, связанные с валютным обменом. Иногда правительства блокируют собственную валюту или запрещают ее перевод в любую другую. Обычно продавец хочет получить доход в валюте, которой он может пользоваться, или в валюте его собственной страны.
- государственную машину. Степень эффективности системы помощи иностранным компаниям со стороны принимающего их государства, то есть наличие эффективной таможенной службы, достаточно полной рыночной информации и т.д. Часто при получении взятки многие препятствия исчезают.

Культурная среда. У каждой страны есть свои культурные традиции, свои предпочтения и свои запреты, которые деятель рынка должен изучить.

Наши рекомендации